Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура".

Оглавление

1. История развития понятия культура. 2
2. Структура и функции культуры. 2
3. Подходы к определению понятия культура. 3
4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4
5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4
6. Концепция культуры Л.Уайта. 4
7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5
8. Теории модернизации. 6
9. Социальная феноменология. 6
10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6
11. Понимающая социология М.Вебера. 7
12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7
13. Социология повседневности. А.Щюца. 8
14. Феноменология Э.Гуссерля. 8
15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8
16. Элементы, типология и функции субкультур. 9
17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9
18. Объект и предмет социологии искусства. 10
19. Художественная культура как система. 10
20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10
21. Структура бюджета времени. 11
22. История развития представлений о свободном времени. 12
23. Социологическое изучение свободного времени. 12
24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13
25. Подходы к осмыслению техники. 13
26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14
27. Гуманитарное направление философии техники. 14
28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15
29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15
30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16
31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16
32. Экономические функции организационной культуры. 17
33. Структура организационной культуры. 17
34. Типы организационных культур. 17
35. Модели анализа организационной культуры. 18
36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18
37. Специфика и функции массовой культуры. 19
38. Сферы проявления массовой культуры. 19
39. Уровни массовой культуры. 19
40. Концепция массового общества. 20
41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20
42. Социологические аспекты изучения образования. 20
43. Объект и предмет социологии образования. 20
44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21
45. Концепции СМИ в американской социологии. 21
46. Социология науки. 22
47. Концепция науки Р.Мертона 22
48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

Файлы: 1 файл

381380_FD865_shpargalka_sociologiya_kultury.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Факторы орг. к-ры

  1. Идеальные цели – цели сотрудника и орг-ии должны совпадать
  2. принятые идеи – т.е. те идеи, кот. заявлены
  3. выдающиеся деятели и ролевые модели – представление о том, каким д.быть сотрудник.
  4. принятые стандарты – большинство орг. стр-р заявляют, что центр – это клиент и самое главное – это отношение к нему.
  5. неформ. каналы ком-ции – сотруднику должно быть достаточно инф-ии для его работы

Функции орг. к-ры:

Основные

  1. Охранная – орг. к-ра служит барьером, который защищает от агрессивной внешн. среды. Орг. к-ра – это некая граница м/у неопределенностью и возм-ю ею управлять.
  2. Интеграции – Система цен-ей, приним. персоналом формирует чувство идентичности.
  3. Регулирующая – Орг. культура представляет собой неформ. контроль.
  4. Заменяющая – Сильная орг. к-ра позволяет фирме оптимизировать форм. стр-ру.
  5. Адаптивная – способствует оптимальной адоптации новых сотрудников
  6. Развивающая – сильная орг. стр-ра способствует отбору квалифицир. сотр-ов. В компании идет обучение и разв-е сотрудников,
  7. Ф-ия упр качеством – кач-во работы и рабочей среды переходят в качество продукции.

Дополнительные:

  1. Ориентация на потребителя
  2. Регулир-е партнерских взаим-ий
  3. Приспособление орг-ии к нуждам общества.

31. Мероприятия по формирования  организационной культуры. Кадровая служба предприятия.

Формированием орг. культуры занимается служба управлением персоналом.

  1. Прежде всего это ритуал принятия на работу
  2. орг-ия конкурсов проф. мастерства
  3. планирование карьеры сотрудников
  4. создание школ для обучения детей сотр-ов (в Р не встречается)
  5. создание системы системы поощрения сотрудников проработавших несколько лет.
  6. Расширение сети услуг для сотрудников.
  7. Разлиные рекламные материалы
  8. установление дня рождения фирмы
  9. кредитование сотр-ов
  10. Орг-ия досуга
  11. Учреждение музея организации
  12. создание системы информирования
  13. обратная связь (система сбора пожеланий и предложений).

Меры и направления  работы орг-ии по формированию орг. к-ры.

    1. постоянное совершенствование орг-ии при сохр-ии относительно устойчивой структуры
    2. управление орг. поведением через интересы
    3. применение на всех уровнях управления единого стиля руководства
    4. формирование общей идеологии мышления
    5. целенаправленная работа с персоналом

32. Экономические функции организационной  культуры.

Орг. к-ра имеет экон. эффект. Это выражается в…

  1. орг. культура – это средство манипулирования поведением
  2. орг. культура незаменима в условиях, когда не возм. руководить с помощью форм. правил и жесткой системы управления.
  3. орг. культура способствует эффективному установлению системы коммуникации, и тем самым значительно сокращается объём и издержки обмениваемой инф-ей. Т.е. орг-ая к-ра – источник экономич. времени и фактор снижения неопредел-ти в неординарных ситуациях
  4. руководство делегирует значительное количество ф-ий персоналу и соотв. может сосредоточ. на стратег. целях.

*структуризация мотивов -> мотивы, стимулы -> структура орг-ии становится оптимальной

33. Структура организационной культуры.

Луковичная стр-ра (1(2(3(4)3)2)1)

  1. Внешний слой – осознанное поведение работников
  2. история компании – легенды об основателях, об успехах компании
  3. ценности и нормы
  4. философия – прописывается в спец. док-те, кот. называется «Кредо организации». Должно быть прописано по отношению к клиентам, сотрудникам, акционерам.

34. Типы организационных культур.

Типология по Л.Нильсону и Ф.Бернсу

  1. реагирующая организация – атмосфера неуверенности и импровизации, гл. задача орг-ии – сохранить свое положение (любая бюрократическая орг-ия). В т. компании отсутсвует сплоченность и о ней сотрудники говорят только в негативн. аспекте. Инициатива наказуема. Люди боятся ответств-ти, становятся циничными, подавленными и подозрительными. Для них хар-ны длительные заседания. Вместо стратег. упр-ия сост. разл. планы, содерж кот. тщательно анализир-ся. Большинство соб-й представляются в писм. форме.
  2. отзывчивая организация – имеет более выс показатели. Люди сконцентрированы на совм. работе. Процесс планирования ограничен ближ. буд. и связ с макс .рез-ом. В это время рабочие совещания помогают людям узнать что от них хотят. Персонал работает в группах. Инициатива поддерживается. Люди м. реагировать на окр. среду и рук-во это поощряет, поэт. она наз. «отзывчивой». МИНУС – Нет длительного планирования компании.
  3. Активная орг-ия – Характерна целенаправл-ть, руковод. мыслит стратегически. Рук-ли дисциплинир-ны и последовательны. Будущее компании – то что люди сами могут для себя выбрать. Будущее оч. часто совпадает с личными ожиданиями. Прогресс компании обеспечивается путём захвата позиций на рынке, т.е. цель – выиграть войну.
  4. Высокоэффективня орг-ия – во главе стоит сомосовершенствование. Т.е. руководство создает условия для реализации потенциала сотрудников. Индивидуальное и коллективное часто совпадают. Задача управления состоит в управлении энергией.

35. Модели анализа организационной культуры.

Сущ. 4 модели:

  1. Человеческие отн-я. ВАЖНО: сист. соц связей, децентрализация, дифференциация, сплоченность, повышение квалификац. ур-ня работников. Характерна для орг. заним. интеллект. деятельн.
  2. Открытая система: Дифференциация, децентрализация, рост и адаптация, конкурентоспос-ть, развитие, гибкость. Свойственна компаниям с разной деятельностью.
  3. Рационально-целевой: высокая конкурентоспособность, максимизация результатов, централизация и интеграция, внимание на планирование эффективности и производительности. Характерна для компании, кот. торгует
  4. Внутренние процессы: централизация и интеграция, преемственность, поддержка системы ч/з распределение информации, укрепление стабильности и порядка.

36. Понятия массовой и элитарной  культуры.

Массовая культура стала объектом внимания в 20-м веке.

Л.Б. Гофман – МК – Это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. как правило  этот феномен свойственен обществу, которое находится в кризисе, происходит распад её содержательных уровней и культура принимает формальный характер.

Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством  культурных ценностей:  
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;  
- стандартизованных по форме и содержанию;  
- предполагающих коммерческий успех; и  
- распространяемых средствами массовой информации.

Д. Бэлл – МК – Организация обыденного сознания в информационном обществе. Это особая знаковая система или  особый язык, на котором члены информационного общества достигают понимания.

МК – Это явление, характеризующее  особенности производства культурных ценностей в современном творчестве. Т.е. массовую культуру потребляют все  люди, она массово производится.

 

Ф-ии МК:

  1. манипулирование массовым сознанием
  2. наркотическая
  3. мифологизация общественного сознания
  4. занимательность

 

Оценки МК:

Положительная: МК притягивает к себе значительное число людей, которые не могут продуктивно использовать свое свободное время. МК создает характерное семиотическое пространство, которое улучает взаимодействие. МК дает возможность знакомиться с произведениями высокой культуры.

Негативная: МК формирует пассивное восприятие действительности (Адорно, Маркузе)

 

Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Элитарная (высокая) культура создается  привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — « искусство для искусства».

41. Сфера образования как социальный  институт, форма и средство общественной  жизни, как компонент общественной  структуры.

Образование – это процесс и результат усвоения систематических знаний и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Оно рассматривается как социальный феномен – как средство накопления и трансляции духовной культуры и социального опыта. Социологию интересует то, как образование влияет на мобильность людей, как меняется соц. структура, как происходит трансформация ролей и статусов. Образование является одним из важнейших социальных институтов, оно выполняет ф-ию социализации человека, его адаптации к сложному миру. В общественной жизни образование выполняет ряд важн. функций: 1)социал. мобильности, 2)соц. контроля, 3)культурной трансляции, 4)соц. селекции, 5)идеологич. Данный подход свойственен социологии образования, кот. изучает закономерности функционирования образования как социал. интситута, взаимосвязь с другими институтами, ценностные ориентации, отношение к образованию различных социальных групп. Исследование проф. ориентаций и жизни молодежи (Шубкин, Рудкевич), концептуальные модели образования (Рудкевич, Гаган), исследование различных сторон жизни студенчества, школьников, мотивы обучения, влияние внеучебной деятельности, досуг.

44. СМИ, гуманитарная и мозаичная  культура.

Моль: Гуманитарная культура – появляется с 17 века в Европе. В ней чётко сформулирована доктрина знания. Утверждение, что существуют основные предметы и главные темы для размышлений, в отличие от предметов менее важных и мелочей повседневной жизни. Наличие иерархии предполагается, упорядоченная структура идей, в которой всегда можно отыскать место конкретной теории, конкретной идее. Отсюда вытекает соответствующий метод воспитания – гуманитарное образование. Человеку необх-мо усвоить некоторое кол-во ключевых концепций и теорий. Этого будет достаточно, чтобы ориентироваться в жизни и системе научного мышления.

Мозаичная культура –  в основе - соврем. человек  открывает для себя мир по законам случая в процессе проб и ошибок, одновременно причиной и следствием и в силу случайностей своей биографии. Совок-ть знаний определяется статистически, т.е. человек черпает их из жизни, из газет, телевидения и т.д. Только накопив объём информации, в ней обнаруживают скрытые структуры.

Экран знаний- совок-ть наших знаний. В гуманит. Культуре ЭЗ напоминал  по своей фактуре паутину или  ткань, прочно соединённую поперечными нитями. При мозаич. К-ре ЭЗ походит на волокнистое образование: знания складываются из разрозненных частей., связанных простыми, иногда случайными отношениями близости. Эти части образуют структуру; они также прочно связаны др. с др., т.е. эта прочность не меньше чем у ЭЗ гуманитарного знания. Сущ-ю роль в мозаичной к-ре играют СМИ, т.е. СМИ распыляют знания посредством специфич. Каналов (кино, радио,, телек)




Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"