Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
В основе второго подхода к трактовке вторичной занятости лежит использование временного критерия. В этом случае под вторичной занятостью понимается «дополнительная трудовая нагрузка за пределами номинального рабочего времени». Тогда сверхурочные работы и работа более чем на ставку будут оцениваться как дополнительная занятость.
Третий подход к определению вторичной занятости основан на рассмотрении её как второго (дополнительного) занятия. Этот подход является в настоящее время наиболее распространенным и признанным. Его реализация предполагает выделение основного ( первого) занятия, которое в дальнейшем будет являться точкой отсчета при определении вторых ( дополнительных) занятий [6].
В зависимости от места приложения дополнительного труда выделяют внутреннюю и внешнюю вторичную занятость. В том случае, если места основной и дополнительной работы находятся в пределах одного предприятия или организации, говорят о внутренней вторичной занятости, если в различных — о внешней. Внутренняя вторичная занятость является одним из элементов функционирования внутрифирменного рынка труда и выступает как фактор социально-экономической дифференциации персонала организации. Внешняя вторичная занятость, поиск дополнительного рабочего места за пределами родного предприятия предполагает выход работника в сферу функционирования текущего рынка труда.
По времени подработок целесообразно выделить вторичную занятость в рабочее время по месту основной работы и во внерабочее время, в том числе после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни и во время отпуска (очередного или административного) или каникул. Возможность совместить время основной и дополнительной работы является для работника существенным преимуществом внутренней вторичной занятости, хотя, очевидно, негативно оценивается работодателем. Дополнительная занятость во внерабочее время увеличивает совокупную трудовую нагрузку на работника, сокращает временные ресурсы для бытовой и рекреационной деятельности, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
Деление вторичной занятости в зависимости от мотивов и причин, которыми обуславливается занятие дополнительным трудом, предложено С.Ю. Рощиным. Под «нормальной» вторичной занятостью понимается дополнительная работа, вызванная стремлением к более полной реализации своего трудового потенциала. Такая вторичная занятость является отражением естественной трудовой мобильности. «Компенсирующей» вторичной занятостью называют занятость, причина которой — необходимость обеспечить приемлемый индивидуальный и семейный уровень доходов.
По степени постоянства занятия дополнительным трудом необходимо различать регулярную и эпизодическую ( случайную) вторичную занятость. Такое деление представляется необходимым, поскольку регулярность (постоянство) занятия дополнительной трудовой деятельностью может существенно колебаться, причем, гораздо в большей степени, чем в случае основной занятости.
По профессиональному характеру дополнительной работы можно выделить внутрипрофессиональную и межпрофесси- ональную вторичную занятость. В первом случае основная ( настоящая или последняя) и вторая работы осуществляются в рамках одной профессии, во втором — подработка осуществляется по иной профессии, чем основная занятость. В зависимости от квалификационного уровня дополнительной работы по сравнению с основной вторичную занятость можно разделить на нисходящую и восходящую. Профессиональный характер и квалификационный уровень трудовой деятельности, выступающей в качестве дополнительной, являются важными характеристиками вторичной занятости. Знание этих параметров позволяет оценить вторые рабочие места с точки зрения возможности их использования в качестве первичной занятости, а также выявить некоторые социальные последствия занятия дополнительным трудом [7].
Вторичная занятость имеет свои
специфические особенности. Во-первых,
вторичная занятость для большинства
работников чаще всего является не регулярной
( «ситуативной») , кратковременной, но
достаточно интенсивной по временным
затратам. Во-вторых, существенной характеристикой
вторичной занятости является то, что
дополнительная работа — это в основном
сфера функционирования неформализованных
( не оформленных юридически) трудовых
отношений. Прежде всего, это незарегистрированная
самозанятость и работа на предприятиях
и организациях без оформления трудовых
отношений. В-третьих, характерной особенностью
вторичной занятости является то обстоятельство,
что она, в 60.70 % случаев сконцентрирована
в новом секторе экономики, т.е. на частных
предприятиях и в сфере самозанятости.
Четвертая особенность вторичной занятости
связана с профессионально-
Статистическая, согласно данной концепции, к «дополнительной» относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Следовательно, заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным.
Социологическая, в данном случае под дополнительной работой подразумевается вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют своё основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домохозяйстве» [9].
Применительно ко вторичной занятости студенческой молодежи подходит социологическая концепция вторичной занятости, которая описывает трудовую занятость студенческой молодежи как деятельность граждан, связанная с дополнительной работой помимо основного места работы
3.Учредители, члены
и участники молодежных и
Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица - общественные объединения, создавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируется его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Однако в качестве учредителей юридические лица выступают только наряду с тремя учредителями - физическими лицами. Кроме того, специальными законами об отдельных видах общественных объединений, например, законом о профсоюзах, установлено требование обязательности индивидуального членства, что исключает возможность юридических лиц выступать в этом случае учредителями, членами или участниками профессиональных объединений.
Члены общественного объединения - физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Учредители, члены, участники общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения обладают таким важным правом, как право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения. Уставы общественных объединений не должны предусматривать никаких ограничений для участия членов объединения в выборах руководящих и контрольно-ревизионных органов. Члены общественного объединения имеют также возможность контролировать деятельность его руководящих органов.
Права и обязанности членов общественных объединений четко фиксируется в их уставах. Там же содержатся нормы о возможности исключения членов из этих объединений в случаях несоблюдения ими требований уставов. Исключенный вправе подать в соответствующий орган объединения апелляцию на решение об исключении из объединения.
Билет 26
1.Экономическое
положение современной
При анализе экономического положения молодежи на фоне быстрых общественно-политических изменений, происходящих в современной России, необходимо учитывать процессы дифференциации, активно развивающиеся в молодежной среде.
В настоящее время в экономическом анализе положения молодежи велика роль социально-демографических и профессиональных признаков, так как на их основе можно разграничивать такие группы молодежи, как работающая и учащаяся молодежь, городская и сельская молодежь. И каждая из этих групп требует последующей дифференциации.
Дифференцированный подход к молодежи как внутренне неоднородной и, вместе с тем, специфически особенной общественной группе, дает возможность для выявления особенностей и проблем, существующих у молодых людей в экономической области. Приведенный подход к изучению молодежной проблематики позволяет создать многомерную модель и охватить социолого-экономическим анализом все многообразие молодежных групп.
Доля молодежи в численности лиц, занятых в экономике, не одинакова и зависит от возрастных признаков. Необходимо отметить, что молодежная группа 25-29 лет является наибольшей среди молодежных групп по численности занятых в экономике, так как постепенно в трудовой возраст начинают входить более многочисленные когорты молодых людей рожденных в 1985-1987 гг. В целом доля молодежи в численности занятых в экономике постепенно возрастает.
Сегодня происходит смена модели социально-экономического поведения молодежи: от пассивно-выжидательной (по сути, патерналистской) на активно-деятельностную (рыночную). И весьма характерным является то, что абсолютное большинство молодых людей (74%) хотели бы активно работать для улучшения своего благосостояния.
Как уже отмечалось, дифференцирующим признаком для молодежи являются различия региональных условий. Анализ распределения численности занятых в экономике субъектов Российской Федерации по возрастным группам, проведенный в 2004 году показал следующее. Наблюдался наибольший средний возраст занятых в экономике в Центральном федеральном округе − 40,4 лет, а наименьший − 39,0 в Уральском федеральном округе. Наибольшая доля занятых в экономике в возрастной группе до 20 лет находится в Южном федеральном округе, а в группе «20-29 лет» – в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Особенностью молодежного рынка труда является чаще всего низкая конкурентоспособность молодежи, по сравнению со старшими возрастными группами. Эта проблема не так актуальна для тех, чей возраст приближается к 30 годам, однако очень остро стоит перед подростками и молодежью студенческого возраста.
Основными направлениями государственной молодежной политики в сфере занятости должны быть следующие:
- разработка системы целевых установок и программных документов, деятельности государства исходя из реального состояния экономики и потребностей общества;
- организация сбора и анализа статистической информации, комплексного мониторинга социального самочувствия молодежи, диагностики и прогнозирования развития сферы молодежной занятости;
- координирование взаимодействия государственных институтов, органов местного самоуправления, молодежных общественных объединений для решения проблем занятости молодежи;
- модернизация нормативно-правовой базы обеспечения занятости молодежи с учетом половозрастных, статусных, региональных, профессиональных характеристик данной категории населения;
- организация инфраструктуры, обеспечивающей функционирование эффективной системы занятости молодежи;
- содействие занятости наименее социально незащищенных категорий молодежи;
- выработка механизмов многоканального финансирования мероприятий политики занятости молодежи.
2.Жизненные стратегии и практики молодежи в сфере образования
В целях нашего анализа избранной проблемы оказывается полезным привлечение категорий жизненного пути, жизненного пространства, их взаимовлияния и переплетения, а также условий, критериев, особенностей разработки и формирования жизненных стратегий, реализуемых в них и связанных с такими категориями, как свобода, психическое здоровье, смысл жизни и самореализация. С другой стороны, мы не можем проигнорировать и реальные неравенства в современном изменяющемся и по-новому структурированном и постоянно структурирующемся обществе. Здесь важны те социальные ограничения, которые касаются барьеров на пути достижения успеха, в понимание которого включается понятие профессионального успеха.
«Самый элементарный экономический факт заключается в том, что способ, каким происходит распределение каналов распоряжения материальной собственностью среди множества людей, которые встречаются на рынке и конкурируют между собой в терминах обмена, сам по себе уже определяет специфические жизненные шансы. ... »47.
Социальная деривация в современном обществе, поворот к рыночной ориентации, переход от вялотекущих форм к агрессивной социальной конкуренции организуют мир новой пространственной конфигурации, где действуют иные критерии социального успеха, где социальная напряженность составляет норму «пребывания». Мы живем в обществе переходного периода, когда происходят наиболее глубокие изменения во внутреннем мире человека, в индивидуальном и общественном сознании, что находит свое выражение в трансформации ценностной системы личностей, а также в формировании новых жизненных стратегий, которые не всегда являются эффективными.