Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Стереотипное поведение сегодня оказывается разрушительным, мы прощаемся со своими патерналистскими ожиданиями государственной защиты, социальных гарантий, прочности жизненного устройства без заботы о завтрашнем дне, со своими концепциями личной стратегии, со старыми целями и возможностями.
На данный момент общественная деятельность продолжает, в основном, базироваться на материальном производстве, и это часто оказывается главным источником влияния на большие социальные массивы. Экономическое положение все же оказывает заметное модифицирующее влияние на встраивание соответствующих субъектов в эти структуры. Происходит постепенная реабилитация частной собственности и связанных с ней социальных противоречий; богатство стало ведущим, всеми признанным критерием социального успеха - к нему явно ли нет, законно/криминально стремятся те, кто озабочен собственным общественным положением, степенью социальной защищенности, возможностями продвижения в человеческой иерархии.
Социальное расслоение на экономической первооснове является продолжающимся с большой интенсивностью процессом переструктурирования российского общества. Формирование института частной собственности привело значительные массы людей к новым стандартам экономического положения. Возникли и задействованы непривычные ценностные координаты, создаются новые социальные нормы, стереотипы, которые уже нельзя игнорировать.
1. Номинальные: пол, раса, религия, этническая принадлежность, род (клан), брачный статус, профессия (занятие), место работы, место жительства, политическая ориентация (принадлежность), национальное происхождение, язык
2. Градуированные: образование, доходы, богатство, престиж, власть, со-циоэкономическое происхождение, возраст, административные полномочия, интеллект.
Вебер начинает рассмотрение вопроса о гарантиях статусной стратификации с понятия «стиля жизни», который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения...»49. Он строго определяет содержание термина «социальный статус» как реальные притязания на привилегии в отношении социального престижа, основанного на определенном образе жизни, профессии, престиже рождения или формальном образовании. Подобным образом подчеркивали фундаментальную значимость социальной символики и Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Бурдье.
Многочисленные социологические исследования в развитых индустриальных обществах уже полвека назад показали и подтверждают сейчас, что основу статусной идентификации играет профессия. Ранжирование профессий в этом смысле осуществляется согласованно представителями различных профессиональных слоев. Профессия, как правило, достигаемая статусная позиция, что соответствует принципам открытого общества и свободно текущей мобильности.
3. Формы государственной
поддержки молодежных и
Статья 5. Информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских общественных объединений
Статья 6. Предоставление льгот молодежным и детским общественным объединениям
1. Молодежным и детским
общественным объединениям
Статья 7. Поручительство по кредитам
1. Молодежное, детское общественное объединение, имеющее необходимость в привлечении для целеуставной деятельности кредитов, вправе обратиться в администрацию Белгородской области с просьбой о поручительстве по его кредитным обязательствам.
2. Решение о поручительстве
по кредитным обязательствам
молодежного, детского общественного
объединения принимается
Статья 8. Государственный заказ молодежным, детским общественным объединениям
Администрация Белгородской области может привлекать молодежные и детские общественные объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб для молодежи, инновационных, информационных и досуговых молодежных центров, социальную работу по месту жительства, научные исследования и проектные разработки, а также иную деятельность в соответствии с целями региональной молодежной политики.
Государственный заказ формируется после изучения реальных возможностей молодежных и детских общественных объединений по исполнению такого заказа без снижения требований к качеству работы.
Государственный заказ осуществляется в форме договора между администрацией Белгородской области и молодежным или детским общественным объединением.
Статья 9. Поддержка проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений
Статья 10. Выделение субсидий молодежным и детским общественным объединениям
2. Субсидии выделяются:
для поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, направленной на реализацию и защиту прав детей и молодежи, на интеграцию в обществе наиболее социально уязвимых групп детей и молодых граждан, на профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры, предотвращение угрозы здоровью;
для поддержки мероприятий в области досуга и организации свободного времени молодых граждан и детей;
для функционирования органов молодежных и детских общественных объединений, содержания помещений, приобретения оборудования, материалов и иного имущества, необходимого для реализации уставных целей;
для поддержки международных связей;
для подготовки кадров молодежных и детских общественных объединений;
другие виды субсидий.
Билет 27
1. Асоциальные явления в молодежной среде: проблема противодействия и профилактики
Развитие молодежи протекает на исключительно неблагоприятном фоне в условиях постоянного воспроизводства социальных рисков.
Начиная с середины 90-х годов, число больных с диагнозом «наркомания» возросло в 5 раз, а лиц, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических веществ, – в 3 раза. Также по экспертным оценкам, до 70% потребителей наркотиков составляют граждане в возрасте до 30 лет, т.е. молодежь. Численность подростков, употребляющих наркотические средства, достигает 4 млн. человек, среди них наркозависимых – около 1 млн.
Наряду с доступностью наркотических препаратов одной из основных причин распространения наркомании в молодежной среде является формирование определенных типов молодежных субкультур, обусловливающих девиантное поведение во всех его проявлениях и делающих употребление наркотиков социокультурной нормой, общепринятой социальной практикой. Приобщение молодежи к наркотикам становится естественным процессом, важной составляющей проведения досуга, общения, сексуальных отношений и в целом одним из основных атрибутов инициации перехода из подросткового во взрослый возраст. Наркомания и токсикомания тесно связаны с молодежной преступностью, суицидами, с распространением ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем.
В рейтинге Всемирной организации здравоохранения, классифицирующем страны по уровню алкоголизма, Россия занимает одну из верхних строчек.
Если употребление наркотиков в молодежной среде перестает быть чем-то маргинальным, то употребление алкоголя уже можно считать общепринятой социальной нормой и практикой многих молодежных групп. Пьянство стало обычным элементом социальных ритуалов и празднеств, атрибутом официальных церемоний и условием решения личных проблем молодых. Государство прилагает активные усилия для борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Кроме мер, предусмотренных уголовным и административным кодексами, в России действуют Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах» (8.01.1998 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24.07.1998 г.), «О средствах массовой информации» (27.12.1991 г.), «О рекламе» (22.02.2006 г.), а также уже упоминавшийся закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Реализуется Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».
Исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, борьба с наркоманией и алкоголизмом должна выстраиваться по следующим направлениям:
Проведение активной профилактической работы в образовательных учреждениях может заключаться в следующем: акцентирование в процессе воспитания соответствующих аспектов; проведение бесед с обучаемыми (воспитанниками) и их родителями; введение в учебные программы и факультативные занятия соответствующих тем; организация (совместно с родителями) здорового образа жизни и досуга обучаемых в течение их повседневного пребывания в учреждении и на каникулах; приобщение обучаемых к творчеству; проведение медицинских и медико-социальных мероприятий в группах риска и т.п.
Для сокращения доступа молодежи к наркотикам и алкоголю необходим эффективный, еще более жесткий, чем сегодня, контроль за оборотом наркотиков, производством алкоголя и продажей алкогольных напитков несовершеннолетним на федеральном, региональном и местном уровнях.
Созданная система учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи характеризует новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень.
2.Экономическое сознание молодежи
системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. В последнее время усиливается внимание психологии к изучению проблемы Э. с, что обуславливается следующими причинами: 1) изменение интенсивности и характера хозяйственной деятельности повлекло за собой формирование новой психологии (нового сознания), в которой экономический аспект сознания занимает относительно самостоятельное место; 2) будучи подструктурой общественного сознания, Э. с. оказывает влияние на другие его подструктуры; 3) именно в сфере Э. с. часто скрыты истоки экономического поведения людей, что наглядно подтверждает правомерность утверждения о возможности обратной детерминации бытия сознанием. Специфика генезиса Э. с. состоит в том, что оно формируется позже других видов сознания, а именно тогда, когда субъект включен во все стадии воспроизводства, причем экономическое самосознание формируется прежде, чем Э. с. Основными компонентами структуры Э. с. являются: 1) экономические эмоции и чувства; примерами их являются удовлетворение от результатов и процесса труда, желание признания и почета, желание пойти на риск и др.; 2) экономическая перцепция, напр, восприятие денег, сенсорно-перцептивные компоненты отношения к товарам и услугам, перцептивные установки и т. п.; 3) экономические представления, т. е. представление о том, как функционирует экономика; комплексно организованная система представлений, являющихся объективным отражением реальности, создает экономический образ; 4) экономическое мышление, т. е. способность человека как социального субъекта отражать и осмысливать экономические познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия с требованиями экономических законов и на основе этого строить свою деятельность. Формируясь под влиянием экономического поведения, Э. с, в свою очередь, оказывает на него большое влияние (О. С. Дейнека).
3. Функции и принципы жизнедеятельности молодежного (детского) общественного объединения
Перечень функций МДОО, которые выделяют разные исследователи, отличаются. Это зависит от позиций, занимаемых авторами, их профессиональной направленности и других обстоятельств. Выберем основные.
Главная функция – это социализация молодого поколения, то есть, имеет смысл еще раз повторить, усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Кроме этого МДОО способствует:
а) широкому разностороннему включению личн
б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям (развивающая функция, в том числе и удовлетворение психологических потребностей личности, о которых мы уже говорили);
в) защите прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды (следует отметить 1) возможность представительства интересов возрастной когорты в органах власти и структурах гражданского общества, а также 2) возможность изучения общественных настроений в молодежной социальной прослойке и 3) организации совместных действий в защиту своих прав (молодежные профсоюзы и т.п.) –социальная функция);
г) корректировке различных влияний на личность и личностных проявлений (актуализация значимых интересов, умений, противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной жизнедеятельности, его нравственных ценностей – воспитательная функция);
д) можно говорить об усвоении знаний, умений и навыков, которые могут стать основой для профессиональной ориентации молодого человека (образовательная функция).
Жизнедеятельность объединения, построенная на этих принципах, выдвигает необходимость обеспечения в процессе ее организации последовательности и взаимосвязи диагностики, программирования, организации деятельности, ее анализа и коррекции. Направленность на развитие личности как целевая установка деятельности общественных объединений требует его ориентации не только на сегодняшний день детей и взрослых, но и хорошего знания и учета их “вчера” и возможного “завтра” с позиций индивидуальных и возрастных возможностей, социальной ситуации.
Билет 28
1.Состояние здоровья
и формирование здорового