Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Политическую идеологию – основную сферу политического сознания, отражающего общественное положение социальных групп и слоёв в виде системы учений, идей, принципов; выражающую их коренные политические интересы по поводу власти, её завоевания, защиты, использования и служащая идейной основой формирования и регулирования идеологических и политических отношении.
Менталитет – устойчивые эмоции, настроения, установки и связанные с ними модели политического поведения, имеющие религиозные и национальные особенности.
2. Политическое сознание
призвано помочь людям усвоить
политические знания и
Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий. Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.
Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами.
Политическая активность – единовременное или периодически повторяющееся воздействие индивидов на политическую власть. Оно осуществляется в следующих формах:
участие в выборах;
участие в деятельности общественно-политических организаций;
участие в референдумах, митингах, демонстрациях;
контакты с правительственными чиновниками;
написание писем авторитетным политическим деятелям (дать 2 примера).
Формы и виды политического участия определяются характеристиками действующего субъекта (его полом, возрастом, родом занятий, образованием, религиозной принадлежностью и т.д.), режимом правления (т.е. набором тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), конкретной политической ситуацией.
Формы политического участия могут быть систематизированы и по другим основаниям. Так, в организационном плане они смогут быть организованными и стихийными, периодическими и спорадическими, ориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.
С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об:
По отношению к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (нелегальные, незаконные) формы политического участия.
3. Роль молодежных
и детских общественных
В современном демократическом обществе молодежные и детские объединения, являясь институтом социализации, в большинстве случаев рассматриваются как средство развития личности, а не как средствоманипуляции личностью (впрочем, не следует обольщаться собственно демократией как типом политического режима, значение манипуляции в нем не меньше, а может, и больше, чем при тоталитарном и авторитарном). И тем не менее, цель педагога-гуманиста – развитие личности молодого человека.
Развитие личности будет позитивным только в развивающемся общественном объединении. Диалектическая взаимосвязь этих процессов обусловливает основные принципы жизнедеятельности объединения:
социализации, предусматривающи
гуманизации, признающей личность и само объединение как самоценность;
гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;
демократизации, гарантирующей личности осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения и реализацию прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;
индивидуализации, предполагающ
сотрудничества, обусловливающе
субъект-субъектный тип отношений означает, что человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъектные отношения – это взаимоотношения равных, в отличие от субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом только себя, а других – объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения своих и только своих целей.
(Вспомнить «особую позицию
взрослого» и «особенности
интеграции, требующей объединения и использования творческих потенциалов всех членов общественного формирования и благоприятных “внешних” воспитательных влияний.
Билет 22
1.Этапы становления
государственной молодёжной
Особое значение в разработке и реализации государственной молодежной политики играет Президент РФ. Осуществляя свою деятельность, Президент Российской Федерации использует разнообразные политико-правовые инструменты: направляя в Федеральное собрание ежегодные послания, издавая нормативные и не нормативные правовые акты. Следует отметить, что в 90-е годы ушедшего века первым российским Президентом было много сделано по восполнению правовых пробелов в законодательной системе. Число принятых им указов около 10 тысяч.
Еще в 90-е годы прошлого века определенная часть Указов и Распоряжений Президента РФ были посвящены становлению и развитию государственной молодежной политики в Российской Федерации.
По сути, само создание данной системы началось с введения 29 января 1992 г. Распоряжением Президента РФ № 39-рп должности полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи с аппаратом численностью 14 штатных единиц.
Переход к рыночной экономике ставил в сложное неоднозначное положение подрастающее поколение, что требовало особой целенаправленности действий власти. Закономерным итогом осознания этой потребности стала разработка Федеральной программы «Молодежь России» и ее принятие Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. № 1922.
Вторым периодом достаточно динамичного выстраивания законодательной базы государственной молодежной политики и работы с молодежным движением были 1995-1996 годы. Крайне важным было определение правового поля деятельности общественных объединений в ряде принятых федеральных законах – «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (18 июня 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 г.). Указанные законы определили трактовку понятий «общественное объединение» и «государственная поддержка общественного объединения»,
Очередная попытка развития законодательного обеспечения государственной молодежной политики относится также к концу 90-х годов. В 1998 году Федеральное Собрание Российской Федерации начало активную работу по рассмотрению проекта Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Приоритетными областями государственной молодежной политики в Российской Федерации в законопроекте были определены: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. В отношении данных приоритетов предполагалось нормативно установить необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в стране.
Термин «государственная молодежная политика» в Основном Законе государства не содержится, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах. Преамбула Федерального закона Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» гласит: «Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами». Из статьи 3 Закона вытекает, что государственная поддержка молодежных и детских объединений строится, исходя из «основных направлений государственной молодежной политики».
В 2001 г. использовался механизм Правительственной комиссии по делам молодежи, которой была предложена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. Документ предусматривал активизацию мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни. Концепция была одобрена Правительственной комиссией по делам молодежи 5 декабря 2001 г. и в целом была готова для вынесения на заседание Правительства РФ.
Современная ситуация в законодательном обеспечении государственной молодежной политики характеризуется, во-первых, отсутствием реально действующих механизмов реализации положений, провозглашенных уже принятыми законами, причем законами устаревшими, создающими немало ненужных коллизий. Во-вторых, отсутствием базового федерального закона о молодежи – документа, который бы как федеральный стандарт законодательно закрепил статус молодежи, ее общественных объединений, отношение государственных органов к вопросам социализации подрастающего поколения.
Действующее законодательство требует существенной доработки в силу ряда расхождений и несогласованности между собой законов, а также с целью развития общественной инициативы, уменьшения вмешательства государства в работу общественных структур.
В настоящее время основные мероприятия, которые государство осуществляет по отношению к молодежи для обеспечения ее прав и оптимальной интеграции в общество, осуществляются в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1760-р от 18 декабря 2006 года.
2.Брак и семья в сознании молодежи
В целом, изменение ценности семьи следуют за общественно-экономическими преобразованиями. Несомненен тот факт, что в условиях подобных преобразований наиболее подверженным воздействию как негативных, так и позитивных факторов является молодежь. Поэтому для определения перспектив нынешних семейных преобразований целесообразно рассмотреть изменения семьи во взаимосвязи с экономическими причинами.
Говоря о ценности семьи и брака в сознании молодежи, можно выделить ряд факторов, которые влияют на ее формирование.
Факторы глобального уровня. К ним относятся разного рода последствия глобализации (например, усиление тесноты экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и др.). Глобализация является фактором, влияюим на все процессы и социально-экономические ориентиры, в том числе и на семью.
Молодые люди испытывают состояние «неопределенности» и неуверенности в будущем и потому не торопятся создавать семью. Небывалое увеличение возраста вступления в брак и уменьшение числа детей в семьях связано с возрастающей неспособностью молодежи принимать на себя долгосрочные обязательства (такие как брак и дети). Эта неспособность в свою очередь обусловлена неуверенностью в своих экономических возможностях в условиях глобализации, особенно в странах, где акцентируется роль мужа в качестве добытчика. Зачастую, однако, в условиях глобальной экономики вынуждены работать оба супруга, потому что всегда есть риск потери работы для одного «добытчика».
В-третьих, в связи с этим в развитых странах уже сложились своеобразные гендерные стратегии на «глобальном брачном рынке». Так, некоторые мужчины стремятся найти жену в тех странах, где установки на гендерное равенство в браке еще не столь распространены как на Западе. При этом возникает угроза глобализации культуры. Тенденция разрыва родственных связей как основного механизма трансляции национальной культуры превращает людей в «частички без рода и племени», что грозит в условиях секуляризации обществ создать мир «бескультурья» или в лучшем случае «массовой культуры».