Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

   Потенциальные социальные  силы определяют личностные возможности (потенциал) молодого поколения, т.е. способность становиться в процессе  развития субъектом общественной  жизни. Обретая способности к  производственному потреблению, каждое  новое поколение “становится  производительной силой, равно как  способности к индивидуально-личностному  потреблению обеспечивают развитие  сущностных сил человека” [12]. Именно  в двуединой направленности способностей  проявляется их роль как потенциальной  сущностной силы молодежи.

   Своеобразие молодежи  как социальной группы заключается  в следующем. Во-первых, в наличии  значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном  смысле слова собственного социального  положения и характеризующейся  либо своим прошлым социальным  статусом – социальным положением  родительской семьи, либо своим  будущим статусом, связанным с  профессиональной подготовкой.

  Во-вторых, в том, что  социальные особенности различных  групп молодежи определяются  не только их формальной принадлежностью  к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью  в массовые движения. Образуемые  таким образом социокультурные  модели сознания и поведения  молодежи (неформальные, политические, когортные и т.д.) существенно различаются.

   Понимание природы  качественных изменений сущностных  характеристик молодежи непосредственно  связано с источником ее развития, т.е. с сущностью тех объективных  противоречий, которые лежат в  основе развития этой социально-демографической  группы. Молодежь не является  саморазвивающейся системой. Будучи  частью Общества, она включена  во все многообразие его связей  и отношений. Вместе с тем ей  присущи специфические общественные  функции – воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Выделение  молодежи в качестве относительно  самостоятельной общественной группы  связывается прежде всего с  воспроизводственной функцией. В  общественной жизни одновременно  осуществляются процессы воспроизводства  жизненных средств (предметно-вещественной  стороны общественной жизни) и  человеческих (духовных и физических) сил. Отсюда следует вывод, что  коль скоро мы связываем специфическое  положение молодежи в системе  воспроизводства общества главным  образом с процессом становления  субъекта общественной жизни, то  именно в противоречии, возникающем  между этими двумя сторонами  общественного производства, и коренится  основной источник развития молодежи.

   Это противоречие  вызвано: во-первых, различным характером  деятельности, лежащей в основе  каждой из форм общественного  производства, а, следовательно, различиями  в природе и направленности  социальных связей, опосредованных  этой деятельностью; во-вторых, различным  способом присвоения субъектом  результатов этой деятельности; в-третьих, различным отношением  к каждой из форм общественного  производства со стороны общества  на разных этапах его развития.

   Кризисные явления, затронувшие в настоящее время  обе стороны процесса становления  молодого поколения, как в сфере  производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных  духовных и физических сил, полностью  разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все более  вытесняют молодых людей из  сферы основного производства в сферу обращения и соответственно в область потребительства. Резко усилилась тенденция к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи.

   Разрушение моральных  устоев ведет и к вседозволенности, распущенности, причем эти отклонения  являются следствием отклонений  в образе жизни не только  самих подростков, но и их родителей. Относительно высокая доля половых  преступлений подростков, совершаемых  в квартирах (она почти в 2 раза  выше аналогичного показателя  взрослых), обусловлена безнадзорностью  молодежи, когда родители заняты  на производстве и ребята предоставлены  сами себе. Пьянству, наркомании, половой  распущенности зачастую способствуют  ранняя миграция молодежи, особенно  женской, ее отрыв от привычной  социальной среды семьи, анонимность  и фактическая бесконтрольность  городского общения, безнаказанность  и беззаботность тех, кто, будучи  ответственным за интеграцию  молодых мигрантов в трудовые  коллективы, фактически не выполняет  своих обязанностей, пускает работу  с молодежью на самотек, подменяет  ее набором формальных “мероприятий”.

   В наиболее общей  форме об уровне социального  развития (зрелости) молодежи можно  судить по степени воспроизводства  в данном конкретном поколении  социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества  фактически происходит трансляция  социального опыта. В этом случае  молодое поколение репродуцирует  его социальную структуру как  целое, а данная структура в  основе своей отражается в  среде молодежи как целостной  социально-демографической группе.

3. Детские общественные  объединения: критерии выделения  и виды

“Детское общественное объединение – объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также для защиты своих прав и свобод” (Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских объединений”). Детские общественные объединения создаются на основе Законов РФ “Об общественных объединениях”, “О государственной поддержке молодежных и детских объединений”, Президентских программ “Молодежь России” и “Дети России”.

Критериями детского общественного объединения являются:

1) наличие определенной  педагогической системы, которая  реализуется в рамках данного  объединения (скаутинг, пионерство, коммунарская  методика, сюжетно-ролевые игры и  т.д.);

2) наличие лидера –  совершеннолетнего члена объединения, несущего ответственность за  жизнь и здоровье детей перед  их родителями, перед вышестоящей организацией, а также являющегося носителем и реализатором заданного типа педагогической технологии;

3) наличие уставных и  программных документов, отражающих  сущностные характеристики объединения, соответствующих действующему законодательству  и принятых самим объединением  на учредительной конференции;

4) наличие определенной  внешней ангажированности детского  объединения некоторыми категориями  взрослого населения (религиозное, национальное, профильное детское  объединение);

5) наличие отличительных  символов, ритуалов, атрибутов, присущих  членам данного объединения;

6) наличие определенной…  системы внутренних межличностных  и групповых взаимоотношений  им взаимодействий, в частности, системы управления, самоуправления, структуры объединения;

7) добровольность вступления, деятельности и выхода из объединения.

К числу детских общественных объединений относятся организации, федерации, ассоциации, объединения, лиги и т.д.

Организация – самостоятельное, самодеятельное объединение, имеющее своей целью воспроизводство в подрастающем поколении личностных качеств, системы взглядов, отношений и взаимодействий с окружающим миром, присущих определенной категории взрослого населения, и реализующее свою цель через систему отношений, структуру, финансовый механизм, определенные в уставном документе, имеющее определенные внешние отличия…

Ассоциации и федерации детских организаций – детские объединения, объединяющие меньшие по численности и масштабам деятельности детские объединения…

Лиги – широкомасштабные профильные объединения, реализующие сходные … программы.

 

Билет 8

1.Механизмы реализации  государственноймолодёжной политики в Российской Федерации.

Социальными механизмами реализации государственной молодежной политики являются: а) развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности; б) развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи; в) совершенствование комплекса мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, в том числе для развития инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; г) развитие форм государственной поддержки для молодежи, находящейся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях (в том числе по ее дальнейшей социализации); д) совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе для развития системы стипендиального обеспечения и предоставления временного проживания в общежитиях; е) формирование у молодежи путем широкой информационно- разъяснительной работы осознанного отношения к формированию своих пенсионных прав, которые будут адекватны заработной плате, а также повышение понимания у молодежи значения страхового стажа и легальной занятости.

2. Проблемы молодежи и молодежные проблемы общества

Социальные проблемы молодежи и составляют основное содержание предмета социологии молодежи. Следует отметить, что представители различных научных школ по-разному структурируют эти проблемы. К основным проблемам социологии молодежи относятся:

- специфика молодежи как  социально-демографической группы;

- отношения молодежи с  другими возрастными группами;

- особенности сознания  и поведения молодежи в экономической, политической, демографической, социокультурной  и др. сферах;

- специфика социализационных процессов в молодежной среде;

- молодежные субкультуры  и их интеграция в общество;

- девиантное поведение молодежи.

3. Молодежное и  детское общественное объединение  как разновидность детского объединения.

Детские и молодежные объединения являются разновидностью общественных объединений, но они имеют особый, по сравнению со всеми остальными, статус и специфику деятельности. Молодежные и детские общественные объединения осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ предусматривает, что «членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет», а членами «детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 10 лет». Но в то же время их учредителями могут быть граждане не моложе 18 лет, что, несомненно, ограничивает права младших возрастов на собственное объединение и создает необходимость привлекать в свои ряды как минимум троих восемнадцатилетних (или старше). Это обосновывает необходимость наличия у детского (молодежного) объединения взрослого (совершеннолетнего) руководителя, который может решать все вопросы финансовой и юридической сторон деятельности объединения.

Территориальная сфера деятельности общественных объединений. В РФ создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется на территории более чем в половине субъектов Российской Федерации, имеющие там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы, представительства.

Межрегиональное общественное объединение - объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется на территории менее половины субъектов Российской Федерации, имеющее там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы, представительства.

Для регионального общественного объединения характерна деятельность в пределах территории одного субъекта РФ.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

 

 

Билет  9

1. Нормативно-правовые основы государственной молодёжной политики

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"