Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура".

Оглавление

1. История развития понятия культура. 2
2. Структура и функции культуры. 2
3. Подходы к определению понятия культура. 3
4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4
5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4
6. Концепция культуры Л.Уайта. 4
7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5
8. Теории модернизации. 6
9. Социальная феноменология. 6
10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6
11. Понимающая социология М.Вебера. 7
12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7
13. Социология повседневности. А.Щюца. 8
14. Феноменология Э.Гуссерля. 8
15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8
16. Элементы, типология и функции субкультур. 9
17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9
18. Объект и предмет социологии искусства. 10
19. Художественная культура как система. 10
20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10
21. Структура бюджета времени. 11
22. История развития представлений о свободном времени. 12
23. Социологическое изучение свободного времени. 12
24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13
25. Подходы к осмыслению техники. 13
26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14
27. Гуманитарное направление философии техники. 14
28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15
29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15
30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16
31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16
32. Экономические функции организационной культуры. 17
33. Структура организационной культуры. 17
34. Типы организационных культур. 17
35. Модели анализа организационной культуры. 18
36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18
37. Специфика и функции массовой культуры. 19
38. Сферы проявления массовой культуры. 19
39. Уровни массовой культуры. 19
40. Концепция массового общества. 20
41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20
42. Социологические аспекты изучения образования. 20
43. Объект и предмет социологии образования. 20
44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21
45. Концепции СМИ в американской социологии. 21
46. Социология науки. 22
47. Концепция науки Р.Мертона 22
48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

Файлы: 1 файл

381380_FD865_shpargalka_sociologiya_kultury.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

1. История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся  понимание культуры как некой  противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения  Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и  как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая  человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

2. Структура и функции культуры.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования,

- науку,

- искусство,

- литературу,

- мифологию, нравственность,

- политику,

- право,

- религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

- физические объекты, созданные  человеком; и 

- природные объекты, используемые  человеком. 

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и  хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

  • человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);.
  • гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
  • информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего; Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
  • коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
  • ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;
  • нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
  • Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
  • Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

3. Подходы к определению понятия  культура.

Существуют научные и бытовые (повседневные) определения к-ры.

Повседневные:

1)сис Кравченко:

а. к-ра как опред. сфера жизни общества, получ. институциональное закрепление

б. как совок-ть духовн. ценностей  и норм, присущих опред. соц. гр.

в. как показательвысок. уровня качественного  развития духовн. достижений

2) сис Ионина

а. абстрактное обозначение общего процесса интеллект, духовного и эстетич. развития

б. обознач. сост. общества, основанного  на праве, порядке

в. абстрактное указание на особенности  способа существования или образа жизни, присущ. группе людей или историч. периоду.

г. абстракт. обознач. форм и продуктов интеллект. и художественной жизни

Научные:

1)Кробер и Клагхон

а. описательные опред – к ним  относ. опр Тейлора

б. историч. опр. – акцент на процессы соц. наследования и традиции

в. нормативные опр – опр связ. с идеями об образе жизни, об идеалах и уенностях

г. психолог. опр – опр, связ с  процессом адаптации к среде, проц-ы научения, формирования привычек

д. структурные – повторяющиеся  стандартные реакции

е. генетические – к-ра опр с  позиции ее происхождения

2) Краневенский

а. эмпирический – сумма, результат всей Дея-ти чела

б. оценочный – сохр. идея о культурном эталоне

в. деятельностный – рассм. к-ру как  вне биологический специфический  человеческий способ деят-ти

3) Кертман

а. антропологический – признает самоценность к-ры каждого народа, а  также равноценность всех к-р на земле

б. социологический – трактует к-ру как фактор организации и  образования жизни к-л общества

в. философский – поним. к-ру как  специфич. способ бытия общества

4. Науки о культуре. Специфика  социологического изучения культуры.

1) этнология и этнография – науки, изуч. состав, происхождение, расселение и культур-историч. взаимоотнош. народов мира

2) культурная антропология –  систематич. культур. наука о к-рах  обществ и эпох, заним. сбором  и анализом этнографич. материала.

3) соц. антропология – формулир. законы, принципы и обобщения для моц. общностей

4) философия к-ры – иссл. сущность, ценности и цели к-ры, ее условия  и формы проявления

5) культурология – иссл. к-ру  как систему, целостность и  как единый класс явлений

6) соц. к-ры – спец. соц. теория, изуч. аспекты производства, распространения, хранения и потребления культур. ценностей. Соц. культ. (Ионин) изуч. строение и функционирование культуры в связи с соц. структурами, институтами и применительно к конкретно историческим ситуациям.

5. Эволюционистская парадигма изучения культуры.

Основные черты этого  подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. Важнейшими его представителями являются: Г.Спенсер, Э.Тэйлор, Уайт

К имманентным антропол. побудителям  эволюции относились «врожденные идеи», динамич. носителями к-рых считались  индивиды и расы — различия между  ними трактовались в истор., а не субстанциальном смысле. В качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экон., социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия).

Э. Тайлор Книга Э. Тайлора «Первобытная культура», вышедшая в двух томах в 1871 г. В работе Э. Тайлора уже вовсе не ощущалось различия между понятиями «культура» и «цивилизация». В своем труде Э. Тайлор давал то определение культуры, которое стало классическим на многие десятилетия вперед: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. Особенности культуры различных обществ человеческого рода, насколько они в принципе могут быть изучены, являются темой, близкой к изучению законов человеческого мышления и поступков».

Такой взгляд на концепцию культуры вовсе не исключал идеи прогресса; наоборот, последняя стала доминирующей идеей этнологов XIX в., которые практически все были эволюционистами. Так, в работах самого Э. Тайлора культурные характеристики различных обществ рассматривались как стадии развития или эволюции, каждая из которых вытекает из предшествующей ей и является базой для формирования последующей стадии общественного развития. Таким образом, параллельно с анализом, классификацией и сравнением элементов культуры теория культуры должна, по мысли Э. Тайлора, стремиться к реконструкции поступательного движения человеческого рода и указать на те шаги в культурном развитии, которые вели от «дикости» к «цивилизованному обществу». Особое внимание Э. Тайлор обращал на исследование тех элементов современной культуры, которые он считал рудиментами, пережитками более древних стадий развития общества.

Итак, эволюционисты впервые начинают использовать слово «культура» как обозначающий научный термин, как некую систему объектов и отношений, присущих тому или иному обществу, тому или иному народу.

Эволюция, по Л. Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры.

6. Концепция культуры Л.Уайта.

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не согласен с точкой зрения, существовавшей в антропологии первой половины XX в., что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический и функциональный. Первый представляет собой анализ уникальных явлений в хронологической последовательности, второй – изучение общих свойств процессов и явлений (культуры) вне зависимости от хронологической последовательности. Он предлагал различать три вида процессов в культуре и соответственно столько же способов их интерпретации: временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий; их изучение есть история; далее, вневременные, структурные и функциональные аспекты исследуют в рамках функционального анализа; наконец, формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, рассматриваются эволюционным методом.

Определяющим фактором, критерием  развитости культуры у него была энергооснащенность последней, по Уайту, культура развивается по мере того, как увеличивается уровень и количество энергии, расходуемой в год на душу населения.

Предметы и явления, зависящие  от способности человека к символизации, Л.Уайт называет символатами. Они исследуются независимо от человеческого организма, то есть в экстрасоматическом контексте. Следовательно, знаки как элементы смыслообразующей деятельности человека включаются в структурное содержание культуры благодаря способностям людей к символизации. Любой символат может быть рассмотрен в разных контекстах; Уайт приводит схему, на которой показано, что в соматическом контексте символат является элементом человеческого поведения и изучается психологией, а в экстрасоматическом контексте – элементом культуры и изучается культурологией.

Схема:

психология<-поведение<-соматическое(к челу)<-(символат)->экстросоматическое(к символату)->культура->культурология

7. Теория локальных цивилизаций  О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая)

Культурологическая концепция Шпенглера строится на противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"