Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:26, шпаргалка
Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура".
1. История развития понятия культура. 2
2. Структура и функции культуры. 2
3. Подходы к определению понятия культура. 3
4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4
5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4
6. Концепция культуры Л.Уайта. 4
7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5
8. Теории модернизации. 6
9. Социальная феноменология. 6
10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6
11. Понимающая социология М.Вебера. 7
12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7
13. Социология повседневности. А.Щюца. 8
14. Феноменология Э.Гуссерля. 8
15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8
16. Элементы, типология и функции субкультур. 9
17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9
18. Объект и предмет социологии искусства. 10
19. Художественная культура как система. 10
20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10
21. Структура бюджета времени. 11
22. История развития представлений о свободном времени. 12
23. Социологическое изучение свободного времени. 12
24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13
25. Подходы к осмыслению техники. 13
26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14
27. Гуманитарное направление философии техники. 14
28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15
29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15
30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16
31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16
32. Экономические функции организационной культуры. 17
33. Структура организационной культуры. 17
34. Типы организационных культур. 17
35. Модели анализа организационной культуры. 18
36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18
37. Специфика и функции массовой культуры. 19
38. Сферы проявления массовой культуры. 19
39. Уровни массовой культуры. 19
40. Концепция массового общества. 20
41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20
42. Социологические аспекты изучения образования. 20
43. Объект и предмет социологии образования. 20
44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21
45. Концепции СМИ в американской социологии. 21
46. Социология науки. 22
47. Концепция науки Р.Мертона 22
48. Т.Кун о развитии научного знания. 23
Факторы орг. к-ры
Функции орг. к-ры:
Основные
Дополнительные:
Формированием орг. культуры занимается служба управлением персоналом.
Меры и направления работы орг-ии по формированию орг. к-ры.
Орг. к-ра имеет экон. эффект. Это выражается в…
*структуризация мотивов -> мотивы, стимулы -> структура орг-ии становится оптимальной
Луковичная стр-ра (1(2(3(4)3)2)1)
Типология по Л.Нильсону и Ф.Бернсу
Сущ. 4 модели:
Массовая культура стала объектом внимания в 20-м веке.
Л.Б. Гофман – МК – Это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. как правило этот феномен свойственен обществу, которое находится в кризисе, происходит распад её содержательных уровней и культура принимает формальный характер.
Массовая культура - вид культуры,
характеризующийся
- рассчитанных на массовое потребление
и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех;
и
- распространяемых средствами массовой
информации.
Д. Бэлл – МК – Организация обыденного сознания в информационном обществе. Это особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают понимания.
МК – Это явление, характеризующее
особенности производства культурных
ценностей в современном
Ф-ии МК:
Оценки МК:
Положительная: МК притягивает к себе значительное число людей, которые не могут продуктивно использовать свое свободное время. МК создает характерное семиотическое пространство, которое улучает взаимодействие. МК дает возможность знакомиться с произведениями высокой культуры.
Негативная: МК формирует пассивное восприятие действительности (Адорно, Маркузе)
Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — « искусство для искусства».
Образование – это процесс и результат усвоения систематических знаний и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Оно рассматривается как социальный феномен – как средство накопления и трансляции духовной культуры и социального опыта. Социологию интересует то, как образование влияет на мобильность людей, как меняется соц. структура, как происходит трансформация ролей и статусов. Образование является одним из важнейших социальных институтов, оно выполняет ф-ию социализации человека, его адаптации к сложному миру. В общественной жизни образование выполняет ряд важн. функций: 1)социал. мобильности, 2)соц. контроля, 3)культурной трансляции, 4)соц. селекции, 5)идеологич. Данный подход свойственен социологии образования, кот. изучает закономерности функционирования образования как социал. интситута, взаимосвязь с другими институтами, ценностные ориентации, отношение к образованию различных социальных групп. Исследование проф. ориентаций и жизни молодежи (Шубкин, Рудкевич), концептуальные модели образования (Рудкевич, Гаган), исследование различных сторон жизни студенчества, школьников, мотивы обучения, влияние внеучебной деятельности, досуг.
Моль: Гуманитарная культура – появляется с 17 века в Европе. В ней чётко сформулирована доктрина знания. Утверждение, что существуют основные предметы и главные темы для размышлений, в отличие от предметов менее важных и мелочей повседневной жизни. Наличие иерархии предполагается, упорядоченная структура идей, в которой всегда можно отыскать место конкретной теории, конкретной идее. Отсюда вытекает соответствующий метод воспитания – гуманитарное образование. Человеку необх-мо усвоить некоторое кол-во ключевых концепций и теорий. Этого будет достаточно, чтобы ориентироваться в жизни и системе научного мышления.
Мозаичная культура – в основе - соврем. человек открывает для себя мир по законам случая в процессе проб и ошибок, одновременно причиной и следствием и в силу случайностей своей биографии. Совок-ть знаний определяется статистически, т.е. человек черпает их из жизни, из газет, телевидения и т.д. Только накопив объём информации, в ней обнаруживают скрытые структуры.
Экран знаний- совок-ть наших знаний. В гуманит. Культуре ЭЗ напоминал по своей фактуре паутину или ткань, прочно соединённую поперечными нитями. При мозаич. К-ре ЭЗ походит на волокнистое образование: знания складываются из разрозненных частей., связанных простыми, иногда случайными отношениями близости. Эти части образуют структуру; они также прочно связаны др. с др., т.е. эта прочность не меньше чем у ЭЗ гуманитарного знания. Сущ-ю роль в мозаичной к-ре играют СМИ, т.е. СМИ распыляют знания посредством специфич. Каналов (кино, радио,, телек)