Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка
21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.
Дисциплина связана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение небольших групп.
Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:
Групповая динамика применяется при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии, использовании гибкой методологии разработки программного обеспечения.
Сплоченность групповая
— один из процессов динамики групповой, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Как ее конкретные показатели обычно рассматриваются:
1) уровень взаимной симпатии в отношениях межличностных: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий, — тем выше сила ее притяжения и сплоченность.
Согласно представлениям
родоначальников концепции
К числу основных факторов сплоченности групповой чаще всего относятся:
1) сходство базовых ориентации ценностных членов группы;
2) ясность и определенность цели групповой;
3) демократический стиль лидерства (руководства);
4) кооперативная взаимозависимость членов группы в ходе деятельности совместной;
5) относительно небольшой объем группы;
6) престиж группы.
Методический аппарат
измерения сплоченности групповой
в основном представлен социометрической
техникой в разных модификациях и
прочими разновидностями
В отечественной психологии существует трактовка сплоченности групповой как единства ценностно-ориентационного и предметно-ценностного
46 Процесс принятия решений в группе. Феномен «огруппленного мышления»
Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:
После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит первая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.
Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.
Третья фаза представляет собой поиски решения. Ее можно назвать «квазибрейнстормингом», когда от группы требуется максимум воображения для порождения разнообразных решения рассматриваемой проблемы.
Принятие решения относительно варианта действий из предложенных решений данной проблемы составляет содержание четвертой фазы. При этом варианты решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы, одни из них она отбрасывает, другие - объединяет и затем приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников группы.
При принятии решений в
группах существует определенная тенденция:
подавлять инакомыслие в
Члены группы переоценивают её власть и права.
Члены группы перестают слышать оппонентов, становятся «интеллектуально закрытыми».
Группы страдают от воздействия сил, подталкивающих их к единообразию.
Симптомы огруппленного мышления мешают искать и обсуждать альтернативную информацию и альтернативные решения. Когда лидер проталкивает какую-либо идею, а группа изолирует себя от инакомыслящих, огруппленное мышление способно привести к принятию порочных решений.
– быть беспристрастными – не становиться ни на чью сторону;
– поощрять критическую оценку; назначать «адвоката дьявола»;
– периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения;
– приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу, и соратников;
– прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все остающиеся сомнения.
47 Понятие
социальной организации.
Социальная организация — это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).
Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации — это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации — это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
в-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Структура формальной
социальной организации характеризуется
следующими чертами:
а) рациональность,
т.е. в основе ее формирования и деятельности
находится принцип целесообразности,
полезности, сознательного движения к
определенной цели;
б) безличность,
т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным
личностным особенностям своих членов,
поскольку рассчитана на взаимоотношения,
устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения,
т.е. предусматривает и регулирует только
служебные отношения;
г) функциональность,
подчинена в своей деятельности и в коммуникациях
функциональным (необходимым, нужным)
целям;
д) наличие организаторов,
лиц, систематически занимающейся ее управлением,
т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим
звеном ("ядром"), административным
персоналом, постоянно ответственным
за поддержание устойчивости организации,
координацию взаимодействий ее членов
и эффективность ее деятельности как целого.
В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.
Можно выделить три основные
черты данного явления:
а) спонтанность, то есть незапланированность
возникновения;
б) существование и функционирование наряду
(параллельно) с организацией формальной;
в) главная особенность — неслужебное,
«неделовое» содержание межличностных
отношений.
Во многих формальных организациях
существуют неформальные организации,
которые возникают сами по себе,
где люди группируются вокруг одного
- нескольких человек и регулярно
вступают во взаимодействие друг с
другом.
48 Основные
элементы организации.
Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:
1) как упорядоченность
какого-либо объекта; тогда
2) как вид деятельности;
организация – это процесс,
включающий распределение
3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.
Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.
Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы.
Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение.
Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы.
Вместе с тем любая
организация сама является элементом
общественной системы. Общество может
рассматриваться как