Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

4. 25–30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодёжи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Каждый из этих временных отрезков ставит перед молодым человеком определённые задачи.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

- демографические (пол, возраст, семейное положение);

- национально-этнические;

- целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся  поступить в высшие учебные  заведения; все молодые люди, работающие  в данной организации);

- по уровню знаний (закончившие  только среднюю школу, имеющие  среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

- по месту жительства (городская  и сельская молодёжь);

- по степени общественно-политической  активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо  политических партий или общественных  организаций);

- по роду любительских  занятий (например, молодые люди, занимающиеся  спортом, поклонники различных музыкальных  стилей, занимающиеся художественным  творчеством);

- по профессиональной  принадлежности.

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

В 70-е годы XX века была сформулирована идея о необходимости формирования новой науки о молодёжи – ювенологии (юнологии, ювентологии).

Ювенология – комплекс наук, изучающих молодёжь; различия между ними определяются характером рассматриваемых проблем, углом зрения –социологическим, психологическим, культурологическим, историко-этнографическим, педагогическим, демографическим, медико-физиологическим, правовым.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

3. Анализ уставных  документов молодежных и детских  общественных объединений.

Регулируя свою уставную деятельность, общественные объединения детей и молодежи исходят из норм, определенных законодательством РФ. Специальным законом, регулирующим создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию общественных объединений, является Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» с изменениями и дополнениями (далее — Закон «Об общественных объединениях»). Кроме того, по своему правовому статусу общественные объединения относятся к некоммерческим организациям, поэтому отдельные положения Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» с изменениями и дополнениями (далее - Закон «О некоммерческих организациях») применяются и к общественным объединениям. Общественные объединения по сравнению с иными некоммерческими организациями обладают отличительной особенностью — действуют в основном в сфере публичного права, обеспечивая конституционное право граждан на объединение.

Понятие «общественные объединения детей и молодежи» равнозначно понятию «детские и молодежные общественные объединения», потому что в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» и Федеральным законом № 98-ФЗ от 26 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» термин «детские и молодежные общественные объединения» относится именно к тем, в которых объединились (либо участвуют в деятельности) дети и молодежь в возрасте до 30 лет. В то же время в детских и молодежных общественных объединениях не запрещено участвовать и гражданам старше 30 лет. Устав любого детского или молодежного общественного объединения не может противоречить двум законам. Эти законы позволяют устанавливать в уставах общественных объединений целый ряд положений, которые не определены законодательным путем или определены диспозитивно.

Статьи 3 и 12 Закона «Об общественных объединениях» позволяют общественным объединениям не проходить государственную регистрацию. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. Однако приобретение прав юридического лица позволяет детским и молодежным общественным объединениям стать полноценными участниками гражданско-правовых отношений, в том числе рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности: получение государственных грантов, госзаказов, финансирование в соответствии с действующим законодательством. Поэтому прохождение государственной регистрации детские и молодежные общественные объединения рассматривают как расширение возможностей своей деятельности. В любом случае независимо от того, прошло детское или молодежное общественное объединение государственную регистрацию или не прошло, нормативно-уставные документы объединения не могут противоречить нормам действующего законодательства, в том числе Закону «Об общественных объединениях».

Каждый устав детского и молодежного общественного объединения содержит обязательные положения, определенные Законом «Об общественных объединениях»:

а) название, цели общественного объединения;

б) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность;

в) условия и порядок приобретения членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения, если организационно-правовая форма объединения предусматривает членство

г) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

д) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

е) источники формирования денежных средств и иного имущества  общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

ж) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Исходя из норм действующего законодательства, практически все детские и молодежные общественные объединения определяют как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирование создаваемые на основе общности интересов граждан, объединившихся для реализации общих целей, указанных в уставах. Среди принципов деятельности подавляющее большинство детских и молодежных общественных объединений отмечают добровольность вступления: (участия) в объединение, равноправие, законность.

    Уставная классификация  детских и молодежных общественных  объединений происходит по трем  основаниям:

а) территориальной сфере деятельности; общероссийские межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийские детские и молодежные общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения, филиалы, представительства. УРОВНИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ - (местный, региональный, федеральный)

б) организационно-правовой форме; общественной организации (94%), (примерно до 3%) статус общественного фонда, общественного движения(до 1%). Организационно-правовая форма «орган общественной самодеятельности»

в) виду деятельности.

 

Председатель собрания выносит на утверждение собрания повестку дня. Лидер инициативной группы обосновывает необходимость создания объединения. Обычно по данному вопросу большой дискуссии не происходит, так как полноправными участниками собрания являются те, кто зарегистрировался и уже имеет желание создать данное объединение.

5. Проведение учредительного  собрания. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» «решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

Необходимо учитывать, что на собрании регистрируются только те участники, которые пришли с целью создания объединения, готовностью участвовать в его деятельности и вносить свой посильный вклад. Подтверждением факта принятия решений о создании общественного объединения и об утверждении его устава является их документальная фиксация в протоколе учредительного собрания (съезда, конференции). Форма и процедура утверждения (подписания) протокола определяются учредителями. С момента подписания (утверждения) протокола общественное объединение считается созданным. Если устав образуемого общественного объединения не предусматривает прав юридического лица, то государственная регистрация не производится, и общественное объединение считается созданным со дня утверждения (подписания) протокола учредительного собрания (съезда, конференции) и с этого момента приобретает права и обязанности, предусмотренные законодательством, за исключением прав юридического лица.

Билет 3

  1. Молодое поколение как объект ГМП(Б2, 1в)

Любая страна свои надежды и стратегию развития связывает с молодежью. Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Противоречивые процессы политического и социально-экономического развития России заставляют по-новому взглянуть на молодежь как на самую мобильную социальную группу. Проблемы интеграции молодежи в общественно-политическую жизнь всегда были в центре внимания политиков, научной общественности. Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе.

Молодёжь, как объект и субъект молодёжной политики включает молодых граждан – физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане РФ и соотечественники).

Государственная молодежная политика реализуется в соответствии со следующими принципами: 

а) понимания, что молодежь – социальная категория, которая одновременно сочетает три важных гуманитарных функции: перенимает опыт и знания предыдущих поколений; создает инновационный продукт, обеспечивающий развитие общества; воспроизводит будущие поколения;

2. Теоретические и методологические основы социологии молодежи

По мере развития социологии в ней выделись следующие направления в изучении молодежи.

1. Психоаналитическое направление, в основе которого лежала концепция личности, на сознание и поведение которой непосредственно влияли возрастные психофизиологические особенности и опосредованно – психоаналитические комплексы, а также  различные защитные психологические механизмы. Оно выводило из психоанализа З. Фрейда концепцию жизненного пути личности, чьи мотивы поведения и характеристики сознания определены как атавистикой прошлых лет, так и задатками ребенка, особенностями его жизни и воспитания в раннем возрасте (до 6 лет). Изучение проблем молодежи с позиции этой ориентации основывается на возрастных особенностях и свойственных им психических параметрах личности.

Последователями Фрейда  в этом вопросе стали Р. Бенедикт, Г. Маркузе, О. Ранк, Ф. Райх, Д. Фойер, Л. Шеллфф, Э. Эриксон и др. В России представителями этого направления стали К. Абульханова-Славская,  Г. Андреева,  Л. Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Л. Буева,  С. Голод,  Р. Гурова,  И. Кон,  А. Кулагин,  А. Петровский,  В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Шердаков, Д. Эльконин и другие исследователи.

2. Структурно-функциональное направление, которое сформировалось в 70-е гг. XX в. на основе общественной потребности в системном анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязей с окружающей социальной средой. Это направление стремилось системно анализировать сознание и поведение молодого поколения в тесной взаимосвязи с окружающей социальной действительностью. После классиков этого направления (Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса) такую идеологию проводил, в частности, израильский социолог Ш. Айзенштадт. В отечественной социологии соответствующие проблемы разрабатывалось такими учеными, как  Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов, С. Григорьев, В. Журавлев, Е. Катульский, А. Колесников, В. Криворученко, Е. Леванов, М. Маршак, В. Мансуров, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, М. Руткевич, Б. Ручкин, И. Слепенков, Н. Слепцов, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов, В. Шубкин и др.

В центре внимания их разработок и многочисленных публикаций оказались концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации, проблемы формирования молодых поколений рабочего класса, реже - колхозного крестьянства и интеллигенции.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"