Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Идею «майских союзов» для детей, организованных.для защиты: птиц, предложил финский сказочник Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник и мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Первое русское объединение появилось в Псковской губернии. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901 года был учрежден значок общества – ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915 годы3.
В начале XX века назрела необходимость изменений в области физического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Русско-японская война 1904-1905 гг., а затем и революция 1905-1907 гг. продемонстрировали физическую и моральную слабость контингента новобранцев. В 1908 году из каждых 100 призывников лишь 40-45 человек оказывались пригодными для армейской службы. С каждым годом дела шли хуже и хуже: в 1910 году – 23 человека, в 1912 году – 14-18 человек из каждой сотни3. Общество задалось вопросом – каким вырастет новое поколение, что необходимо ему передать, какие качества и нравственные принципы воспитать. В обсуждение этих вопросов включились не только специалисты-педагоги, но и люди других профессий, охваченные стремлением помочь подрастающему поколе- чию. Различные мировоззрения этих социальных групп обусловили возникновение нескольких направлений в работе с детьми и молодёжью:
- политического;
- академического (студенческие организации);
- националистического;
- религиозного;
- культурно-просветительского;
- спортивного;
- военно-патриотического.
На воспитательную работу с детьми и подростками были ориентированы представители культурно-просветительного и военно-патриотического направлений. Они старались привить детям полезные, с их точки зрения, навыки и умения, удовлетворить потребности детей в личностном развитии, воспитать в них качества, необходимые для жизни в обществе. Работа данных организаций отличалась демократизмом, так как их руководители старались охватить максимально широкий круг детей, вне зависимости от их социальной принадлежности. Все остальные общественные объединения были рассчитаны на широкие (в возрастном отношении) слои населения и рассматривали молодых людей лишь как одну из категорий, приобщаемых к тем или иным идеям и видам деятельности.
Многие проблемы, с которыми столкнулись оба направления, оказались весьма похожи, поэтому интересен их анализ на конкретных примерах без попытки охватить всё многообразие существовавших на тот момент в России обществ, союзов и т.п.
Общество «Сокол» стало организационной формой движения энтузиастов «Сокольской гимнастики», разработанной во второй половине XIX века чехом М. Тыршем1 на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902 года, а к 1914 году в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екате-ринославле, Орле, Воронеже, Новороссийске, Полтаве, Харькове, Новочеркас-ске, Чернигове и в других городах. Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского Сокольства.
Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу и соответственно своими задачами определяли:
а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости;
б) борьбу с их отнародованием (денационализацией);
в) создание кадра русских сокольских деятелей.
Детские «потешные» отряды – история их создания традиционно отсчитывается с 8 января 1908 года, когда Николай II повелел «завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату»1.
В Военном министерстве начался сбор сведений и разработка данного вопроса, высочайшая воля нашла отклик и в обществе. Весной 1908 года инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии
В феврале 1911 года была создана Особая межведомственная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Л.В. Леша. Комиссия разработала «Положение о подготовке молодёжи к военной службе в учебных заведениях и вне их». 18 июля 1911 года император Николай II утвердил часть этого документа - «Положение о внешкольной подготовке русской молодёжи к военной службе». Цели, объявленные разработчиками этого документа, были конкретны: укрепить в детях веру в Бога, любовь к царю и отечеству, нравственные правила, уважение к закону и порядку, ознакомить с духом русской армии и началами воинской дисциплины, обучить строю, духовно и физически подготовить к участию в военных действиях. Формой организации такой подготовки должны были стать детские и подростковые дружины и отряды. Вводились некоторые ограничения: возраст не более 15 лет, русское подданство. Создавать такие формирования могли высшие армейские чины, спортивные и пожарные общества и просто надежные люди.
Кроме того, комиссией Л.В. Леша была выработана программа обучения «потешных», которая включала 4 раздела:
- словесные занятия («словесность»);
- военный строй;
- гимнастика;
- полевые занятия.
Скаутские организации возникли в России практически одновременно с «потешными» отрядами (в 1909-1910 гг.), хотя довольно быстро отделились от них и постарались противопоставить себя «потешным», тем не менее, частично используя опыт их работы. Довольно быстро лидеры скаутизма пришли к пониманию необходимости централизации и координации движения в масштабе Российской Империи и заручились поддержкой государства в лице В.Н. Воейкова.
В 1906 году С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер учредили просветительское общество «Сетлемент». Идея создания «Сетлемента» появилась у А.У. Зеленко, когда он совершал заграничную поездку и увидел в США так называемые культурные поселки, работавшие в бедных кварталах и называвшиеся английским словом «зеШегпет:», которое впоследствии прижилось и в России.
Финансировался «Сетлемент» сначала за счёт собственных средств сотрудников, а впоследствии за счёт членских взносов и частных пожертвований, которые играли значительную роль. В материальном отношении поддержка «Сетлемента» городским обществом превышала таковую, оказываемую, например, «потешным». Так, на средства пожертвований зимой 1907 года был построен специальный дом для Общества (для большинства «потешных» своё помещение было недостижимой мечтой, и это стало одной из причин завершения движения «потешных», как, например, в Тифлисе). Кроме того, на некоторые из учреждений «Сетлемента» (в частности, курсы А.У. Зе-ленко) удалось получить субсидию от государства2.
1 мая 1908 года на промышленной выставке в Петербурге «Сетлемент» получил серебряную медаль за детские поделки.
Анализ деятельности детских и юношеских объединений в России в щце XIX – начале XX века позволяет сделать ряд выводов.
Несоответствие системы начального и среднего образования ожиданиям запросам общества в начале XX века послужило толчком для возникновения тских общественных организаций, которые взяли на себя задачу воспитания драстающего поколения. Государственные структуры, с одной стороны, по-жительно восприняли этот общественный порыв (сам император Николай II лагал одобрительные резолюции на рапорты о создании «потешных друга»), с другой стороны, министерства старались избежать крупных финаисовых затрат
Билет 24
1.Молодёжные программы на региональном уровне
Долгосрочная целевая программа «Привлечение талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития области» на 2011-2015 годы.
Приоритетными задачами в сфере реализации комплекса проектов гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Белгородской области являются:
1. Реализация программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи «С верой в Отечество» на 2004-2008 гг.
2. Реализация целевой
Программа Молодая семья в Белгороде и Белгородской области
Среди основных молодежных программ Белгородской области существуют такие, как:
1.Областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Белгородской области» на 2009-2015 годы;
2.Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав» на 2010-2013 годы;
3.Долгосрочная целевая программа «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2012-2016 годы;
4.Целевая программа Белгородской области «Социальная адаптация лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы» на 2012-2013 годы;
5.Долгосрочная целевая программа государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Белгородской области на 2013-2015 годы;
6.Долгосрочная целевая программа «Развитие мировой юстиции в Белгородской области» на 2013-2015 годы;
7.Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области» на 2013-2020 годы;
8.Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Бегородской области на 2013-2015 годы».
2.Образование в
структуре потребностей
Характеризуя состояние сферы образования представители Минобразования РФ отмечают, что с 1988 г. рождаемость в стране упала в 2 раза, одновременно возросла смертность среди населения. Это привело к напряженности, как в сфере образования, так и в сфере труда. Так, уже в 2002 г. количество выпускников 11-х классов и количество первокурсников сравнялось, что указывает на неуклонный переход от конкурсного набора к приему всех желающих. Наряду с этим, по данным ЦСУ, к 2013 г. на 30-35 % сократится количество выпускников средних школ, и только 1 % составят мигранты соответствующего возраста из стран СНГ.
Исследование, проведенное в октябре–ноябре 2006 г. силами кафедры социальных технологий БелГУ и Научно-методического центра профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов (НМЦ ПАТС) БГТУ им. В.Г. Шухова под эгидой Управления образования и науки Белгородской области, выявило следующую структуру предпочтений учащихся средних школ и их родителей по выбору будущей профессии (табл. Социологическое исследование «Проблема востребованности специалистов, подготавливаемых учреждениями высшего и среднего профессионального образования, трудоустройства выпускников вузов и ссузов, расположенных на территории Белгородской области» (октябрь–ноябрь 2006 г.) под общим руководством проф. В.П. Бабинцева и при участии директора НМЦ ПАТС В.Н. Фомина и его сотрудников.1).
Вид деятельности |
Типы респондентов | ||
Ученики 9 кл. |
Ученики 11 кл. |
Родители | |
1. Экономическая |
20,5 |
22,5 |
25,6 |
2. Управленческая |
17,2 |
5,9 |
5,1 |
3. Инженерная |
14,8 |
17,9 |
20,5 |
4. Юридическая |
14,8 |
6,4 |
12,4 |
5. Медицинская |
5,7 |
19,3 |
9,6 |
6. Сельскохозяйственная |
1,9 |
1,4 |
2,6 |
7. Педагогическая |
1,4 |
2,3 |
4,9 |
8. Военная |
1,4 |
2,8 |
3,1 |
9. Творческая |
15,2 |
5,9 |
5,5 |
10. Рабочая |
7,1 |
15,6 |
5,1 |
Колич. респондентов |
210 |
218 |
508 |
Характерные особенности современного периода: Рост количества вузов и последствия этого, Рост численности студентов, Гендерное неравенство в образовании
3.Условия возникновения
молодежных и детских
Способы возникновения зарегистрированных молодежных и детских общественных объединений классифицируются следующим образом:
• Объединения, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших организаций.
• Объединения, возникшие как подразделения международных, а в субъектах Федерации - межрегиональных и общероссийских организаций и движений, организаций при партиях.