Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)

  Среди отечественные ученых социобиологическую трактовку этноса поддерживал Л.Н.Гумилев, рассматривая этнос в качестве «биосоциального организма», возникший в результате воздействия космических импульсов и географических факторов. Проблему этноса Л. Н. Гумилев предлагает поместить на стыке трех наук: истории, географии (ландшафтоведения) и биологии (экологии и генетики), так как, с одной стороны, «этнос является производным от исторического процесса, а с другой, через производную деятельность - хозяйство, связан с биоценозом того ландшафта, в котором он образовался». Примордиалисты подчеркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому даются в исследованиях последних десятилетий, где социальные психологи стали разрабатывать теорию аффилиации (потребности в принадлежности к группе). 
3. Эволюционно-историческое направление 
  Этнический феномен рассматривается примордиализмом не только с точки зрения социобиологических трактовок. Другие исследователи, представляющие примордиалистское направление, рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом ,а именно это группы с присущими им чертами (языком, культурой, идентичностью), отличающими их от других групп. 
  В советской этнографии более распространенным является именно эволюционно-историческое направление примордиализма, которое вплоть до начала 90-х годов являлось единственным направлением в изучении этничности. В соответствии с данной парадигмой этничность является результатом общей культуры и истории, а этнос определяется как исторически сложившаяся человеческая общность, обладающая целым комплексом атрибутов принадлежности - территорий, языком, культурой, самосознанием, самоназванием и т.п. 
Некоторые социологи считали необходимым рассматривать культурную специфику в качестве основного признака любого этноса. 
  Культурного варианта примордиализма придерживались западные антропологи К.Гиртц, Э.Смит, словацкие ученые. Среди недостатков примордиалистского подхода исследователями отмечалось его статичность, то есть эта модель не может приспособиться к изменениям, они мешают ей. 
  Таким образом, вне зависимости от социологизаторский, биологизаторский или культурологической трактовки, основу примордиалистского направления составляют кровное родство, общее происхождение и исконная территория.

4. Инструментализм.

Инструментализм (также известен как ситуационизм, мобилизационизм или гедонистическая концепция этничности) - подход, получивший широкое распространение в трактовке этничности в середине 70-х годов в западной этнологии. Инструментализм сочетает в себе примордиалистские и конструктивистские начала. Суть концепции заключается в том, что основным в существовании этноса представляется служение каким-то определенным целям, интересам. С.В.Соколовский выделяет три группы в этом подходе:

1) этничность  как способ преодоления отчуждения; 2) этничность позволяет справиться  с информационной сложностью  современной жизни; 3) этничность - один  из мощных ресурсов в политической  мобилизации группы, помогающий  национальной элите осуществить  собственные интересы. Таким образом,  этничность рассматривается как  утилитарная ценность.  
  Инструментализм нередко опирается на социально-психологические теории, где этничность трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения, достижения более комфортного состояния и выступает в качестве социальной терапии. 
  Таким образом, для инструменталистского подхода главным является акцент на функциональном смысле, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей.

Инструменталистское направление часто называют гедонистическим  направлением, где этничность выступает  в качестве средства для достижения групповых интересов, мобилизации  в политической борьбе.

5. Конструктивизм

Конструктивистский  подход к понятию этнос и этничность получил наибольшее распространение  в этнологии США и в научных  кругах Канады, Австралии (в т.н. эмигрантских странах). Конструктивистский подход оказался популярным в этих странах в силу исторических причин: в них отсутствовала естественная укорененность этнических групп (за исключением коренных индейцев и племен австралийских аборигенов).

Для конструктивистского  направления главным является представление об общности территории, общности культуры, «представления или миф об общей исторической судьбе членов этой общности». Согласно последователей конструктивизма «этничность коренится не «в сердцах», а «в головах» индивидов, которые являются членами этнических групп - «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций». 
  Этничность в конструктивистском подходе - это процесс социального конструирования общности людей, основанной на вере, что они связанны естественными и природными связями, единым типом культуры и представлением или мифом об общности происхождения и общей истории. Соответственно, национальная принадлежность представляется не врожденной, а динамичной, изменяющейся характеристикой человека. 

Рассмотренные парадигмы к понятию  этничность показали, что каждая из них рассматривает и фиксирует  преимущественно одну из сторон этого  понятия. Тенденция последних лет  показала, что перспективным видится исследование проблемы этничности с позиций интеграции наиболее важных аспектов представленных направлений в общую когерентную теорию этничности.

 

29. Теории  этнических конфликтов.

Существует большое число различных  теорий, связанных с этническими  конфликтами и также множество  разнообразных их классификаций. В 2001 американский политолог Марк Росс предложил разделить теории этнических конфликтов на две большие группы – теории интереса и теории идентичности.  
Теории интереса  
Согласно представителям этой группы теории, этнические конфликты возникают в силу того, что в обществе неизбежно соревнование между группами из-за ресурсов, которые являются недостаточными, для того, чтобы интересы всех групп были удовлетворены. Таким образом, этнические группы всегда сталкиваются с нехваткой ресурсов для реализации своих целей, в результате возникает несоответствие между имеющимся и желаемым – что и толкает группы на участие в конфликте.  
В рамках этой группы теорий, Росс выделяет четыре теории. Это:  
· теория рационального выбора  
· социально-структурная теория  
· реалистическая теория группового конфликта  
· социально-биологическая теория.  
Все эти теории, разделяя положение о межгрупповом соперничестве из-за недостаточных ресурсов – как главном источнике конфликтов, выделяют различные аспекты, в силу которых индивиды разделяют групповые интересы, и соответственно участвуют в коллективных действиях, а также при каких условиях потенциальная конфликтная ситуация перерастает в конфликт. 
  Теории рационального выбора. 
  Этническая идентичность, в рамках этой концепции, описывается как ситуативная. Если именно её использование кажется индивидам наиболее выгодным в данных условиях (то есть позволяет достичь своих интересов, минимизируя издержки и увеличивая преимущества) – то этническая группа, как форма организации этнической идентичности, становится фактором, который мотивирует индивида на участие в коллективных действиях вообще, и в конфликте в частности (если именно конфликт воспринимается индивидами как наиболее выгодное средство реализации своих интересов). 
Социально-структурная теория. 
  Исходное положение этой теории гласит, что каждая этническая группа занимает определенное место в социальной структуре общества. Интересы группы, объем и качество имеющихся в ее распоряжении ресурсов определяются именно структурной позицией группы. При этом положение индивидов, входящих в состав группы, также зависит от позиции группы. 
  Таким образом, именно это структурное соответствие приводит к тому, что индивид и группа имеют общие интересы, а заинтересованность индивидов в улучшении своего положения толкает их на участие в коллективных действиях.

Реалистическая  теория группового конфликта. 
Эта теория в качестве ключевого фактора выделяет наличие реальной угрозы («real threat»).

 В рамках этой концепции, реальная угроза не только является конфликтогенным фактором, но и приводит к следующим трансформациям в группе:  
· проявление враждебности по отношению к группе-источнику угрозы 
· увеличение непроницаемости групповых границ  
· уменьшение отклонение индивидов от групповых норм  
· рост внутригрупповой солидарности  
· полное осознание этнической идентичности  
  Совокупность этих факторов и приводит к тому, что индивид участвует в коллективных действиях, а также являются катализатором конфликта.

Социально-биологическая  теория. 
  Эта теория этнических конфликтов опирается на соответствующую (социально-биологическую) концепцию этничности. В рамках этой концепции, в качестве основы этничности понимается наличие генетической связанности или общее происхождение, связанное с расширенным чувством родства. Согласно такому пониманию этничности, кооперация и взаимопомощь в этнической группе считаются естественными, а их уровень достаточно высок. Соответственно, в ситуации конфликта или соперничества интересов индивидам для того, чтобы разделять групповые интересы или участвовать в коллективных действиях не требуется дополнительных мотивирующих факторов.  
Таким образом, в рамках теории интересов для описания конфликтов действует следующая схема: 
1. Между группами существует межгрупповое соперничество, в котором каждая из групп отстаивает свои интересы  
2. Групповые интересы в силу разных мотивирующих факторов разделяют индивиды (в зависимости от теории, это может быть структурное соответствие, реальное угроза, биологическая обусловленность, или выгода).  
3. Индивид, разделяющий групповые интересы, соответственно, участвует в коллективных действиях, в том числе конфликтных

Теории идентичности  
  Согласно представителям этой группы теорий, этнические конфликты возникают не только на основе рациональных предпосылок (конфликт интересов, соперничество, внешняя угроза и т.д.), а также на основе чувства принадлежности к определенной группе.  
  В рамках этой группы теорий, Росс выделяет две теории. Это:  
· теория социальной идентичности  
· теория психокультурной интерпретации  
Теория социальной идентичности. 
  Согласно представителям этой теории, этнические конфликты возникают как результат укоренения в сознании индивида необходимости различения между этническими группами. На первом этапе, индивид упорядочивает свое представление о социальном окружение за счет категоризации. Затем происходят процессы идентификации, в результате которых индивид приобретает чувство принадлежности к определенной социальной группе, усваивает её ценности и т.д. На третьем этапе, индивид сравнивает свою группу и другие. Как результат сравнения, в сознании индивида укореняется враждебность по отношению к другим группам (зачастую, к конфликту приводит мобилизация этнической группы, именно за счет этого чувства враждебности). 
Теория психокультурной интерпретации.  
  Эта теория опирается на культурно-психологическую концепцию этничности. Согласно ей, индивид, усваивая определенные культурно-психологические характеристики, считает этничность неотъемлемой частью себя. Конфликты, согласно этой теории возникают тогда, когда в силу культурно-психологических характеристик окружающий мир начинает восприниматься как угроза собственной идентичности. В этом случае, индивиды начинают интерпретировать действия и мотивы других групп именно в этом ключе. Страх за безопасность собственной группы, толкает индивидов на участие в конфликте, который в данном случае, является превентивной мерой.  

30 Теоррии толпы Г.Тарда и Г.Лебона. Современные теории толпы 
Теория толпы принадлежит Г. Лебону:

·  толпа – не просто скопление людей, а особая психологическая общность;

·  расовое, бессознательное общее у людей, доминирует в толпе над индивидуальными способностями;

·  личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния;

·  по умственным качествам она [толпа] значительно ниже отдельных членов, склонна к быстрым переносам внимания, не критично верит самым фантастическим слухам;

·  толпа слепо подчиняется лидерам;

·  нравственность толпы часто бывает выше, чем у отдельных людей, в ней она может проявлять полное бескорыстие и героизм, самопожертвование (под влиянием лидера люди могут совершать любые преступления).

Для влияния на толпу не нужны  логика и аргументы, надо просто рисовать “яркие картины”, преувеличивать и  повторять одно и то же. Для влияния  на толпу надо поражать воображение. Толпу нельзя склонить к идеи, если она не подалась ей заранее. Заражение толпы идет через внушение. Принадлежность к толпе создает ощущение силы, могущества, непобедимости, что и освобождает дремлющие инстинкты. Чувство анонимности уменьшает ответственность.

По Г. Лебону толпа обладает женским характером – она капризна, своенравна, пассивна, внушаема, нуждается в вожде, а также верит в иллюзии. Особенностью толпы является ее внушаемость, следствием чего становится эмоциональное заражение. Вождь, чаще всего, загипнотизирован идеей до фанатизма, но вождь превосходит толпу энергией, упорством, убежденностью.

Габриэль Тард разделял позицию Лебона. Он считал, что толпа – это безумие, женщина, склонность к коллективной истерии, мании, меланхолии. На ряду с толпами естественными, которые изучал Лебон, Тард выделяет толпы искусственные (партия, полк, монастырь), которые более организованны и дисциплинированы. Стихийная толпа может распасться, но иногда может стать искусственной. У людей есть потребность подражать более сплоченным, любить, восхищаться и ждать от толпы защиты.

Искусственная толпа

Реагирует на вождя подражанием, а  вождь влияет на толпу внушением. Такая толпа может быть более  развита умственно или морально, чем отдельный человек, так как  она копирует вождя. Вождями движут потребности: в признании и уважении, а также существует иллюзия бессмертия, а не только жажда власти и интерес.

Толпу порождает устная коммуникация и присутствие лидера, а публику (толпу из одного человека на дому) порождают СМИ. Габриэль Тард

Пропаганда СМИ является более  эффективной, возможна огромная концентрации власти в руках одного вождя.

Способы манипулирования общественностью:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"