Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, шпаргалка
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
29. социальный конфликт:
сущность и особенности
Конфликт социальный - конфликт, причиной
которого являются разногласия социальных
групп или личностей при
В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль
связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение»
индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение
вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта
является отрицание
созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную
функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут
также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя
напряженность.
Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат
выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между
людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не
только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают
сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально
важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.
30. конфликтогенные факторы
Конфликтогенные факторы-Факторы, способствующие развитию и вскрытию конфликта, провоцирующие людей на обострение противоречий.
Причина конфликтов - это противоборство
индивидов или групп, преследующих
социально значимые цели. Он возникает
тогда, когда одна сторона конфликта
стремится к осуществлению
31. способы и технологии
разрешения социальных
Разрешение социального
Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта. Первый – силовой (одностороннее доминирование), второй – компромисс, третий – интегральная модель, и четвертый – разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).
32. сущность и строение социальной организации
33. социальные институты: сущность и сфера деятельности
Социальный институт или
общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) —
внутрисоциальное образование, в преемственности
поколений несущее специфический набор
функций, которые другие общественные
институты и люди поодиночке не могут
выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для
устойчивости общества и его развития.
Следует иметь в виду, что в социальных
науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции)
понятие «институт» трактуется более
широко, чем термин «организация», поскольку
оно не всегда предполагает наличие чётко
выраженной структуры и кодифицированных
правил поведения членов института.
Слово «социальный институт» употребляется
в самых разнообразных значениях. Говорят
об институте семьи, институте образования,
институте здравоохранения, институте
государственной власти, институте религии
и т. д. Очередь за товарами потребления
также будет являться социальным институтом.
Экономическая —
отношения в процессе материального производства
(производство, распределение, потребление
материальных благ). Институты, относящиеся
к экономической сфере: заводы, фабрики,
банки, рынки, фирмы.
Социальная —
отношения между различными социальными
и возрастными группами; деятельность
по обеспечению социальной гарантии. Институты,
относящиеся к социальной сфере: коммунальные
службы, образование, система здравоохранения,
система социального обеспечения, предприятия
связи, предприятия досуга.
Политическая —
отношения между гражданским обществом
и государством, между государством и
политическими партиями. Институты, относящиеся
к политической сфере: государство, парламент,
правительство, судебная система, политические
партии.
Духовная —
отношения, возникающие в процессе создания
духовных ценностей, их сохранения, распространения,
потребления. Институты, относящиеся к
духовной сфере: учреждения системы образования,
науки, театры, музеи.
34. институциональные основы семьи в истории и в наши дни
До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья[источник не указан 42 дня], в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.
35. особенности строения
и реализации функций
Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая —
2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящая
в удовлетворении
5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социального
36. специфика семьи как малой группы
Семья как малая социальная группа
имеет ряд специфических
1. Семья является
группой, максимально
2. Особенность
семьи в ее составе –
3. Закрытый характер
семьи – ограниченность и
4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.
5. Семья – исключительно
долговременная по замыслу
6. Всеобщий характер
включения индивида в семью.
Значительная часть жизни
37. сущность и типы социальных изменений
Социальные изменения - одно из
наиболее общих и широких социологических
понятий. В зависимости от исследовательской
парадигмы, под социальным изменением
понимается переход социального объекта
из одного состояния в другое, смена общественно-экономической
формации, существенная модификация в
социальной организации общества, его
институтах и социальной структуре, изменение
установленных социальных образцов поведения,
обновление и рост многообразия институциональных
форм и др.
В социологии, с начала ее возникновения,
выделяются и исследуются, как правило,
два типа социальных изменений - эволюционные
и революционные
1. Природные причины - истощение ресурсов,
загрязнение среды обитания, катаклизмы.
2. Демографические причины - колебания
численности населения, перенаселенность,
миграция, процесс смены поколений.
3. Изменения в сфере культуры, экономики,
научно-технический прогресс.
4. Социально-политические причины - конфликты,
войны, революции, реформы.
5. Социально-психологические причины
- привыкание, насыщение, жажда новизны,
рост агрессивности и т.д.
38. модернизация общества
как процесс социальных
В социологии под термином “модернизация” подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.
Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа. На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.
39. составление программы
прикладного социологического
Социологическое исследование — это
анализ социальных явлений и процессов
при помощи специальных методов,
что позволяет
Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то-есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.
Выделяют следующие основные этапы
составления программы
Формулировка проблемы.
Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
Логический анализ основных понятий.
Выдвижение гипотез.
Определение выборочной совокупности.
Составление инструментария.
Полевое обследование.
Обработка и интерпретация полученных данных.
Подготовка научного отчета.
40. отработка инструментария
прикладного социологического
После завершения сбора социологической
информации ее необходимо обработать.
Обработка анкетной информации начинается
с выбраковки собранного материала.
Анкеты необходимо проверить на точность
и полноту заполнения. Сложилось
правило: если отсутствуют ответы (либо
неправильно выполнены) на 30% вопросов
и более, анкета выбраковывается
и не подлежит обработке. Иначе результаты
и выводы исследования будут неточны,
а то и вовсе неправильны.
Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров)
можно обрабатывать вручную, а большие
- с использованием техники. В этом случае
необходимы дополнительные процедуры:
кодировка информации, подбор программы
обсчета и т.д.
В любом случае необходимо начинать с
процедуры количественного обобщения
и упорядочения первичной информации,
содержащейся в анкетах. Здесь в первую
очередь используется построение таблиц
распределений, а также схем и графиков.
После получения результатов математического
обсчета исследователь может приступать
к анализу социологических данных и их
интерпретации. Глубина анализа, научность,
объективность и полнота интерпретации
зависят от компетентности исследователя,
уровня его обществоведческой и специальной
подготовки, умения применять знания к
анализу социальной реальности.
На заключительном этапе исследования
его результаты оформляются документально
в виде отчета, приложения к нему и аналитической
справки.
Отчет должен включать обоснование актуальности
исследования и его характеристику (цели,
задачи, выборочную совокупность и т.д.,
анализ эмпирического материала, теоретические
выводы и практические рекомендации).
Приложение к отчету включает методические
и вспомогательные документы (анкеты,
инструкции и т.д.).
Пройдя все этапы социологического исследования
и правильно выполнив все необходимые
процедуры, можно говорить об успешном
его окончании.