Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
• Новые детские и молодежные организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов.
• Объединения, создаваемые сверху взрослыми для работы с молодежью (из педагогических соображений).
Билет 25
1.Молодёжное движение в России: исторический опыт и современное состояние
Для отечественного молодежного движения она имела и ряд позитивных следствий. В качестве таковых Б.А. Ручкин называет:
- воспитание молодежи;
- участие в конкретных
исторических ситуациях в
- создание системы работы с кадрами;
- представительство молодежи.
В то же время нельзя не замечать и негативных следствий комсомольского прошлого. В частности:
- компартия фактически
превратила юношеский союз в
своего рода ведомство по
- ликвидация молодежных организаций, превращение комсомола в единственный союз юношества – безусловно, негативный урок отечественной истории;
- на протяжении практически
всего советского периода
- молодежное движение, спрессованное
в комсомол, находилось под контролем
правящей компартии и
- компартия и государственное
руководство использовали
На протяжении всего периода одновариантного молодежного движения в стране возникали молодежные организации и объединения. В их числе были политические, но в своей основе – объединения по интересам. Если официально они не осуждались, как это было в середине 20-х годов, то все же им ставили «палки в колеса». Даже возникшие на волне демократизации общественной жизни в 60-х годах («хрущевская оттепель») формирования молодежи всячески притеснялись партийно-государственной машиной; кадры комсомола, хотя и неофициально, но справедливо назывались партийными, руководители комсомольских организаций все первичных ячеек утверждались партийными комитетами; компартия обладала исключительным устанавливать правом партийную прослойку, партийное ядро в комсомоле.
Между тем, распад комсомола автоматически не привел к возникновению влиятельного молодежного движения. Безусловно, государство и общество объективно были заинтересованы в его развитии в силу ряда причин.
Во-первых, объединяя молодых людей и детей в жизнедеятельные коллективы, организуя и социализируя их, они несут в себе огромный воспитательный потенциал. Тем самым молодежные и детские организации в силу своего положения и направленности деятельности являются соучастниками (субъектами молодежной политики общества),
Во-вторых, организованное движение молодежи в определенной мере является связующим звеном между государством, обществом и молодежью. Государство и общество на федеральном и региональном уровнях могут опираться на молодежные и детские организации в проведении своей политики. Государственные органы и общественные организации также заинтересованы в привлечении молодежных объединений к разработке и реализации своей молодежной политики.
В-третьих, в молодежных организациях особо заинтересованы политические партии, рассматривающие их как канал пополнения своих рядов и проведения своей политики в молодежной среде.
Но в начале 90-х годов главной тенденцией в данной сфере было не укрепление молодежных организаций, а образование все новых и новых объединений. В частности, к середине 1994 года в стране было зарегистрировано более 90 общероссийских, межрегиональных и международных молодежных и детских организаций и объединений. Оказалось, что раздробленность молодежного движения снижает его эффективность и действенность как в отношении самоопределения самой молодежи, так и решения государственных и общественных проблем.
Молодежные и детские организации с самого начала ориентировались на активное участие в органах власти и управления главным образом через своих представителей, общественную, воспитательную, просветительскую, педагогическую, культурно- и научно-просветительную деятельность в дополнение к воспитанию в семье и школе. Они стремились использовать самые различные формы работы – непосредственную работу среди молодежи, собрания, конкурсы, слеты, семинары, сборы, игры, соревнования и др.
Но, к сожалению, к общим негативным характеристикам современного молодежного движения изначально следовало отнести низкую организованность, отсутствие сплоченности членов самой деятельности по достижению поставленных целей; отсутствие конкретных программ деятельности, идеологии. Большинство союзов не ставило своей целью непосредственную работу среди молодежи и во имя молодежи, ограничиваясь декларациями, выдвижением требований перед государством. У молодежных организаций, прежде всего их лидеров, не сложилось понимания необходимости сильных программ, рассчитанных непосредственно на молодежь и привлекательных для нее.
В настоящее время в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Современное детское движение России – это более 20000, в том числе более 80 крупных, детских общественных объединений, охватывающих более 5,5 млн. детей, что составляет приблизительно 30,2% детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации.
2.Студенческая молодежь и ее особенности
Большую и прогрессивную часть молодежи составляет студенческая молодежь. Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов.
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения понятия «студенческая молодёжь». В разработках О.В. Лармина «студенческая молодежь — это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни».
Следующая точка зрения принадлежит А.С. Власенко: «Студенческая молодёжь — это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».
Существуют определения студенческой молодежи, в которых данная категория является определенной интеллектуальной основой общества. Так, Н. Лясников, Ю. Лясникова пишут, что студенческая молодежь — это смена поколения в интеллектуальной сфере, и насколько эта интеллектуальная смена способна воспроизводить толерантные отношения, настолько в духовной культуре утвердится задача лучше понимать и созидать мультикультурную реальность. М.А. Ковзиридзе считает, что студенческая молодежь — это социальная группа, которая претерпевает динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей и отношений со всеми элементами социальной, политической, а также других структур общества и обладает интеллектуальным капиталом и ресурсами для повышения своего интеллектуального и профессионального уровня [5, C. 472].
Т.В. Солодовой в статье «Психосоциальное исследование студенческой молодежи» студенческая молодежь определяется как специфическая социально-демографическая группа, в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев, занимающаяся накоплением информации для профессиональной деятельности, с определенным общественным положением, ролью и статусом, активно участвующая в различных формах жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации своих жизненных стратегий.
Студенческая молодежь, с точки зрения будущего нации, определена трактовках Н.П. Шарапова, Ю.В. Шкудуновой и О.В. Хамчук:
студенческая молодежь — это не только самая активная и динамичная часть любого общества, объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит решающим образом определить судьбу страны;
студенческая молодежь — это будущее всех наций, основной потенциал строительства нового общества, это та социальная группа, на которую возлагается надежда и ответственность за воплощение мечты отцов, дедов и прадедов и которая является самой активной, динамичной частью любого общества.
А.В. Чукреева описывает студенческую молодежь как социально-демографическую группу, готовящуюся в ходе получения высшего образования к профессиональной деятельности.
Студенческая молодежь как наиболее подготовленная, образованная часть молодежи описывается В.И. Столяровым, С.А. Фирсиным.
Таким образом, однозначного определения студенческой молодежи нет. На наш взгляд, наиболее полное определение дано
О.В. Ларминой: «Студенческая молодежь — это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [2, C. 110].
По данным социологических исследований, 20.40 % представителей студенческой молодежи совмещают учебу с работой или осуществляют вторичную занятость. Чтобы определить различные направления вторичной занятости студенческой молодежи мы рассмотрим понятия «занятость» и «вторичная занятость».
Итак, занятость — это отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры. К занятому населению относятся лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, кооперативах всех видов, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью. Данные о занятых включают лиц, работающих по основному месту работы, как полный рабочий день, так и неполный в пересчете на полный. В число занятых не включаются учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; лица, ведущие домохозяйство; зарегистрированные и незарегистрированные безработные; женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Различные типы занятости, появившиеся на российском рынке труда в течение десятилетия преобразований, могут быть условно объединены понятием «нерегист- рируемая занятость». Ею охвачены не только безработные, имеющие официальный статус, но и занятые работники, чаще всего в форме вторичной занятости. Согласно данным социологических исследований, не менее 70 % работников, находящихся в состоянии неполной занятости, имеют работу в периоды вынужденных отпусков или укороченного рабочего времени. Доля вторично занятых официальных безработных колеблется в пределах 20.30 %.
В настоящее время существует достаточно много определений вторичной занятости. В энциклопедии по социологии вторичная занятость трактуется как одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработка по основному месту работы.
Основные формы вторичной занятости — совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), предпринимательство, нерегулярные заработки, работа за границей по временному контракту и другое.
Основная причина вторичной занятости — низкий уровень оплаты труда на основной работе.
Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как с ее спецификой, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичную занятость можно определить как дополнительную ( вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход [6].
В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты, пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия. В широком смысле под понятием «вторичная занятость» понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т.д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.
Можно выделить ряд подходов к интерпретации понятия «вторичная занятость». В первом случае вторичная занятость рассматривается как источник дополнительных доходов, в том числе и тех, которые непосредственно не связаны с трудовой деятельностью человека, а возникают от использования принадлежащих ему объектов собственности и имущества (дивиденды по акциям, проценты по банковским вкладам, арендная плата от сдачи внаем жилья или других объектов недвижимости и т.п.).