Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

В целом 1 серия констатирующего эксперимента способствовала изучению форм общения детей данной группы.

 

2 серия имела целью изучение особенностей познавательных интересов у детей 5-6 лет.

   Задачи: 1.Определение направления, широты и глубины познавательных                                                       интересов детей старшего дошкольного возраста.

               2. Изучение особенностей  мотивации познавательных интересов.

Для этого было проведено: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

 

Задание №1. Наблюдение на основе методики Т.А.Серебрякова.

Цель: Изучение особенностей познавательного интереса по детским вопросам.

Ход проведения. Вопросы детей фиксируются в различных условиях жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Обработка данных. Обработка полученных результатов осуществляется по следующим показателям: количественные; качественные; показатели, характеризующие потребность ребёнка в познавательном взаимодействии.

 

 

Задание№2. « Коллаж».

Цель: определение направленности познавательных интересов детей.

Материал: пять коллажей разных тематик: мир природы, предметный мир, мир социальных отношений, мир искусства.

Ход проведения: Ребёнку даётся следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки. Что нарисовано на первом коллаже? Как можно назвать эти картинки одни словом? На втором и т.д.? Тебе нужно разложить эти коллажи так, чтобы первым лежал тот, где нарисовано то, что  тебе больше всего интересно, о чём ты знаешь или хотел бы узнать, что ты любишь? Следующим выбери коллаж, картинки на котором тебе тоже интересны, но меньше, чем на первом. А последним должен лежать коллаж на котором изображены самые не заинтересовавшие тебя картинки. Объясни свой выбор.»

Во время беседы обращается внимание на эмоциональное отношение, содержание ответов, устойчивость, глубину познавательных интересов, силу познавательной мотивации.

 

Задание №3 Познавательная мотивация, направленность интересов (на основе методики «Беседа» М.В.Марусинец).

Цель. Выявление у ребёнка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов.

Ход проведения. Ребёнку задаётся вопрос: «Кем бы ты хотел быть, когда вырастешь?» Далее даётся следующая инструкция: «Представь, что ты стал известным человеком (указывается та профессия, которую назвал ребенок). И вот пришёл корреспондент брать у тебя интервью, чтобы написать статью о твоём детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай по-честному».

1.      Уважаемый (-ая) (называется ребёнок по имени и отчеству), что Вы любили больше всего делать в детстве?

2.      В какие игры любили играть? Почему?

3.      Чем любили заниматься дома?

4.      Что Вас больше всего интересовало? Почему?

5.      Что Вы любили в детстве смотреть по телевизору?

6.      Любили ли Вы рассматривать (читать) книги?

7.      О чём были эти книги?

8.      Какая у Вас была любимая книжка?

9.      Кто из взрослых читал Вам в детстве?

10. Что нового Вам помог узнать взрослый?

11. А что хотели бы узнать?

 

Задание №4. «Мини-проект».

Цель: выявить наличие интереса к проектной деятельности  и особенности общения со взрослым по ходу планирования этапов  проекта.

Материал: фигурки из киндер-сюрпризов.

Ход проведения: Ребёнку предлагается рассмотреть набор маленьких фигурок: - Рассмотри, что это?

                - Что с ними можно сделать?

                - Ты знаешь, что такое Музей игрушек?

                - Как ты думаешь, можно ли создать маленький музей прямо в нашей группе?

                - Хотел бы ты быть директором этого музея? (Если нет, то кем хотел бы быть? Что ты можешь делать для такого музея?)

                - С чего бы ты начал создание музея?

                - Как он будет называться?

                - Что тебе может понадобиться?

                -  Где он будет находиться?

                - Как будет организована работа музея?

                - Ты один будешь организовывать музей или с друзьями?

                - С кем именно? Что они буду делать?

 

3-я серия констатирующего эксперимента направлена на  изучение уровня готовности педагогов к организации внеситуативно-познавательного общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучение интереса педагогов к организации процесса общения с детьми старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

              2. Определение уровня знаний педагогов по проблеме развития общения, в том числе с использованием современных методов (метод проектов).

             3. Выявление уровня практических умений педагогов (умение планировать работу по развитию общения, умение организовывать работу по развитию диалогической речи, умение анализировать процесс общения детей).

Задание №1. Наблюдение за проявлениями особых умений и качеств педагога.

                            Методика взята из книги «Готовимся к аттестации». Методическое пособие для преподавателей.

Цель: изучение своеобразия интереса воспитателя к организации процесса общения с детьми.

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________

Дата __________________________________________________________

п/п

Перечень умений и качеств                          Степень выраженности

                                                                                 (отмечено +)

 

 

Высо-

кая

Доста-

точная

Сред-

няя

Сла-

бая

Отсут-

ствует

1

Умение легко и быстро налаживать контакт с детьми в процессе фронтального общения.

 

 

 

 

 

2

Умение легко и быстро налаживать контакт с ребёнком в процессе общения.

 

 

 

 

 

3

Чуткость и отзывчивость, способность сопереживать детям в процессе общения.

 

 

 

 

 

4

Умение понять детей, определить их главные особенности.

 

 

 

 

 

5

Умение понять отдельного ребёнка.

 

 

 

 

 

6

Умение проявлять психологический и педагогический такт.

 

 

 

 

 

7

Умение проявить внимание ко всем детям и к каждому в отдельности.

 

 

 

 

 

8

Умение управлять своим поведением, психическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность даже в экстремальных ситуациях.

 

 

 

 

 

9

Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.

 

 

 

 

 

10

Умение проявлять гибкость в общении.

 

 

 

 

 

11

Владение речью.

 

 

 

 

 

12

Эмоциональная устойчивость.

 

 

 

 

 

13

Умение использовать игру как средство общения.

 

 

 

 

 

14

Владение мимикой, пантомимикой.

 

 

 

 

 

15

Умение использовать искусство как средство общения.

 

 

 

 

 

16

Умение использовать шутки, юмор в общении.

 

 

 

 

 

17

Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, творчества, партнёрства.

 

 

 

 

 

18

Умение объективно оценить, проанализировать своё общение с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

      Задание №2. Анкета

Цель: Определение уровня знаний и особенностей отношения педагога к проблеме развития общения у детей.

Образование _________________________________________________

Стаж работы___________________

 

  1. Продолжите фразу: общение – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

внеситуативно-познавательное общение – это __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По ходу какой деятельности Вы чаще общаетесь с детьми? Проранжируйте ценность деятельностей для развития общения от 10 (>) до 1(<). 

а) опытно-экспериментальая;

б) изобразительная деят-ть;

в) досуговая;

г) совместный труд;

д) чтение;

е) сюжетно-ролевая игра;

ж)настольно-печатные игры;

з)прогулка;

и)словесные игры;

к)впишите свой вариант ответа ________________________________________________________

              3.Как часто на протяжении дня Вы уделяете внимание развитию общения детей:

              а) весь педагогический процесс направлен на решение этой задачи;

              б) в разговорах, беседах, играх 2-3 раза в день;

              в) организую не менее 1 образовательной ситуации в день;

              г) не каждый день обращаю на это внимание.

4. Какие трудности Вы испытываете при организации процесса общения с детьми:

а)  затрудняюсь с определением тематики разговоров;

б)недостаточно          владение коммуникативными и речевыми умениями

в) недостаточное знание методик, новых тхнологий, направленных на развитие общения;

г) испытываю трудности при формулировке вопросов, интересных и простых для понимания детей;

д) впишите свой вариант ответа ________________________________________________________________________________________________________________

              5.Как Вы оцениваете уровень своей готовности к работе по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста?

            Ниже среднего          Средний               Выше среднего              Высокий

 

              6. Какую литературу по проблеме общения Вы читали?

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Анкета.

Цель: определение готовности педагога к работе по развитию познавательных интересов детей в старшей группе детского сада

 

Образование_________________________________________________

Стаж работы_________________________________________________

              1. Продолжите фразу «познавательный интерес» - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вы занимаетесь диагностированием интересов и предпочтений своих воспитанников? Если «нет», то почему? Если «да», то с помощью каких методов Вы это делаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Часто ли дети задают Вам  вопросы?

а) часто ( каждый день ,но не все, а отдельные дети);

б) часто (каждый день большинство детей);

в) иногда (отдельные 3-4 ребёнка);

г) иногда, но все дети периодически задают.

5. По какому поводу к Вам обращаются дети? Приведите пример вопроса, заданного ребёнком.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                            6.  Как Вы считаете, все ли педагогичские условия созданы в Вашей группе для формирования познавательной активности у детей?

а) да (используются активные методы и приёмы обучения, взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер, наличие предметно-развивающей среды) ;

б) частично (уточните, какие именно условия созданы):____________________________________________________________________________________________________________________

в) нет;

г)другие варианты ответов

_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.Что Вы знаете о проектной деятельности детей?

а) хорошо знакома с теорией и использую этот метод  в работе с детьми;

б) слышала о методике, но в практике не применяла;

в) никогда не слышала о такой методике.

9. Считаете ли Вы, что использование метода проектов эффективно для развития познавательных интересов детей? Почему? 

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми