Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, шпаргалка

Краткое описание

Социология - учение об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Файлы: 1 файл

Obekt_i_predmet_sotsiologii.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

29. социальный конфликт: сущность и особенности проявления

Конфликт социальный - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении  во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В общем плане возможность  конфликта  выполнять  конструктивную  роль

связывается с  тем,  что  конфликт  предотвращает  «застой»  и  «омертвение»

индивидуальной или групповой  жизнедеятельности  и  стимулирует  их  движение

вперед.  Кроме  того,  поскольку  основой  возникновения  всякого  конфликта

является отрицание предшествующих  отношений  между  сторонами,  способствуя

созданию  новых  условий,  конфликт  одновременно  выполняет  и   адаптивную

функцию. Положительные последствия  конфликта для отдельного  человека  могут

также состоять и  в  том,  что  посредством  него  будет  изжита  внутренняя

напряженность.

       Позитивная функция  конфликтов состоит в том,  что  они  часто  служат

выражению неудовлетворенности  или  протеста,  информированию  конфликтующих

сторон об их интересах и потребностях.

       В определенных  ситуациях,  когда  негативные  взаимоотношения  между

людьми контролируемые, и, по крайней мере,  одна  из  сторон  отстаивает  не

только личные, но и организационные  интересы  в  целом,  конфликты  помогают

сплотиться  окружающим,  мобилизовать  волю,  ум  на  решение  принципиально

важных вопросов, улучшить психологический  климат в коллективе.

30. конфликтогенные факторы

Конфликтогенные факторы-Факторы, способствующие развитию и вскрытию конфликта, провоцирующие людей на обострение противоречий.

Причина конфликтов - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает  тогда, когда одна сторона конфликта  стремится к осуществлению своих  интересов в ущерб другой.

31. способы и технологии  разрешения социальных конфликтов

Разрешение социального конфликта  – это преодоление основного  противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами  без помощи каких-либо посторонних  лиц, либо путем подключения к  решению какой-либо третьей стороны (посредника).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых  конфликтующие стороны могут  решить свои противоречия и выйти  из состояния конфликта. Первый – силовой (одностороннее доминирование), второй – компромисс, третий – интегральная модель, и четвертый – разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

32. сущность и строение  социальной организации

33. социальные институты:  сущность и сфера деятельности

Социальный институт или  общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. 
 
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института. 
 
Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь за товарами потребления также будет являться социальным институтом.

Сферы жизнедеятельности  общества

 
Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. 
 
Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. 
 
Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. 
 
Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

34. институциональные основы  семьи в истории и в наши  дни

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья[источник не указан 42 дня], в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.

35. особенности строения  и реализации функций современной  семьи

Современная семья выполняет ряд  функций, главными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся  в удовлетворении материальных  потребностей членов семьи (в  пище, крове и т. д.), в сохранении  их здоровья. В ходе выполнения  семьей этой функции обеспечивается  восстановление затраченных в  труде физических сил.

2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

 3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная — состоящая  в удовлетворении индивидуальных  потребностей в отцовстве и  материнстве; в контактах с  детьми и их воспитании; в том,  что родители могут «реализоваться»  в детях.

  5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

  6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.

7. Первичного социального контроля  — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

36. специфика семьи как  малой группы

Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических характеристик. Ю.Е.Алешина и Л.Я.Гозман отмечают следующие особенности семьи:

    1.    Семья является  группой, максимально контролируемой  в нормативном плане (жесткие  представления о требованиях  к семье, отношениям внутри  нее).

    2.    Особенность  семьи в ее составе – небольшом  размере: от 2 до 5-6 человек в современных  условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

    3.    Закрытый характер  семьи – ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.

    4.    Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

    5.    Семья – исключительно  долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи  включает в себя качественно  различные этапы развития. При  анализе проблем семьи невозможно  абстрагироваться от сознательного  и бессознательного опыта наблюдений  в конкретной семье.

    6.    Всеобщий характер  включения индивида в семью.  Значительная часть жизни человека  проходит в общении с членами  семьи, при постоянном наличии  положительных и отрицательных  компонентов.

37. сущность и типы  социальных изменений

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. 
 
В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные 
 
1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы. 
 
2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений. 
 
3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс. 
 
4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы. 
 
5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

38. модернизация общества  как процесс социальных изменений 

В социологии под термином “модернизация” подразумевается переход от традиционного  аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.

Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно  подразделить на три общих этапа. На первом этапе наблюдалось появление  примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет  начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.

39. составление программы  прикладного социологического исследования

Социологическое исследование — это  анализ социальных явлений и процессов  при помощи специальных методов, что позволяет систематизировать  факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно  анкета), затем к сбору первичных  данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то-есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Выделяют следующие основные этапы  составления программы исследования

Формулировка проблемы.

Определение цели, задач, объекта и  предмета исследования.

Логический анализ основных понятий.

Выдвижение гипотез.

Определение выборочной совокупности.

Составление инструментария.

Полевое обследование.

Обработка и интерпретация полученных данных.

Подготовка научного отчета.

40. отработка инструментария  прикладного социологического исследования

После завершения сбора социологической  информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось  правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается  и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны. 
 
Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие - с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д. 
 
В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков. 
 
После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. 
 
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки. 
 
Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.). 
 
Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"