Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура".

Оглавление

1. История развития понятия культура. 2
2. Структура и функции культуры. 2
3. Подходы к определению понятия культура. 3
4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4
5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4
6. Концепция культуры Л.Уайта. 4
7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5
8. Теории модернизации. 6
9. Социальная феноменология. 6
10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6
11. Понимающая социология М.Вебера. 7
12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7
13. Социология повседневности. А.Щюца. 8
14. Феноменология Э.Гуссерля. 8
15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8
16. Элементы, типология и функции субкультур. 9
17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9
18. Объект и предмет социологии искусства. 10
19. Художественная культура как система. 10
20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10
21. Структура бюджета времени. 11
22. История развития представлений о свободном времени. 12
23. Социологическое изучение свободного времени. 12
24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13
25. Подходы к осмыслению техники. 13
26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14
27. Гуманитарное направление философии техники. 14
28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15
29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15
30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16
31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16
32. Экономические функции организационной культуры. 17
33. Структура организационной культуры. 17
34. Типы организационных культур. 17
35. Модели анализа организационной культуры. 18
36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18
37. Специфика и функции массовой культуры. 19
38. Сферы проявления массовой культуры. 19
39. Уровни массовой культуры. 19
40. Концепция массового общества. 20
41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20
42. Социологические аспекты изучения образования. 20
43. Объект и предмет социологии образования. 20
44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21
45. Концепции СМИ в американской социологии. 21
46. Социология науки. 22
47. Концепция науки Р.Мертона 22
48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

Файлы: 1 файл

381380_FD865_shpargalka_sociologiya_kultury.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

С может рассматриваться как  особая  и обособленная сфера  жизнидеятельности чела .

С-это модификации культуры в  соответствии с возрастами, профессиями, поселениями, территориями, классами.

С-рассм. как своеобразная и целостная картина мира, разделяемая группам людей, преобраз. ее в норм, интересы, идеалы и представления о жизни.

Сущ 3 трактовки  субкультры:

  1. психогенный подход: предполаг., что С-ры возникли, тогда когда, определ. число людей имеющ. общие проблемы, которые побужд. их объединяться
  2. о культурной трансляции : новые структуры возникают как имитация суб-уры предыдущих поколений
  3. бихивиористский: акцентирует необходимость общего поведения субкультурной общности

16. Элементы, типология и функции субкультур.

Субкультура - система ценностей, моделей  поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой  самостоятельное целостное образование  в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает  как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Субкультура вкл. в себя неск. элементов:1. языковой(члены субкультуры разговаривают на к-то особом языке, диалекте, сленге и т.д; 2. вещественный элемент (орудие труда, машины и все то, что относится к области материал к-ры); 3. эстетический элемент (т.е. присутствуют особые формы худ деят-ти); 4. ценностно-нормативный (общепринятые обычаи, убеждения, взгляды); 5. институциональный (суб-ра может представлять собой экономич., политич., религиозный, образоват., бытовой или к-либо др соц ин-т).

3 осн ф-ции субкультуры: коммуникативная, ф-ция компенсации и охранная.

Маргарет  Мид, исследуя прбл преемственности  поколений в разл к-рах  выделяет 3 типа культур:1) постфигуративная: хар-на для примитивных(также традиц и аграрные) общ-в, где взрослые передают детям чувства неизменной преемственности жизни, т.е. в этой к-ре взаимод-т 3 типа поколений: дети, отцы и деды. 2) кофигуративная: отсутствует 3 поколение(деды).зд жизн опыт сокр на поколение. 3) префигуративная: это совр к-ра. Зд взрослые учатся у детей, т.е. у младшего поколения появляется такой опыт, к-го нет у старшего поколения.

17. Понятийный аппарат социологии  молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры.

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать:

- собственное мировоззрение;

- своеобразные манеры поведения,  стили одежды и прически, формы  проведения досуга и т.д.

Молодежная культура – термин, к-й нацеливает на описание различий отцов и детей.

Контркультура- фиксирует становление новой системы ценностных ориентаций.

Альтернативная к-ра-ориентир. на активную общ. деят-ть.

Peergroup(возникло от лат корня «равный»)-зд это рав-во относ-ся не только к возрасту, но и к соц. статусу, взглядам, ценностям и нормам поведения. Это гомогенная гр. мол людей. Вне зависимости от того, носят они формал. или неформал. хар-р.иногда их рассм-т, как гр. св. времени, к-е делают возможным прямые межличн. контакты. Как правило, чл. этих гр. обнаруживают ряд общих черт: возраст, пол, соц. роль, образ мыслей и т.д.

Принципы изучения молодежи (научного исслед-я):1. историч. подход (мол-жь – это опр. гр. в рамках конкретно историч общ-ва); 2. необходимо анализир-ть фактич. образ жизни; 3. анализ постоянного разв-я мол-жи. зд. необх. учит-ть, что мышление, ценностные ориентации и поведение измен-ся в кажд. поколении; 4. дифференцированный подход: мол-жь не представляет собой гомогенной группы.

18. Объект и предмет социологии  искусства.

Социологию искусства интересуют проблемы функционирования художественного творчества. Здесь важное значение имеет соц. структура искусства.

Предмет социологии искусства – различные социальные формы и институты художественной жизни общества, закономерности художественного творчества, восприятия в соц.-историческом контексте.

Тенденции в трактовке предмета социологии иск-ва:

  1. Отождествление социологии иск-ва с соц. историей иск-ва (Хаузер, Гольдман). Они ставят в центр внимания проблему зависимости искусства от экономики и от соц. структуры.
  2. Эмпирическая социология иск-ва (Зильберман): исследует распространение и потребление художественных произведений в обществе, отношение к ним различных групп населения. Искусство – социальный институт, форма деятельности, вид общественной коммуникации, соц. ценность.
  3. Философско-эстетич. (Адорно): в центре внимания – отражение в искусстве классовой структуры общества; изучается специфическое содержание искусства, а также эволюцию различных видов и жанров иск-ва.
  4. Отечественная трактовка (Плеханов, Луначарский, Фриче). Изучались проблемы, относящиеся к общественной природе иск-ва, т.е. соц. обусловленность содержания искусства. Иск-во здесь – порождение общества, отражение его жизни, активная соц. сила.

Соц-гия иск-ва изучает:

- всю совокупность худож-х ценностей;

- все виды деятельности, связанные с созданием, оценкой, изучением этих ценностей;

- всех субъектов такого рода  деятельности (актёры, художники, режиссёры  и т.д.)

-функционирование институтов культуры.

Все эти явления образуют единую систему, ядро которой иск-во, а  сама система – это художественная культура общества, которая может быть рассмотрена двояко: как сложившееся стабильное образование с прочной структурой, и как активно действующий механизм.

Социологию интересуют проблемы функционирования художественного творчества. Важное зн-ие имеет структура искусства.

19. Художественная культура как  система.

3-х мерное пространство худ.  культуры:

1) морфологическое измерение. худ.  деятельность представлена в различных видах искусства (напр., театр,живопись, архитектура и т.д.)

2) методологическое измерение. худож. деятельность имеет принципы худож. освоения мира; есть различные методы и стили искусства.

3) организационное (институциональное). худож. деятельность требует организационных форм, которые создаются каждой конкретной культурой, т.е. это формы художественного производства и потребления.

20. Социологическая теория искусства  Ф.М.Фриче

Искусство обусловлено соц. условиями. Задача соц-гии иск-ва: рассм-ть иск-во в тесной связи с политич. системой, с промышленной и под влиянием соц. развития того или иного народа. Гл. здесь – экономические и социально-классовые условия.

Этапы возникновения искусства  по Фриче:

  1. эпоха палеолита. Здесь – общество охотников.
  2. Общество занимается земледелием.
    1. Феодальное общество на основе натурального хозяйства. (Египет и средние века)
    1. Буржуазное общество: а) ремесленный капитализм; б) торговая буржуазия.

         Ф. задаётся  вопросом: почему тому или иному  общ-ву свойственен тот или  иной тип искусства. В основном  он рассм-л живопись, архитектуру, скульптуру европейских стран с древних времён до 19 века.

         Искусство  возникло из техники обработки  орудий, т.е. у охотники (древнего  человека) отложилось в сознании  чувство линейной формы; также  отражение в деятельности производственных  ритмов.

         Социальная ф-ция искусства состоит в том, что посредством образов иск-ство влияет на воображение человека и ч/з это его организует, упорядочивает и направляет в интересах общества. Иск-во охотничей группы – это искусство-магия: убеждение, что если воспроизвести нечто, то оно станет действительностью, т.е. изобразить значит завладеть.

         Этап земледелия: искусство- магия трансформируется в искусство-религию (искусство – инструмент воздействия на богов).

         Далее искусство  начинает рассматриваться как средство воспитания, т.е искусство- педагогика.

Тем не менее элемент магии сохранился на всех этапах развития.

         Формы худож. производства по Ф.: в феод. общ-ве художник был относительно не свободен и творил автономно. В эпоху ремесленной буржуазии худ-к тоже становится ремесленником. В чистом виде буржуазных отношений худ-к ориентируется на безличный рынок-> появление первых выставок.

         Критерии  расцвета и упадка искусства: внешние признаки расцвета:

  • Богатая количественно худ. продукция;
  • Наличие значительного числа крупных художников;
  • Наличие новых проблем, которые выдвигаются искусством;
  • Широкое влияние, оказываемое искусством данной нации на искусство др. народов.

    Если этих признаков  нет, если художники не предлагают  новых идей, то искусство данной нации в упадке.

         2 осн. типа искусства:

1) синтетическое искусство –  все виды иск-ва составляют  неразрывное целое. Осн. ядро  у этого типа – архитектура.

2) дифференцированное, т.е. синтез  распался и каждый из видов  иск-ва существует самостоятельно.

         2 осн. стиля в архитектуре:

1) тиктанический (конструктивный)

2) декоративный (деструктивный)

         2 типа живописи:

1) живопись линейного типа;

2) живопись красочного типа.

         2 стиля в искусстве:

1) идеалистический

2) реалистический.

21. Структура бюджета времени.

В 1922-23гг Струмилиным были проведены  крупномасштабные исследования свободного времени. Тогда возникает понятие  «БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ».-метод соц. иссл., изуч. реальное повеповедение люде, отраженное в показателях времени. «Б.В.» представляет собой распределение времени по различным видам деят-ти. Вид деят-ти – единица совокупной деят-ти чела, связ. с удовлетворением каких-либо потребностей. «Б.В.» принято разделять на 2 категории: рабочее и не рабочее .

Не рабочее время:

  1. зоологические потребности (сон, еда…)
  2. быт (приготовление пищи…)
  3. уход и воспитание детей
  4. свободное время
    • рекриация (восстановление сил: дискотека, кино, отдых)
    • досуг (учреждения культуры: филармония, театр…)

22. История развития представлений о свободном времени.

Начало изучения досуга было положено Аристотелем. В своем труде «Политика» он определил осн. принцип и цель деятельности свободных людей. По Аристотелю – это высокий досуг – это не физический отдых (строго!). Физич. отдых – это восстановление сил. Досуг «заключает в себе наслаждение и блаженство, счастливую жизнь и все это выпадает на долю людей свободных». Только свободные люди (не рабы) могут пользоваться досугом. Досуг он отличает от физич. отдыха, игры, забавы, музыки; досуг – интеллектуал. развлечения и источником наслаждения выступает не само произведение искусства, а интеллектуальная и эстетическая рефлексия по поводу произведения. Как свободные люди должны исп. свое свободное время: 1) для воспитания в духе добродетели к подготовке и использованию досуга; 2) для применения своих добродетелей в гражданско-правовой деят-ти; 3) для применения своих добродетелей в обстановке высокого досуга.

23. Социологическое изучение свободного  времени.

  • Томас Мор – тема соотношение рабочего и свободного времени. Он предположил это соотношение: рабочий день устанавливается 6ти часовым, а все остальное время разрешено проводить по своему усмотрению. Цель: на сколько позволяют общественные нужды избавить чела от телесного рабства и дать ему время для просвещения.
  • В 19в. К. Маркс рассм. свободное время и как время для отдыха, и как время для более возвышенной деят-ти.
  • Ленин поставил вопрос о сокращении рабочего дня и об увеличении свободного времени. Это увелич. время и для отдыха и для развития.
  • В 1922-23гг Струмилиным были проведены крупномасштабные исследования свободного времени. Тогда возникает понятие «БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ».-метод соц. иссл., изуч. реальное повеповедение люде, отраженное в показателях времени. «Б.В.» представляет собой распределение времени по различным видам деят-ти. Вид деят-ти – единица совокупной деят-ти чела, связ. с удовлетворением каких-либо потребностей. «Б.В.» принято разделять на 2 категории: рабочее и не рабочее .

Не рабочее время:

  1. зоологические потребности (сон, еда…)
  2. быт (приготовление пищи…)
  3. уход и воспитание детей
  4. свободное время
    • рекриация (восстановление сил: дискотека, кино, отдых)
    • досуг (учреждения культура: филармония, театр…)
  • Дюмазедье. Досуг – не самостоятельное явление, а очевидный продукт деятельной соц-ой ситуации, т.е. он связан со всеми соц., эконом. и культурными проблемами общества. Досуг – это устойчивое и сложное единство занятий, каким индивид предаётся по своей воле для того, чтобы успокоиться и набраться сил после выполнения своих профессион-х, семейных и др. обязанностей; развить свое соц. участие, свои вкусы, информированность, память и способности. Проблема досуга возникает тогда, когда трудящиеся получают опред. прожиточный min и свободное время.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"