Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследования поведения двухсот юношей, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

2. Психологический подход причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.

3. Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии Э. Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм).

Теория аномии Р. Мертона. Мертон считает, что девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социально одобряемыми способами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства.  В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков, включающую такую градацию их типов: конформное поведение и девиантное поведениие, формами которого служат инновация, ритуализм, ретритизм, бунт.В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Примером может быть молодой человек, который получает образование, находит престижную работу и успешно продвигается по службе. Конформизм – это поведение, полностью противоположное девиантному.

Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Ретритизм предполагает отрицание, как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.

Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

4. Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. Теория стигмации (клеймения). Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».

Источником девиация могут служить конфликты между культурными нормами (нормами различных этнических групп, традиционной и молодежной субкультурами, массовой, элитарной, народной культурами).

 

3.Перспективные  направления развития молодежных  и детских общественных объединений  в современной России

1) научное обобщение опыта, предполагающее разработку научной  и идеологической платформы развития  молодежных институтов гражданского  общества, разноуровневой подготовки молодежных работников, сотрудников, лидеров общественных объединений, государственных и муниципальных служащих органов управления образованием, молодежной политикой;

2) законотворчество, способствующее созданию инициативных разновозрастных групп и межсекторных центров поддержки социальных инициатив на муниципальном (общинном) уровне, их программное научно-педагогическое обеспечение;

3) международная интеграция, предполагающая включение в международные проекты и программы, развитие международных контактов, активное использование Интернет-ресурсов, создание международного общественного движения в поддержку общественной деятельности детей и молодежи. Эффективное развитие детских и молодежных общественных организаций возможно при соблюдении следующих условий:

• размещении социального заказа на общественно полезную деятельность; обеспечении дополнительного финансирования инициативных проектов детей и молодежи за счет привлечения негосударственных средста без мотива извлечения прибыли; общественном контроле за бюджетным финансированием социально-инициативной деятельности детей и молодежи; конкурсном размещении грантов среди инициативных групп по проектам, отражающим приоритетные направления государственной политики;

• создании межсекторных структур поддержки общественно полезной деятельности (общественно-муниципальные учреждения, некоммерческие ассоциации, партнерства, фонды, ресурсные центры и т.п.); заключении межсекторных временных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве (социальное партнерство); проведении межсекторных мероприятий (гражданский форум, молодежные фестивали, съезды добровольцев и т.п.);

• участии государственных чиновников в консолидированных общественных органах, участии общественности в принятии государственных решений, включении лидеров инициативных групп в различные государственные органы, комиссии, экспертные группы.

Учитывая отставание процесса развития общественных объединений детей и молодежи России от аналогичного в ведущих европейских странах, США, Канаде и Японии, необходимо модернизировать государственные и общественные институты, с учетом решения следующих задач:

• создание информационно-аналитической базы данных о развитии системы планирования, программирования, прогнозирования развития межсекторного социального партнерства;

• разработку инновационного проекта межнационального фонда подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и административных кадров, общественных деятелей;

• научно-методическое обеспечение общественно полезной деятельности (ОПД) молодежи, включая социологические обследования детей и молодежи;

» проведение международных конференций, тематических встреч, круглых столов; конкурса юношеских творческих работ и проектов, посвященных актуальным международным молодежным проблемам.

Таким образом, можно предположить, что молодежные и детские объединения в силу особенностей своего возникновения и структуры ресурсной базы будут занимать различное положение между государством, гражданским обществом и свободным рынком. Это будет проявляться в корпоративных ценностях (в том числе и понимании своего места в молодежной политике и отношении к проблемам детей и молодежи), организационной структуре и структуре управления, основных направлениях деятельности.

Билет 20

1. Гражданское  и патриотическое вопитание молодежи

гражданственность обычно трактуют в трех аспектах:

во-первых, как форму идентичности человека, выражающуюся в установлении его связи с конкретным обществом и государством на основе принятия и усвоения общих ценностей, смыслов и норм поведения и взаимной ответственности;

во-вторых, как политическую позицию личности, реализующуюся в ее готовности и способности к участию в решении общественных и государственных проблем, в ощущении сопричастности социальным процессам и интересе к ним;

в-третьих, качественное состояние общества и личности, достигнутое в ходе развития, противоположное по своему содержанию традиционности, радикализму и иррациональности, базирующееся на принципах рационализма и свободного обмена результатами своей деятельности. В этом случае гражданственность рассматривается как необходимый атрибут гражданского общества.   

Патриотизм, в свою очередь, представляет собой любовь к своей стране, заботу о ее процветании и благополучии.

Понятия «патриотизм» и «гражданственность» тесно связаны друг с другом, поскольку оба характеризуют форму связи личности, общества и государства. Однако они не являются тождественными. В категории «патриотизм» отражается преимущественно эмоционально-психологическое отношение к стране и государству, которое чаще всего выражается в символической форме. Для патриота государство и общество, в котором он живет, это, прежде всего, Родина и Отчизна.

Одним из следствий общественно-политического кризиса 90-х годов в России стала дискредитация идей гражданственности и патриотизма как важнейших паттерн (целостных образований, моделей, образцов) общественного сознания.

Во-первых, в государственной политике отчетливо выражена установка на строительство в России гражданского общества. Но необходимым условием его создания является обретение людьми статуса граждан и патриотов, для которого характерно обладание комплексом естественных прав и свобод, а также готовность и способность нести ответственность не только за себя и своих близких, но и за судьбы страны. Показательно в данной связи, что Президент РФ Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию президент России Д. А. Медведев так определил образ будущего: «Общество умных, свободных и ответственных людей». Он также подчеркнул, что основная цель правового воспитания это формирование высоконравственной, всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста, гражданина и патриота своей страны.

Во-вторых, в настоящее время понятно, что задача модернизации Российской Федерации не может быть решена без наращивания и эффективного использования социального капитала молодежи. Он представляет собой реальные и потенциальные возможности молодых людей, которые они могут использовать для повышения качества собственной жизни и жизни всего общества, и которые являются результатом их межличностного взаимодействия.

Гражданское и патриотическое воспитание – это система формирования у личности комплекса ценностей, жизненных смыслов и убеждений, в основе которых лежат представление о ее органической связи со страной проживания (Родиной) и готовность различными (легальными) способами способствовать ее развитию и процветанию.

2. Формы социальных девиаций

1. Культурная и психологическая девиация. В зависимости от того, в чем происходит отклонение в поведении – во внешнем или внутреннем мире человека, выделяют два вида девиации – культурную и психологическую.

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры, которое изучается социологами.

Психологическая девиация – это отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и прочие, которые изучаются психологами.

2. Индивидуальная и групповая девиация. Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов:

3. Первичная и вторичная девиация. Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Она порой  наносит заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

4. Позитивная и негативная девиация – служат еще одно парой альтернативных видов девиации.

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная.

Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, трудоголики. На другом полюсе расположится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"