Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). Одной из форм учреждения является негосударственной образовательное учреждение.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга людей, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельности по месту его создания. Данная организационно-правовая форма предназначена для общественных объединений, создаваемых для совместного комплексного решения социальных проблем неограниченного круга лиц в пределах сравнительно небольшой территории (по месту жительства, работы или учебы). Особенностью органа общественной самодеятельности, отличающей его от общественных объединений всех других организационно-правовых форм, является жесткая привязка к ограниченной территории, причем довольно небольшой по размерам. Поэтому органы общественной самодеятельности не составляют какой-либо соподчиненной иерархичной структуры.

Союзы (ассоциации) общественных объединений. Союз (ассоциация) как совокупность общественных объединений может быть создан в зависимости от потребностей и целей в любой из перечисленных выше организационно-правовых форм - общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности. Членами таких общественных объединений (союзов или ассоциаций) являются не физические лица, а общественные объединения.

Особой формой общественного объединения является профессиональный союз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду ихдеятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (руководствуется ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Билет 17

1.Информационное обеспечение государственной молодёжной политики.

В настоящее время продолжается работа по созданию системы информационного обеспечения молодежи, главными задачами которой являются:

  • обеспечение социальной защищенности молодежи путем предоставления доступа к информации по молодежной проблематике;
  • формирование информационных баз данных по вопросам, представляющим интерес как для молодежи, так и для структур, работающих с молодежью;
  • обеспечение сбора, обработки и анализа информации о состоянии молодежной среды;
  • создание сферы информационных услуг и консультативного сервиса для молодежи;

- обеспечение эффективной  и оперативной коммуникационной  среды для участников стратегии  государственной молодежной политики  в Российской Федерации.

Реализация информационного обеспечения молодежной политики строится на следующих принципах:

- полнота информации (как  полное и всестороннее отражение  освещаемых проблем и процессов);

- достоверность информации (формирование на основе активных данных, проверка используемых источников информации, однозначность толкования представляемых данных);

  • оперативность (поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения);
  • экономичность (отсев неактуальной информации, минимизация затрат при сборе, хранении, агрегировании материалов, выбор оптимальных средств доставки информации до потребителя);
  • научная обоснованность (соответствие планируемых и предпринимаемых действий научным исследованиям и разработкам, аналитическим выводам).

В молодежной информационной системе формируются и используются информационные базы в двух направлениях:

- информация о молодежи;

- информация для молодежи.

Основными объектами для сбора информации о формировании, реализации и корректировке молодежной политики являются:

- действующее и разрабатываемое  законодательство, регулирующее зону  интересов молодежи и молодежных  организаций;

- молодежные и другие  программы (политические, социальные, экономические и т.п.), затрагивающие  вопросы жизнедеятельности молодого  поколения;

- информация о конкурсах  и грантах в области молодежной  политики;

- инфраструктура и состояние  кадровой политики ГМП;

  • финансовое обеспечение молодежной политики, экономика молодежной сферы;
  • научное информационное сопровождение;
  • образование и воспитание молодежи;
  • развитие научного, технического и художественного творчества молодежи;
  • укрепление здоровья и физического развития молодежи;
  • поддержка молодой семьи, обеспечение жилищных программ молодежной политики и т.п.

Источниками поступления информации являются:

- государственные органы  власти федерального, регионального  и муниципального уровня, принимающие  правовые нормативные документы  непосредственно по вопросам  государственной молодежной политики  и вопросам, касающимся всех слоев  населения, включая молодежь;

- органы по делам молодежи, принимающие нормативные документы  молодежной политики, разрабатывающие  методические материалы по направлениям  реализации, и аккумулирующие статистические  данные социально-биографического  положения молодежи;

- молодежные объединения, союзы, лиги и другие организации;

- научно-исследовательские, педагогические, творческие коллективы, проводящие исследования в соответствующих  областях знания;

  • средства массовой информации, занимающиеся разработкой молодежной проблематики;
  • граждане Российской Федерации и зарубежных стран, проявляющие интерес к вопросам молодежной политики.

2. Роль досуга в жизни молодежи, ее досуговые предпочтения.

Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, –  умение  принимать решение и руководить, организовывать.

Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье, определяя «досуг», говорит о нем как «об определенном занятии, который индивид осуществляет по собственной воле, – отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни – после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности».

Основными социальными функциями досуга служат: компенсаторная, социализирующая, гедонистическая, коммуникативная, творческая, самореализующая, развивающая, идентифицирующая, самоопределяющая. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.э Сферы досуга молодежи

1. Известно, что коммуникационно-досуговая деятельность (общение и развлечение в кругу ровесников) для молодежи более значима, чем учебная или трудовая деятельность. Причем в последнее время эта значимость все возрастает.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

2. Досуг выступает в  качестве структурного элемента  свободного времени, его содержание  наполнено активностью, позволяющей  не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества, исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи.

3. Особенности социокультурного  положения молодежи преломляются  в ее досуге, который по сравнению  с досугом других возрастных  групп отличается разнообразием  и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого человека.

4. Процесс трансформации  досуговой сферы жизнедеятельности  российской молодежи обусловлен  как переменами в социальной, экономической, политической жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

3. Основания классификации молодежных и детских общественных объединений

По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы:

1) Аполитичные — их  деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).

2) Идеологические — их  руководители и лидеры умалчивают  о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или  отвергают саму возможность участия  в политическом процессе. Однако  при этом в программных документах фиксируются совершенно определенные идеологические положения, например, такие объединения создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления», чтобы обеспечить «развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны». К таким организациям, например, можно отнести граждан-ско-патриотические, поисковые объединения.

3) Политические - молодежные  организации, создаваемые при тех  или иных политических объединениях  и действующие в строго заданных  идеологических рамках. Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодежной среды и создавать для них определенные организации при партиях в качестве функциональной ниши.

4) Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Характерными особенностями деятельности подобных формирования являются: во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельностьподростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Многие из подобных общественных формирований в 1990-1991 гг. объединились в Ассоциацию «Школа демократической культуры».

По спектру деятельности можно выделить":

1) Организации, выделяющие  в своей деятельности приоритетные  направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.

2) Организации, организующие  деятельность в рамках свободного  времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"