Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное, делинквентное и преступное

Аморальное поведение – это поведение, нарушающее нормы морали (неписанные правила поведения). Примером такого поведения могут служить лживость или бестактность.

Асоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы (нормы социального общежития). Примером такого поведения могут служить уклонение от выплаты алиментов на воспитание детей одним из супругов или  многоженство.

Было бы ошибкой рассматривать девиантное поведение и преступность только в негативном свете. Очень часто девиантные поступки способствуют появлению в обществе новых идей, новых течений в искусстве, культуре, политике.

5. Социофобная и аутофобная девиации разделяют все множество отклонений по направлению их действия – на общество или на самого себя.

Социофобная девиация – это поведение, отклоняющееся от социальных, в т.ч. моральных норм и приносящее вред окружающим (эпатажное поведение, оскорбление религиозных чувств верующих, мошенничество, издевательство над слабыми, нечестность, хамство, бестактность и т.п.).

Аутофобная девиация – это саморазрушительное отклонение от нормы, направленное на самого себя (наркомания, алкоголизм, проституция, членовредительство, обжорство и др.).

6. Существуют классификация  отклонений по их целевой направленности:

а) отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления;

б) отклонения агрессивной ориентации – насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство;

в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).

7. По другим основаниям  классификации выделяют следующие  формы девиантного поведения:

а) моральные формы девиации (обман, невозврат долгов, невыполнение обещаний, жестокость по отношению к животным, загрязнение окружающей среды, использование секса для достижения собственных целей, гомосексуализм, до- и внебрачные половые связи, проституция, иждивенчество, потребительство, инфантилизм и  т.п.);

б) аутофобные (т.е. направленные против самого себя) формы девиации (алкоголизм, наркомания, токсикомания, членовредительство, суицид);

в) экономические формы девиации (взятки, уклонение от налогов, ведение теневого бизнеса и т.п.);

г) криминальные формы девиации (мошенничество, вымогательство, воровство, насилие,  грабеж, разбой, убийство, терроризм т.п.).

8. Иногда в особую категорию  выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком). Это могут быть карточные или компьютерные игры, Интернет и т.д.

3.Принципы организации игрового взаимодействия и его программно-методическое обеспечение в молодежных и детских объединениях

В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. Игровое взаимодействие - это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.

Учитывая вариативно-программный подход к содержанию деятельности детских объединений сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при которых игровое взаимодействие выступает важнейшим инструментом объединения детей и взрослых.

Принцип индивидуальной избирательности способов взаимодействия с учетом возрастных особенностей ребенка. При разработке игровых программ организаторы детских объединений должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями.

Принцип адекватности способов взаимодействия в системе социальных отношений в обществе. Данный принцип раскрывается в этнокультурном характере при отборе игр. Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, - и все это имеет значение для выбора самого разнообразного набора игр. В игре ребенок опирается на собственные социальные установки, знания.

Принцип рефлексивного характера игровой деятельности субъектов. Он заключается не просто в фиксации результатов игр. Речь идет о различных аспектах анализа собственных действий каждого участника игры.

Ориентация на гуманистический характер взаимодействия в игре. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необхо-димо согласовать, просчитать складывающиеся отношения, анализировать причинно-следственные связи возникающих конфликтов и проблем. Это попытка введения в игру гуманистических элементов коррекции отношения.

Паритетное соотношение управления и самоуправления в игровой деятельности. Приводит к саморазвитию игры в различных группах детей. Данное принципиальное положение раскрывается в нахождении так называемого «мотива объединения», т.е. самореализации ребенка в доступной для него деятельности. Переход от игр-забав, к играм-заданиям и от них к игровой деятельности участника детского объединения - это логический путь построения игровой основы общественной деятельности детей. При этом взрослый занимает не столько организаторскую позицию, сколько позицию консультанта, советника умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах.

Субъектность - совокупный принцип организации игрового взаимодействия. Детское объединение существует до того момента, пока обеспечена субъектность ребенка, идет усвоение социального опыта на основе взаимодействия детей и взрослых.

Программа игровой деятельности детских объединений представляет собой форму реализации программирования применительно к конкретному объекту: организации или первичному коллективу, постоянному или временному формированию.

Отличительной особенностью программно-методического обеспечения игрового взаимодействия является методика индивидуальной проблематиза-ции, базовыми положениями которой являются:

• рефлексия как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности;

• «инфантилизагшя» как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими, снимающие определенные поведенческие и эмоциональные стереотипы;

• эмпатия как способность чувствовать игровые состояния других людей, эмоциональная идентификация с другими;

• креативность как способность находить оптимальный путь достижения поставленной цели, действуя нестандартно, оригинально, создавая творческую атмосферу.

Созданная система программно-методического обеспечения позволяет воспользоваться возможностями игрового взаимодействия для:

• диагностики состояний детских объединений;

• определения психолого-педагогического климата в детских объединениях, группах, командах и т.д.;

• осуществления прямой и обратной связи, в ходе которой можно получить необходимую информацию для продвижения инновационных, творческих идей участников объединения;

• создания условий для развития лидерского и творческого потенциалов участников детских объединений.

Таким образом, вариативность, гарантированность, самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности, практически неограниченные возможности развития программ в любом направлении с учетом личных особенностей участников этого процесса, создали условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, для проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, для понимания ребенком зависимости своих успехов от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вюкруг него.

 

 

Билет 21

1.Государственная  поддержка молодёжных и детских  общественных объединений

Систематизация данных о мировых процессах государственной поддержки общественной деятельности детей и молодежи свидетельствует о превалировании в экономически развитых странах следующих тенденций разработки и принятия законов:

- упрощение процедур регистрации  негосударственных некоммерческих организаций (переход с разрешительной системы на уведомительную);

-  предоставление им  и их спонсорам налоговых льгот;

- стимулирование создания  структур государственно-общественной  экспертизы социальных проектов  общественных объединений и др.

Опыт новой России показывает, что функциональные цели молодежных и детских общественных объединений могут быть достигнуты лишь при условии их активного взаимодействия с государством. Законодательную, нормативную правовую базы развития общественных объединений детей и молодежи в РФ определяют документы, условно сгруппированные по пяти уровням в соответствии с субъектами их издания:

1. Регламентирующие, рекомендательные  документы мирового сообщества (учредительные  акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.).

2. Внутригосударственные  юридические акты федерального  значения (Конституции РФ; законы, указы, распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, решения коллегий и инструкции министерств и ведомств).

3. Документы субъектов  РФ, обеспечивающих реализацию законов  на своей территории, выполнение  федеральных: нормативных законоположений  с правом законодательной инициативы.

4. Документы муниципальных  образований.

5. Решения, приказы и распоряжения  учреждений и организаций.

Уже более 15 лет как ратифицирована и вступила в силу для РФ Конвенция ООН о правах ребенка.

Принятые федеральные законы заложили основу правового регулирования деятельности общественных объединений, способствовали значительной активизации и росту добровольческих гражданских инициатив, хотя, как показали результаты исследования, в большой мере этому способствовали международные фонды и зарубежные некоммерческие организации, оказывающие в 1991 г. некоммерческим организациям России прямую финансовую поддержку. В 1991 г. был принят первый нормативный акт в области молодежной политики - Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». С тех пор государственная молодежная политика конституирована как область государственной деятельности. Впервые осуществление целостной государственной молодежной политики в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президент РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992г. № 1075.

Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне складывалась начиная с 1992 г. Она представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. Утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики» определили ее как деятельность государства по созданию правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.

федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее осуществления широко используется программно-целевой подход. Так, в 1994 г. Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. № 1922 утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России»,

Таким образом, цель осуществления программ различного уровня и направлений заключается в создании условий для поддержки инициатив молодежи, не только входящей в молодежные общественные объединения, но в любые инициативные группы, а также отдельно взятых представителей молодежи. В этом контексте молодежь понимается и как субъект, и как объект государственной молодежной политики. Молодежь является главным образом активным участником государственной молодежной политики и только частично - объектом приложения тех или иных социальных усилий. Можно констатировать, что в настоящее время увеличилось количество федеральных целевых программ.

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р О С Н О В Ы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года

2.Политическое  сознание и политическая активность  молодежи.

Политическое сознание – это результат и процесс отражения, освоения политической реальности с учётом социальных интересов людей. Это система взглядов, понятий, представлений, установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям. Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм.

Политическое сознание включает с себя следующие компоненты.

Политическую психологию – практическое сознание субъекта политических отношений, совокупность социальных чувств, настроений, эмоций, воли, мыслей, особых черт характера, возникающих у социальных групп, слоёв и отдельных личностей на основе общих условий их жизни и выражающих их отношение к другим социальным общностям, партиям, государству и их политике.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"