Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, шпаргалка
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
2. “Положение о стимуле”. Схожие
обстоятельства или
3. “Положение о ценности”. Чем
более ценны результаты
4. “Положение о депривации - пресыщении (satiation)” вводит общую идею уменьшения маргинальной полезности Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Таким образом некоторые вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. Правда, это положение менее справедливо в отношении генерализованных обобщений, таких как деньги и чувства либо еще чего-нибудь, где насыщение случается с меньшей вероятностью, за исключением крайних случаев.
5. “Положение об эмоциональности”
21.социальный статус личности
Статус - это определенная
позиция в социальной структуре
группы или общества, связанная с
другими позициями посредством
системы прав и обязанностей. Социальным
статусом называется общее положение
личности или социальной группы в
обществе, связанное с определенной
совокупностью прав и обязанностей.
Любой человек занимает несколько
позиций, так как участвует в
различных группах и
22. сущность и типы девиантного поведения
Девиантное поведение — совершение
поступков, которые противоречат нормам
социального поведения в том или ином
сообществе. К основным видам девиантного
поведения относятся прежде всего преступность,
алкоголизм и наркомания, а также самоубийства,
проституция
Рассмотрим различные виды социальных
отклонений.
1Культурные и психические отклонения.
Люди часто пытаются связывать культурные
отклонения с психическими. Например,
сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания
и многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией,
иначе говоря с психическими отклонениями.
Однако личностная дезорганизация далеко
не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила
и нормы, принятые в обществе, и, наоборот,
для личностей, психически вполне нормальных,
бывают характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов.
2Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид
отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное
поведение члена девиантной группы по
отношению к ее субкультуре
3Первичное и вторичное отклонения. Под
первичным отклонением подразумевается
отклоняющееся поведение личности, которое
в целом соответствует культурным нормам,
принятым в обществе. В данном случае совершаемые
индивидом отклонения так незначительны
и терпимы, что он социально не квалифицируется
девиантом и не считает себя таковым. Для
него и для окружающих отклонение выглядит
просто маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой. Вторичным
отклонение называют отклонение от существующих
в группе норм, которое социально определяется
как девиантное.
4Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в данном обществе.
Следует выделить необходимые качества
и способы поведения, которые могут привести
к социально одобряемым отклонениям [4.
C. 115-117]:
сверхинтеллектуальность
особые склонности
сверхмотивация.
личностные качества –
счастливый случай.
5Культурно осуждаемые отклонения. Большинство
обществ поддерживает и вознаграждает
социальные отклонения, проявляемые в
форме экстраординарных достижений и
активности, направленной на развитие
общепринятых ценностей культуры. Нарушение
же нравственных норм и законов в обществе
всегда строго осуждалось и наказывалось.
23. причины девиации
Говард Беккер в своей книге
«Аутсайдеры» (1963) отвергал многие психологические
и социологические объяснения девиации,
основанные на «медицинской модели», согласно
которой человек, проявляющий девиантное
поведение, считается в некотором смысле
больным. Такие подходы не учитывают политического
аспекта девиации. Беккер считал, что девиация
обусловлена способностью влиятельных
групп общества (законодатели, судьи, врачи
и пр.) навязывать другим определенные
стандарты поведения.
Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации
(наклеивания ярлыков), так как они объясняют
девиантное поведение способностью влиятельных
групп ставить клеймо девиантов членам
менее влиятельных групп (так поступали
с чернокожими в США).
Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную
девиацию, когда люди нарушают некоторые
принятые в обществе нормы и правила поведения,
но окружающие еще не оценивают их поведение
как девиантное (подросток покуривает
сигареты с марихуаной, администратор
делает приписки к счету и т. п.) и вторичную девиацию, когда окружающие
человека начинают обращаться с ним, как
с девиантом; постепенно и он сам привыкает
считать себя таковым и вести себя в соответствии
с этой ролью.
Конфликтологический
подход к девиации представлен группой
социологов, которые называют себя «радикальными
криминологами». Они считают, что культурные
образцы поведения являются отклоняющимися,
если они основаны на нормах другой культуры
(субкультуры) и отвергают все теории преступности,
трактующие ее как нарушение общепринятых
законов. При этом создание законов и подчинение
им - часть конфликта, происходящего в
обществе между различными группами. Так,
в случае конфликта между властями и некоторыми
категориями граждан власти обычно избирают
вариант принудительных мер. Например,
полицейские с большей готовностью применяют
законы, направленные против тех, кто не
может оказать сопротивления.
Отечественный социолог Я. Глинский считает
источником девиации наличие в обществе
социального неравенства, значительных
различий в возможностях удовлетворения
потребностей для разных социальных групп.
Общей закономерностью отклоняющегося
поведения служит факт относительно устойчивой
взаимосвязи между различными формами
девиаций. Эти связи могут быть как прямыми
(алкоголизм и хулиганство), так и обратными
(убийство и самоубийство). Существует
и зависимость всех форм проявления девиации
от экономических, социальных, демографических,
культурных и других факторов. Особую
остроту эта проблема приобретает в переходном
обществе, где все сферы общественной
жизни претерпевает серьезные изменения
и происходит девальвация прежних норм
поведения.
24. социальный контроль, его формальные и неформальные формы
Социальный контроль, механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Действие С. к. сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно С. к. пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако С. к. в узком смысле следует отличать от механизма стимулирования. С. к. выступает как органический элемент любой системы управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Выделяют три типа процессов социального контроля:
* процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;
* процессы, организующие
социальный опыт индивидов,
* процессы применения
различных формальных и не
формальных социальных санкций,
Социальные санкции: формализованные и неформализованные.
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.
Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.
25. понятие социальной стратификации
Стратификация – это иерархически
организованная структура социального
неравенства, которая существует в
определенном обществе, в определенный
исторический отрезок времени. Причем
социальное неравенство воспроизводится
в достаточно устойчивых формах как
отражение политической, экономической,
культурно-нормативной
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
В случае первобытного
26. исторические виды стратификационного деления общества
В социологии известны четыре
главных типа стратификации — рабство,
касты, сословия и классы. Первые три характеризуют
закрытые общества, а последний тип —
открытые.
закрытым является такое обществе, где
социальные перемещения из низших страт
в высшие либо полностью запрещены, либо
существенно ограничены. открытым называется
общество, где перемещения из одной страты
в другую никак, официально не ограничены.
рабство — экономическая, социальная
и юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и крайней
степенью неравенства.
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий
строй, и менее распространенныйЕсли через
рабство прошли практически все страны,
разумеется в разной степени, то касты
обнаружены только в Индии и отчасти в
АфрикеИндия — классический пример кастового
общества. Оно возникло на развалинах
рабовладельческого в первые века новой
эры.
кастой называют социальную группу (страту),
членством в которой человек обязан исключительно
своим рождением.
Сословия предшествуют классам и характеризуют
феодальные общества, которые существовали
В.Европе с IV по XIV век.
сословие — социальная группа, обладающая
закрепленными обычаем или юридическим
законом и передаваемыми по наследству
правами и обязанностями.
Класс понимают в двух смыслах - широком
и узком.
В широком значении под классом понимают
большую социальную группу людей, владеющих
либо не владеющих средствами производства,
занимающую определенное место в системе
общественного разделения труда и характеризующуюся
специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает
в период зарождения государства, считается,
что уже на Древнем Востоке и в античной
Греции существовали два противоположных
класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм
и капитализм не являются исключением
- и здесь существовали антагонистические
классы: эксплуататоров и эксплуатируемых.
Такова точка зрения К.Маркса, которой
придерживаются и сегодня не только отечественные,
но и многие зарубежные социологи.
В узком значении класс - любая социальная
страта в современном обществе, отличающаяся
от других доходом, образованием, властью
и престижем. Вторая точка зрения преобладает
в зарубежной социологии, в ныне приобретает
права гражданства и в отечественной.
27. связь стратификации и мобильности
Мы уже знаем, что социальный статус - это определенная позиция человека в структуре группы или общества. У человека множество статусов. Совокупность статусов называется в науке статусным набором.
Статусный набор каждого человека индивидуален, т. е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.
Смена одного статуса на другой, как правило, означает переход человека из одной социальной группы в другую - из подростков в юноши, из католиков в православные, из школьников в студенты и т. д. Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений статуса, называется социальной мобильностью.
Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
28. бедность и неравенство как элементы социума
Социальное неравенство
существовало на протяжении практически
всей разумной истории человечества.
Не смотря на то что во все века неравенство
осуждалось, подвергалось уничтожающей
критики и никогда не вызывало
симпатий у членов общества, люди в
ходе исторической практики с поразительным
упорством сопротивлялись созданию
«совершенных» обществ, основанных
на социальном равенстве и отсутствии
угнетения и принуждения одних
социальных групп другими.
Истоки социального неравенства многие
современные ученые видят в природных
различиях людей по физическим данным,
личностным качествам, внутренней энергии,
а также по силе мотивации, направленной
на удовлетворение наиболее значимых,
насущных потребностей. Первоначально
возникающее неравенство обычно крайне
неустойчиво и не приводит к закреплению
социальных статусов.