Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:26, шпаргалка

Краткое описание

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура".

Оглавление

1. История развития понятия культура. 2
2. Структура и функции культуры. 2
3. Подходы к определению понятия культура. 3
4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4
5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4
6. Концепция культуры Л.Уайта. 4
7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5
8. Теории модернизации. 6
9. Социальная феноменология. 6
10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6
11. Понимающая социология М.Вебера. 7
12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7
13. Социология повседневности. А.Щюца. 8
14. Феноменология Э.Гуссерля. 8
15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8
16. Элементы, типология и функции субкультур. 9
17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9
18. Объект и предмет социологии искусства. 10
19. Художественная культура как система. 10
20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10
21. Структура бюджета времени. 11
22. История развития представлений о свободном времени. 12
23. Социологическое изучение свободного времени. 12
24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13
25. Подходы к осмыслению техники. 13
26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14
27. Гуманитарное направление философии техники. 14
28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15
29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15
30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16
31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16
32. Экономические функции организационной культуры. 17
33. Структура организационной культуры. 17
34. Типы организационных культур. 17
35. Модели анализа организационной культуры. 18
36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18
37. Специфика и функции массовой культуры. 19
38. Сферы проявления массовой культуры. 19
39. Уровни массовой культуры. 19
40. Концепция массового общества. 20
41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20
42. Социологические аспекты изучения образования. 20
43. Объект и предмет социологии образования. 20
44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21
45. Концепции СМИ в американской социологии. 21
46. Социология науки. 22
47. Концепция науки Р.Мертона 22
48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

Файлы: 1 файл

381380_FD865_shpargalka_sociologiya_kultury.doc

— 239.50 Кб (Скачать)
      1. досуг тесно связан с з/п (он выводит след. эмпирич. закономерность: где расходы на питание не доминируют, расходы на досуг явл. главными)
      2. детерминир. досуг – соц. положение чела. (когда труд не интересен чел ищет самовыражение в досуге. Само содержание досуга опред. классовыми различиями)
  • Белл. Соврем. культура – это сфера экспрессивного символизма, те уяснения и выражение смысла человеч-го существования в образных формах. Совр. культура принесла в жизнь чела неразрешимое противоречие – м/у свободным и рабочим временем: Работодатели желают, чтоб чел усердно работал, делал карьеру и был в конечном итоге организованном челом; Др. деловые корпорации (связ. с индустрией досуга) способствуют насаждению минутной радости, расслаблению и своеволию.
  • Паркет. Рассм. свободное время как время и как вид деят-ти. Выделил факторы, влияющие на свободное время:
  1. классовая принадлежность
  1. наличие не рабочего времени
  2. наличие денег
  3. уровень образования
  4. наличие автомобиля
  5. возраст
  6. демографические факторы
  7. текущая соц-профессиональная хар-ка

На свободное время влияет коммерческая индустрия досуга, это приводит к тому, что для свободного времени становиться типичными стандартизация, рутинность и контролируемость со стор. общества, то нарушается индивидуальный хар-р свободного времени.

24. Социальная сущность и функции  свободного времени.

Функции:

  1. развитие (основная!) – характеризует влияние свободного времени на развитие личности.
  2. регулятивная – в течении свободного времени можно осуществлять манипуляцию сознанием чела.
  3. интегративная сост. в объединении людей по общим интересам, потребностям и видам деят-ти
  4. компенсации – способствует удовлетворению тех потреб-й, кот. не были реализованы в какой-либо др. сфере.
  5. диагностическая(информационная) – характер-т связь чела и его деят-ти с др. видами деят-ти.
  6. отвлекающая (наркологическая) – те когда чел отвлекается от своих проблем или уходит в др. мир

25. Подходы к осмыслению техники.

Сформулировано 2 направления:

  1. инженерное (субъективное) – усилия инженеров и техников выработать философию своей деят-ти
  2. гуманитарное (объективное) – совокупность усилий ученых гуманитариев осмыслить технику.

Инженерное – восходит корнями к философии Ньютона и Декарта. 17в. – приходит новое мировоззрение, кот. они поддерживали (основоположники). Ньютон счит., что мир можно описать объективно, те они отошли от религиозного мировоззрения. Декарт разработал концепцию дуализма, разделив душу и тело, те мир – машина, кот. сост. из атомов, м/у ними действуют законы; он самостоятелен. Термин «философия техники» ввел Капп. Ранее эти 2 слова счит. не сочетаемыми. В 1877г. работа «Основа философии техники» - где он обобщает свои идеи. Различные техн. средства – это проекция органов чела. Возникающие м/у орудиями и органами чела внутринние отношения заключаются в том, что в орудии человек воспроизводит самого себя и, раз контролирующим фактором явл. человеческий орган, то форма орудия должна исходить из формы органа. Энгельмейер (нач. 20в) – ввел в рус. яз. понятие «философия техники». Призывал науку активние изучать технику. В 1927 организовал «кружок по общим вопросам техники». Ставил задачи: создать программу философии техники; дать определение пон-я «техника»; выявить и описать принципы совр. техники; выявить роль техники в культуре.

Гуманитарное. Мемфорд: работа «Миф о машине», где он указывает на то, что стоит рассм. чела как homo sapiens, те сущность чела – не деление, не материальное создание, а открытия и интерпретация. Все, что добыто челом, было добыто благодаря способности и интерпретации. Техника не должна являться движущей силой, а все усилия должны быть направлены на развитие ресурсов чела. Периодизация техники по Мемфорду: 1) интуитивная техника, кот. исп. воду и ветер; 2) эмпирич. техника угля и железа; 3) техника электричества и метал. сплавов. Выделяют 2 вида техники по содержанию:

1.Политехника (биотехника) – первоначальная форма деланья, техн. эта жизнеориентирована, в центре ее – труд и энергия.

2. Монотехника (авторитарное) –  основана на труде интеллигенции  и специализированном производстве, те ориентирована на экономич. экспансию, материальное насыщение,  военное превосходство и в итоге – на власть.

Базовая деревенская культура возникла и была основана на 3х элементах: единение, коммуникация, кооперация. Затем  возникает др. культура, где имеется  господствующее меньшинство. В древности  возникает мегамашина, кот. представляет собой соц. иерархию. Она была не распознана до тех времен, пока не появились ее эквиваленты.

Хайдеггер Экзистенциалист. М.ХАЙДЕГГЕР – что представляет собой сущность техники, Т- вид раскрытия потаенного, это совокупность усилий, с пом-ю которых появляется знание о мире (в древносте потаенное – через ремесла, мастерство). Опровергает традиционные определения техники, говорит, что Т-  это часть истины. Человек использует природу и одновременно бросает ей вызов. Вопрос – кто и что сподвигает к развитию техники, к новым открытиям – сам мир так устроен. Мир идет по пути увеличения доли естествознания и техники в жизни людей, но поскольку техника не может саморефлексировать, то в ней нет никакой опасности

Ясперс. Техника – совокупность действий знающего чела, направленная на господство над природой. Цель техники: придать жизни чела такой облик, чтобы снять с себя бремя нужды. Для техники хар-рны: 1) рассудок (те техника покоиться на рассудочной деятельности); 2) власть (те техника – это умение, методы, кот. являются внешними по отношению к целям, те это способность делить и обладать, а не создать и расти). Смысл техники – чтобы челу освободиться от зависимости от природы. Ведел. 2 вида техники: 1)производящую энергию (это открытие); 2) производ. продукты(это повторяющаяся работа). Важнейший эл-т техники – труд, благодаря кот. появилась техника. Первоначально труд – как затрата физич. сил, планомерная деят-ть, те это существенное св-во чела – трудиться. В совр труде совр. техника сократила затраты труда, но усилила его интенсивность, она поменяла характер труда и потреб. крупной орг-ии. Техника нейтральна – рассм. ее как открытую дверь, в кот. чел, если хочет – входит, если не хочет – не входит.

26. Инженерное направление философии  техники. Э.Капп и П.Энгельмейер.

Сформулировано 2 направления:

  1. инженерное (субъективное) – усилия инженеров и техников выработать философию своей деят-ти
  2. гуманитарное (объективное) – совокупность усилий ученых гуманитариев осмыслить технику.

Инженерное – восходит корнями к философии Ньютона и Декарта. 17в. – приходит новое мировоззрение, кот. они поддерживали (основоположники). Ньютон счит., что мир можно описать объективно, те они отошли от религиозного мировоззрения. Декарт разработал концепцию дуализма, разделив душу и тело, те мир – машина, кот. сост. из атомов, м/у ними действуют законы; он самостоятелен. Э.Юр в 1835г. ввел термин «философия производства». Термин «философия техники» ввел Капп. Ранее эти 2 слова счит. не сочетаемыми. 1я его работа «Общая и сравнительная география», где он хотел проследить, как влияет географич. среда на соц. и культурные структуры. Историю человечества рассм. как преодоление зависимости от природы – возникает потребность культивирования пространства и времени. В 1877г. работа «Основа философии техники» - где он обобщает свои идеи. Различные техн. средства – это проекция органов чела. Возникающие м/у орудиями и органами чела внутринние отношения заключаются в том, что в орудии человек воспроизводит самого себя и, раз контролирующим фактором явл. человеческий орган, то форма орудия должна исходить из формы органа. Энгельнейер (нач. 20в) – ввел в рус. яз. понятие «философия техники». Призывал науку активние изучать технику. В 1927 организовал «кружок по общим вопросам техники». Ставил задачи: создать программу философии техники; дать определение пон-я «техника»; выявить и описать принципы совр. техники; выявить роль техники в культуре.

27. Гуманитарное направление философии  техники.

Сформулировано 2 направления:

  1. инженерное (субъективное) – усилия инженеров и техников выработать философию своей деят-ти
  2. гуманитарное (объективное) – совокупность усилий ученых гуманитариев осмыслить технику.

Гуманитарное. Мемфорд: работа «Миф о машине», где он указывает на то, что стоит рассм. чела как homo sapiens, те сущность чела – не деление, не материальное создание, а открытия и интерпретация. Все, что добыто челом, было добыто благодаря способности и интерпретации. Техника не должна являться движущей силой, а все усилия должны быть направлены на развитие ресурсов чела. Периодизация техники по Мемфорду: 1) интуитивная техника, кот. исп. воду и ветер; 2) эмпирич. техника угля и железа; 3) техника электричества и метал. сплавов. Выделяют 2 вида техники по содержанию:

1.Политехника (биотехника) – первоначальная  форма деланья, техн. эта жизнеориентирована, в центре ее – труд и энергия.

2. Монотехника (авторитарное) –  основана на труде интеллигенции  и специализированном производстве, те ориентирована на экономич. экспансию, материальное насыщение,  военное превосходство и в  итоге – на власть.

Базовая деревенская культура возникла и была основана на 3х элементах: единение, коммуникация, кооперация. Затем возникает др. культура, где имеется господствующее меньшинство. В древности возникает мегамашина, кот. представляет собой соц. иерархию. Она была не распознана до тех времен, пока не появились ее эквиваленты.

Хайдеггер Экзистенциалист. М.ХАЙДЕГГЕР – что представляет собой сущность техники, Т- вид раскрытия потаенного, это совокупность усилий, с пом-ю которых появляется знание о мире (в древносте потаенное – через ремесла, мастерство). Опровергает традиционные определения техники, говорит, что Т-  это часть истины. Человек использует природу и одновременно бросает ей вызов. Вопрос – кто и что сподвигает к развитию техники, к новым открытиям – сам мир так устроен. Мир идет по пути увеличения доли естествознания и техники в жизни людей, но поскольку техника не может саморефлексировать, то в ней нет никакой опасности

Ясперс. Техника – совокупность действий знающего чела, направленная на господство на природой. Цель техники: придать жизни чела такой облик, чтобы снять с себя бремя нужды. Для техники хар-рны: 1) рассудок (те техника покоиться на рассудочной деятельности); 2) власть (те техника – это умение, методы, кот. являються внешними по отношению к целям, те это способность делить и обладать, а не создать и расти). Смысл техники – чтобы челу освободиться от зависимости от природы. Ведел. 2 вида техники: 1)производящую энергию (это открытие); 2) производ. продукты(это повторяющаяся работа). Важнейший эл-т техники – труд, благодаря кот. появилась техника. Первоначально труд – как затрата физич. сил, планомерная деят-ть, те это существенное св-во чела – трудиться. В совр труде совр. техника сократила затраты труда, но усилила его интенсивность, она поменяла характер труда и потреб. крупной орг-ии. Техника нейтральна – рассм. ее как открытую дверь, в кот. чел, если хочет – входит, если не хочет – не входит.

28. Концепция техники М.Хайдеггера.

Экзистенциалист. М.ХАЙДЕГГЕР –  что представляет собой сущность техники.

Т- вид раскрытия потаенного, это совокупность усилий, с пом-ю которых появляется знание о мире (в древносте потаенное – через ремесла, мастерство). Опровергает традиционные определения техники, говорит, что Т-  это часть истины. Человек использует природу и одновременно бросает ей вызов. Вопрос – кто и что сподвигает к развитию техники, к новым открытиям – сам мир так устроен. Мир идет по пути увеличения доли естествознания и техники в жизни людей, но поскольку техника не может саморефлексировать, то в ней нет никакой опасности

29. Понятия организационной культуры, культуры организаций.

Орг. культура и культура орг-ий не одно и то же. К. орг-ий – это символы, внешние проявления орг-ии.

Организационная культура – Совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятого в данной фирме. Ориентир. во внутрь – это устойчивость, эффектив-ть, надежность внутрисис. связей, дисциплины, стиль управления, это общие ценности, взаимовыгодные отношения сотрудничества и результат добросовестного орг. поведения

Культура организации  (часть орг. к-ры) – то что лежит на поверхности –; ориентир. на внеш. среду: связи с клиентами, поставщиками, заказчиками. (символы, значки, реклама, интерьер офиса, стандарты документов, униформа)

Определение орг. К можно обобщить след. образом.

  1. чаще всего встречается что орг. к-ра связ. с политикой и идеологией фирмы, критериями и приоритетами работы, связ. с распр. власти, мотивации, защиты ценностей (расписано в форм. док-ах).
  2. набор приемов и правил, реш-е проблем внешней адаптации и внутр. интеграции работников (внедряется при поступл. на работу)
  3. композиция предложений (она часто не поддается формулировке) – это предложения бездоказательно принимаемые и разделяемые членами колл-ва (обычно нигде не прописана).
  4. манера поведения
  5. цен-ти, кот. воплощены в орг. стр-ре и кадровой политике.

30. Свойства, признаки, факторы, функции  организационной культуры.

Свойства:

  1. Bсеобщности – выражается в том что орг. культура охватывает все сферы деятельности, в т.ч. всеобщность выражается в атмосфере, морально-психологическом климате, в поведении и символике (проявл. как в форм, так и неформ. среде)
  2. Неформальность – орг. к-ра действует параллельно с экон и хоз. стр-ми, её мех-мы в основном устные и нестандартизированные.
  3. Устойчивость – орг. к-ра формир в течении длит времени, т.е. начинает функционир, когда проявл традиция.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"