Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Пионерская организация в послевоенные годы
После окончания Великой отечественной войны пионеры занимались: в городе — сбором макулатуры и металлолома, посадкой зелёных насаждений, в сельских районах — выращиванием мелких домашних животных (кроликов, птиц). Лучшие из юных тружеников были отмечены наградами Родины. 4 декабря 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССРорденом Ленина была награждена пионерка Мамлакат Нахангова. Одиннадцатилетняя таджичка перевыполнила норму взрослого человека по сбору хлопка в семь раз. Орденом «Знак Почета» были награждены Ишан Кадыров и Хавахан Атакулова, юные животноводы Алеша Фадеев из Ленинградской области, Барасби Хамгоков из Кабардинской автономной области, Коля Кузьмин из Калининской области, Ваня Чулков из Московской области, Мамед Гасанов из Дагестана, Вася Вознюк с Украины, Буза Шамжанов из Казахстана, Этери Гвинцеладзе — тбилисская пионерка, отличница учёбы[8]. В республиках Средней Азии пионеры выращивали хлопок. Пионеры Турсунали Матказинов и Натали Челебадзе в 1949 году были удостоены звания Героя социалистического труда и награждены медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
С 1955 года имена лучших пионеров стали заноситься в книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. В 1958 году в детской организации были введены три ступени роста, на каждой из которых ребятам вручался особый значок. Чтобы перейти на новую ступень, пионер работал по заранее составленному индивидуальному плану. Вся пионерская работа объединялась в двухлетний пионерский план, который был ориентирован на конкретную помощь взрослым в выполнении семилетнего плана.
С 1962 года на пионерском значке изображён профиль Ленина, что символизирует признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина.
К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.
В период перестройки и либеральн
27—28 сентября 1991 года после запрета КПСС прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной, распустив на съезде комсомольскую всесоюзную организацию, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.
После Распада СССР и самороспуска ВЛКСМ — имущество организации было изъято, часть здания Центрального Совета в Москве по адресу Новая площадь дом 8, перешло в собственность «СПО-ФДО»,[25] в регионах Дворцы пионеров были перепрофилированы в «Дома детского и юношеского творчества» перейдя в собственность муниципалитетов, подавляющее большинство Пионерских лагерей перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты, часть в детские оздоровительные лагеря, большая их часть находящихся далеко от населенных пунктов, заброшены в лесах бывших союзных республик.
Билет 29
1.Комплексная поддержка молодых семей
стратегической целью реализации государственной семейной политики в отношении молодой семьи является создание условий для становления и развития молодой семьи в качестве полноценного субъекта российского общества.
Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства выступает принцип дифференцированного подхода к различным типам семей, которые подразделяются:
а) по степени полноты на: полные и неполные, где есть муж, жена и их дети, и неполные, которые состоят из одного родителя и его детей;
б) по степени благополучия на: маргинальные (крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризисные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно – собственно, семья «среднего класса»), процветающие (самостоятельно реализующие практически все свои потребности за счет платных услуг);
в) по экономическому благосостоянию на: бедные (уровень нищеты, душевой доход ниже или на уровне минимальной зарплаты), малообеспеченные (душевой доход от уровня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума), обеспеченные (душевой доход на уровне среднего по региону – экономически можно отнести к «среднему классу») и состоятельные (душевой доход значительно выше среднего по региону).
Исходя из принципа дифференцированного подхода к различным типам молодых семей, при осуществлении молодежной политики следует учитывать особенности социально-экономического развития регионов России и их социокультурные традиции, определяющие многие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образа жизни, источники доходов и структуру потребностей, возможностей реализации интересов молодых семей.
Изучение практики работы комитетов по делам молодежи в регионах России позволяет сделать вывод о том, что молодые семьи получают разнообразную государственную поддержку через социальные технологии социализации, под которыми понимается совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия с целью ускорения процесса усвоения мужем и женой новых социальных ролей, повышения степени независимости и самостоятельности семьи в выполнении ее основных функций.
К условиям реализации социальных технологий социализации молодых семей целесообразно отнести:
наличие институциональной федеральной и региональной политики в отношении молодой семьи, способствющей ее социализации;
функционирование на региональном уровне разветвленной сети специальных служб поддержки молодой семьи;
психологическая готовность взрослых членов молодой семьи к освоению новых социальных ролей, инициативному поведению с целью самообеспечения и саморазвития; избавление от стереотипов социального иждивенчества и этатистского восприятия государства.
К критериям классификации социальных технологий отнесены сфера реализации и целеполагание. По первому критерию выделены технологии в экономической, социальной, бытовой, досуговой сферах. В зависимости от цели и направленности воздействия технологии разделены на:
просветительские (центры и клубы по оказанию социальной, правовой, информационной помощи семье);
технологии психологической поддержки (телефоны доверия, психологические консультации);
целевые подпрограммы улучшения жилищных условий молодым семьям;
технологии содействия занятости молодых супругов;
технологии социальной поддержки молодой семьи;
технологии по развитию социальной активности молодых супругов.
Решение проблем современной молодой семьи необходимо начинать, прежде всего, с разработки государственной семейной политики, обеспечивающей условия для создания, сохранения, развития благополучных семей. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, основой которой станет разработка и принятие Закона «О государственной семейной политике». Критерием успешной семейной политики должна быть не нуждающаяся, а благополучная, трудоспособная семья представителей «среднего класса», которая способна не только самостоятельно функционировать, но и стать поддержкой государству и обществу.
целесообразно считать основными направлениями поддержки молодой семьи на ближайшие несколько лет:
- совершенствование
- реализация активной
социально-экономической
- обеспечение более полной
реализации репродуктивной
- выработка и применение
в сфере социального
- оказание оптимально
дифференцированной
- создание общественной атмосферы, способствующей управлению семьи, уважению материнства, отцовства и детства;
- целенаправленная, разноаспектная подготовка молодых людей к семейной жизни;
- поддержка деятельности
общественных организаций и
2.Проблема молодежной безработицы
1. По данным специалистов
Международной организации
В большинстве развитых экономик мира уровень безработицы среди младших возрастных групп значительно превышает ее уровень среди взрослого населения. По данным МОТ, в период с 1995 г. по 2005 г. численность молодых безработных в возрасте от 15 до 24 лет выросла с 74 млн. до 85 млн. человек. При этом более 300 млн. молодых людей, имея работу, находились за чертой бедности (2 долл. в день).
Общепризнанно и то, что борьба с молодежной безработицей, порождающей социальную незащищенность и ощущение отверженности, могла бы внести значительный вклад в развитие мировой экономики. По материалам МОТ, сокращение уровня безработицы среди молодежи вдвое обеспечило бы прирост мирового ВВП на $ 2,2 трлн. Более того, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем.
2. В России, в силу огромных масштабов и разных уровней социально-экономического развития регионов проблемы молодежной безработицы дифференцированы. Так особую актуальность представляет решение этой проблемы в таких мегаполисах как Москва, Санкт-Петербург и регионах, где в целом ситуация на рынке труда кризисная (Тамбовская, Псковская, Ивановская области, территории Северного Кавказа и др.). По данным социологов, молодежная безработица наиболее характерна для центральной части России, где она, в отличие от северных и южных регионов, моложе. Прогнозируется, что безработица будет продолжать «омолаживаться».
3. Безработица среди молодежи
имеет свои специфические
Если фрикционная безработица среди молодежи является естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым относятся молодые люди, не имеющие профессионального опыта. В результате уровень молодежной безработицы в разы превышает аналогичный показатель по более старшим возрастным группам работающего населения.
Когда кризисные периоды затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация, нарастает апатия. В этом случае увеличивается вероятность того, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период.
По данным Государственной службы занятости населения, продолжительность безработицы молодых россиян растет: поиски работы занимают в среднем до восьми месяцев. Общая картина молодежной безработицы осложняется наличием скрытой, не учитываемой безработицы, которая, по оценкам экспертов, превышает официальную в 5–7 раз. Специалисты службы занятости утверждают, что молодежь обращается за помощью в центры занятости только в крайних случаях. Чаще всего молодые люди прибегают к самостоятельному поиску работы.
По своему положению на рынке труда молодежь подразделяется на три группы.