Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Одновременно показатели состояния здоровья молодежи довольно адекватно характеризуют качество ее жизни. В свою очередь без утверждения ценностей здорового образа жизни невозможно изменить демографическую ситуацию в стране и сформировать новую модель семейно-брачных отношений, ориентированную на качество жизни «среднего класса».

Специалистами установлено, что молодежь, находящаяся в неблагоприятном социальном положении имеет меньше шансов на долгую и продуктивную жизнь. Например, дети и подростки из неблагополучных семей чаще страдают от хронических болезней и нетрудоспособности в самом раннем возрасте.

В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека.

В современном мире здоровье стало представлять значительную ценность, поэтому большинство людей (в том числе и молодых) осознают важность его сохранения и укрепления. Но, несмотря на это, общее состояние здоровья молодого поколения в нашей стране характеризуется ростом заболеваемости и смертности на фоне высоких достижений медицины и постоянного совершенствования технических средств, позволяющих проводить как раннюю диагностику, так и все необходимое лечение. 

Известно, что показатели здоровья зависят от многих факторов, в том числе наследственных, социально-экономических и экологических. Так, по данным ВОЗ, состояние здоровья современных людей только на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 25% определяется экологией и на 50-55% – условиями и образом жизни человека.

Тем не менее современная молодежь в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на те или иные внешние обстоятельства.

Сохранение здоровья, общее снижение заболеваемости, инвалидизации и смертность населения, стабилизация эпидемиологической ситуации по социально значимым и социально обусловленным болезням, особенно среди подростков и молодежи, являются одной из основных задач органов и учреждений здравоохранения. Ряд задач, касающихся укрепления здоровья детей и подростков, решается в процессе реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

Российское здравоохранение пока еще не вполне способно противостоять новым рискам, которые оказывают влияние на здоровье современных людей. Особенно это актуально в отношении детей, подростков и молодежи.

Так, последние исследования показывают, что молодежь стала больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению общего состояния здоровья, а также к росту смертности среди лиц самого молодого возраста.

В настоящее время усилиями различных специалистов (врачей, социологов, психологов, педагогов и т.д.) разрабатываются специальные программы, направленные на укрепление физического и психического здоровья молодежи.

Это связано, прежде всего, с тем, что рост заболеваемости среди молодежи неуклонно растет. Так, например, заболеваемость подростков в возрасте 15-17 лет в 2008 году в сравнении с 2000 годом увеличилась и составила 124944,3 случаев на 100 000 населения соответствующего возраста (2000 год – 88513,7). Что же касается молодых людей в возрасте 20-24 лет и старше, то для них более характерно нарушение обмена веществ, а также патология пищеварительной, нейроэндокринной и репродуктивной систем. Это во многом предопределяется также по статистическим данным – у 13% молодежи в возрасте от 15-ти до 19-ти лет регистрируются психические расстройства и «расстройства поведения».

Основные показатели состояния соматического и психического здоровья девочек-подростков и девушек до 17 лет, как правило, на 10-15% превышают аналогичные показатели у мальчиков-подростков и юношей.

По общероссийской статистике 10-15% девушек до 17 лет имеют гинекологические расстройства, значительно ограничивающие их репродуктивные возможности. В общей структуре гинекологической заболеваемости девочек в возрасте 15-17 лет ведущее место занимают расстройства менструаций и воспалительные заболевания.

По данным социологических исследований, до настоящего времени около 60% молодежи не информированы о возможном нарушении репродуктивной функции, методах контрацепции и последствиях абортов. Известно, что самыми эффективными мерами в сохранении репродуктивного здоровья является консультативная помощь, направленная на формирование правильного репродуктивного поведения молодых людей.

Так, на решение проблем охраны здоровья молодежи направлена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», где ведущую роль играет развитие первичной медико-санитарной помощи, а также усиление ее профилактической направленности.

Положительное решение проблематики здорового образа зависит от следующего:

- конструирование среды  обитания и развития подрастающих  поколений, в которую включены: здоровье, здоровый образ жизни, долголетие;

- обеспечение формирования  данных установок в процессе  развития личности ребенка, подростка  или молодого человека;

- охрана государством  права молодежи на здоровый  образ жизни;

- социальная поддержка  молодежи со стороны государства;

- активная взаимосогласованная  деятельность граждан, социальных  групп, организаций и общественных  институтов,  направленных на достижение стандартов здорового образа жизни молодыми людьми.

К самым важным социальным институтам формирования здорового образа жизни молодежи относятся семья, система образования и здравоохранение, СМИ, государство.

2.Экономическое  поведение молодежи

Экономическое поведение человека – это каузально обусловленная (причинно обусловленная) форма экономической активности людей, направленной на субъективную оптимизацию вследствие сопоставления имеющихся ресурсов с возможными выгодами от их использования. При этом выгоды могут быть экономическими, т.е. материально ощутимыми (деньги, товары  и  т.д.)  и внеэкономическими (психологическими, социаль-ными  и  т.д.).

Экономическое поведение не является самостоятельным фактором развития экономикой жизни, оно зависит от ряда более глубоких факторов: условий формирования  экономической культуры и экономического мышления, особенностей сложившихся сис-тем экономических  и социальных отношений.

Экономическое поведение есть поведение рациональное, максимизирующее полезность, индивидуалистическое, основанное на устойчивости предпочтений  и  полно-те информации.

В исследовании  экономического  поведения   молодежи  обычно исходят из поня-тий, которые являются основополагающими как для экономики, так  и  для социологии труда. К ним относятся: качество жизни, потребности, потенциал человека, эффективность, мотивы, справедливость, условия труда, распределение доходов.

Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформированные ценности во многом обусловливают восприятие реальности.

Определяя экономическое поведение российской молодежи в общем виде, можно отметить ряд его особенностей

Во-первых, оно характеризуется неопределенностью и дезориентированностью. Вся противоречивость  экономического поведения  индивида в нынешних условиях развития российского социума показывает, что при движении общества к рынку необходимо считаться с его национальными особенностями  и  сложившимися психологическими установками.

Во-вторых, сегодня все большее влияние на  поведение  людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции. 

С другой стороны, экономическое   поведение  человека в России отличается от экономического   поведения  западного человека. Рационализм  экономического  поведения  в западноевропейском варианте тождественен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода  и  издержек, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое   поведение  здесь часто имеет иррациональный характер,  и экономическая  выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

В-третьих, существуют особенности поведения людей в условиях кризисов, что отражается на развитии экономики. Например, стремление людей делать сбережения, не прибегая к помощи финансовых, корпоративных институтов, вопреки предельно выгодным экономическим условиям для вложения денег, неустранимо и естественно.

3.История молодежного  и детского коммунистического  движения в России 

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Так, если Московский отряд В. А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» — следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создатьВсемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом. Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты — скауты»[1]) прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Однако на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов[2].

Создание пионерской организации[править | править вики-текст]

Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров,комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2 февраля 1922 года бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук». Одновременно, 13 февраля, другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняя группа обычно считается первым пионерским отрядом[3] (при той же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда»). 2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК»[4]. Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, членами Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ были Иннокентий Жуков, ещё 4 его бывших скаутмастера, а также Н. К. Крупская (наблюдатель от партии) и А. В. Луначарский (наблюдатель от правительства).

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Самый первый из них был организован комсомольцем Сергеем Марго Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14)[5].

В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"