Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
3. Закономерности игрового взаимодействия в молодежных и детских объединениях.
Игра представляет собой сложное системное явление и требует серьезного подхода к ее изучению как основе деятельности детских объединений, где участникам общественных формирований проходится самостоятельно определять цели, стратегию развития своих объединений, где формируются многие личностные и коммуникативные качества субъектов.
Игра, выступая результатом общественной практики детей, определяет характер связей, складывающихся в процессе развития ребенка, влияет на выбор формы группы, объединения. Игровое взаимодействие определяется совокупностью общественных отношений, в которых находится человек, совокупностью тех положений, которых он в этих отношениях занимает. Его субъективные, личностные отношения, убеждения, интересы, непосредственно влияют на его деятельность и, следовательно, на его взаимодействие с другими людьми. Таким образом, игровое взаимодействие опирается на определенную цель детского объединения, выступающую в различных формах, при этом важно, чтобы цель прогнозировала результаты деятельности каждого участника детского объединения.
Анализ игровых программ деятельности детских объединений показал, что в большинстве объединений, где игровое взаимодействие отсутствовало, или сводилось лишь к включению ребенка в игровую деятельность в качестве зрителя, иногда организатора досуговой деятельности, эффективность его была низка. И, наоборот, там, где перед ребенком ставились творческие, инновационные задачи, где он мог проявить себя в позиции « автора», решая социально-значимые задачи объединения, где игровая деятельность позволяла демонстрировать конкретный личностный рост каждого, там игровое взаимодействие было наиболее значимо для участников детских объединений.
Поскольку игровая деятельность представляет собой результат, условия и средство развития ребенка, выступает содержательной стороной игрового взаимодействия. При этом социальное становление ребенка в детских объединениях рассматривается как эмпатийное единство участников детского объединения, то здесь имеет место такая закономерность как единство и взаимосвязь успешности игрового взаимодействия и социального становления ребенка. Характер взаимодействия детских объединений и общества определяется объективными потребностями мира взрослых в позитивном развитии детей, что является общей закономерностью. Социальная обусловленность этого процесса проявляется в цели, задачах, содержании, средствах, выборе игр, определяющих их эффективность.
Игровое взаимодействие призвано способствовать саморазвитию и социализации ребенка. В его двустороннем характере проявляется следующая закономерность: взаимозависимость результатов игрового взаимодействия и включенности участников детских объединений в разнообразную общественно-полезную деятельность. Практика убеждает: чем полнее и разнообразнее включены дети в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу при планировании игр, игровой программы подготовки и осуществления, подведения итогов, тем выше эффективность социального становления. Игровая творческая деятельность детского объединения привлекательна новизной предлагаемых объединениями детей и взрослых разнообразных социальных позиций, динамикой социальных отношений, многообразием социальных проб.
Жизнедеятельность детского объединения, представляет собой пространство для освоения социальной роли члена общественного формирования. Игровое взаимодействие в детских объединениях строится на фундаменте равенства прав и уважения, входящих в них детей и взрослых. Самодеятельный характер детских объединений определяет особый стиль взаимодействия между ребятами и взрослыми, ведет к созданию атмосферы общей заинтересованности, поиска, раскрепощенности, установлению взаимодоверия, взаимопонимания и взаимной ответственности. Дети-участники различныхдетских объединений уже имеют устойчивую и сформированную мотивацию на совместную творческую деятельность как со сверстниками, так и со взрослыми. Общая цель деятельности детского объединения обогащает, дополняет эффективность процесса игрового взаимодействия. В то же время обогащение, развитие, усложнение целей, средств, содержания и методов взаимодействия способствует формированию мотивационного поля самореализации. Однако, в условиях деятельности детских объединений зачастую возникают противоречия между мотивами и целями совместной деятельности.
Игровое взаимодействие в детских объединениях выполняет ряд функций,
• Первая функция социально-психологического регулирования отношений участников игрового взаимодействия• Вторая компенсаторная функция. Субъекты игрового взаимодействия чувствуют себя свободно, проверяют свои возможности, самостоятельно принимают решения и несут ответственность за сделанный выбор. • Третья функция предупреждения или коррекции детских, комплексов, то есть, предоставление возможностей быть принятым, одобренным взрослыми или сверстниками, • Четвертая функция стимулирования инициативы, творчества, самодеятельности детей. В ходе игрового взаимодействия каждый может найти приложение своим силам, возможностям, сохраняя при этом свои подходы.
Билет 11
1. Кадровое обеспечение государственной молодёжной политики.
Под кадровым обеспечением государственной молодежной политики понимается система мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере. Кадровое обеспечение молодежной политики является элементом государственной кадровой политики, поэтому характер возникающих в органах по молодежной политике проблем, хотя и имеет «молодежную специфику», тем не менее, обуславливается общими тенденциями развития системы государственного и муниципального управления. Выработка и реализация государственной молодежной политики требуют формирования эффективно действующей системы кадрового обеспечения, в процессе функционирования которой происходит постоянное пополнение государственной и муниципальной службы молодыми квалифицированными работниками, обеспечивается их непрерывное профессиональное развитие. Это необходимое условие эффективного функционирования органов по молодежной политике, позволяющие им решать как среднесрочные, так и долгосрочные цели, осуществлять разработку и реализацию молодежных программ.
В содержательном плане кадровое обеспечение государственных и муниципальных органов по молодежной политике включает в себя реализацию многих мер (организационных, образовательных, экономических, правовых и др.), специально направленных кадровых процессов: прогнозирования и планирования подготовки кадров, обновления, сохранения преемственности и стабилизации служащих, их профессионального развития, стимулирования качества труда и служебного продвижения и др.
В основе кадровой политики в сфере ГМП должен лежать программно-целевой подход. Он предусматривает: определение перспективных и промежуточных целей развития организации; формулировку основных направлений достижения целей; разработку критериев определения и выбора конкретных путей, средств и задач реализации стратегических направлений развития; разработку программ, подпрограмм решения стратегических задач в рамках имеющихся возможностей ресурсного обеспечения; предложение конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию стратегии развития в рамках оперативно-технического управления; определение этапов и сроков исполнения; обеспечение механизма увязки процесса реализации программы с текущим и среднесрочным планированием.
Решение задач кадрового обеспечения органов по делам молодежи на программной основе возможно на основе реализации таких принципов, как:
2. Диалектика преемственности поколений.
Отношения между поколениями россиян, возникшие на основании их взаимного сравнения, могут носить не только характер взаимопонимания и единства, но и взаимного неприятия вплоть до конфронтации. Спектр этих отношений проявляется в различных аспектах.
В социальном аспекте отношения между поколениями определяются их социальным статусом. Например, сейчас в России старшее поколение (пенсионеры) занимает низшие социальные страты, а молодежь постепенно осваивает высшие, но не так быстро, как ей бы того хотелось. В этом заключается одна из причин снижения уважения старших младшими и относительная депривация, характерная для ветеранов.
В экономическом аспекте взаимоотношения определяются различиями в уровне доходов и занятости в различных сферах трудовой деятельности, в возможности профессионального продвижения и карьеры.
В политическом аспекте отношения между поколениями определяются их положением в системе власти, отличиями между ними в политической культуре, уровне политической активности, политических симпатиях и антипатиях, плюрализме или догматичности суждений.
В культурном аспекте взаимоотношения между поколениями определяются общностью и различием в их отношении к культурному наследию прошлого, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении и религиозности.
В бытовом аспекте такие взаимоотношения определяются различием условий жизни поколений (наличием и качеством жилья, средств связи, автомобиля, качеством медицинского обслуживания, особенностями стиля и образа жизни).
В социально-психологическом аспекте отношения между поколениями формируются и проявляются в процессе общения, в повседневной жизни, в семье и на работе, в школе и в вузе, на улице и дома.
. Пожалуй, нигде в социологии так наглядно не проявляются философские законы развития (закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей), как на примере диалектики смены поколений.
Диалектическое отрицание отрицания проявляется в виде периодической смены одного поколения другим, сопровождающейся изменениями духовной культуры общества, коррекцией ее детерминант:
а) первой стадией такого процесса для молодого человека служит отрочество, в котором подросток (15–17 лет) сформирован поколением отцов и является носителем его нравственных и культурных установок;
б) на второй стадии (молодость: 18–24 года) происходит отрицание этого опыта, возникает протест против предыдущего поколения;
в) на третьей стадии (25–29 лет) молодость превращается в зрелость, переходя в свою противоположность и порождая свое отрицание в виде нового поколения.
Именно это обстоятельство и лежит в основе возрастного деления молодежи.
3. Игровое взаимодействие
в молодежных и детских
Детское объединение рассматривается как особый тип социальной общности, реально существующая эмпирически фиксированная совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом историко-культурного и социального действия.
В основе детского объединения лежат связи типа взаимодействия по поводу объединений, согласования совместных усилий. Наиболее важные признаки:
1. Различные виды взаимодействия и формы их регуляции связи с целью сохранения тех условий и прав, которые заложены в коордишщии и взаимопомощи, получаемой не от одного человека, а от многих.
2. Возникновение специфических моментов духовной регуляции социальных связей. Дети, являющиеся членами или участниками детского объединения, имеют обычно общие нормы, ценности, принципы поведения.
3. Связи координации, консолидации
в рамках социальной группы (детское
объединение) институализируются и
приобретают управляемый
В детском объединении
личное воздействие и
• осознанным выбором самих объединений как ребенком, так и взрослым;
• добровольным и коллективным выбором целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ и т.д.;
• разнообразием мест базирования детских объединений (школы, учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, центры оздоровления детей и т.д.);
• непрерывной сменой принимаемых и общественно одобряемых ролей и положений (лидер, вожатый, организатор, эксперт и т.д.);
• отсутствие контроля за их деятельностью извне.
Объединить побуждаемую внутренними мотивами активность детей, содействовать реализации естественного стремления к самоорганизации, помочь ребенку в определении просоциальной направленности самодеятельного обустройства пространства детской жизни - в этом специфическое назначение различных детских объединений, действующих сегодня в мире. Общество предъявляет ребенку определенные требования, совокупность которых принято назвать «социальной ролью». Эти требования становятся структурным элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и в результате интериоризации (глубокого внутреннего усвоения) норм. Предоставление возможностей для выбора самых различных социальных ролей является особенностью деятельности детских общественных объединений.