Игра как фактор и условие развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...4
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…………………..……………..5
Понятие общения, его виды……………………………………………………7
Классификация общения……………………………………………………....7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….10
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности……………………………………………………………………10
Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности ……………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая дидактика.docx

— 56.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ  ДИДАКТИКА

ТЕМА: ИГРА КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

                                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ

       Введение…………………………………………………………………………………...4

  1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…………………..……………..5
    1. Понятие общения, его виды……………………………………………………7
    2. Классификация общения……………………………………………………....7
  2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….10
    1. Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности……………………………………………………………………10
    2. Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности ……………………..14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………25

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречён, лишь внешне физиологически напоминающим человека.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Общение - генетически одна из самых ранних форм активности ребёнка. Именно в нем проявляются особенности социального существа человека. Оно содержит в себе множество разнообразнейших оттенков отношений к людям: родителям, учителям, знакомым, незнакомым, сверстникам, младшим, друзьям. Ребенок отбирает друзей, он ищет общения с определенным кругом лиц, он воздействует на других. В коллективе он выступает как организатор, как исполнитель.

Активность общения способствует формированию таких важнейших сторон личности, как гуманность, отзывчивость, забота, чувство ответственности за себя, свои поступки перед людьми. Активность является природным свойством человека. В психологии активность принято называть деятельностью. Активность личности вызывается потребностями (материальными или духовными, личными, или общественными). Активность человека или деятельность связана также с его мотивами, с постановкой цели и задачи, выбором средств их выполнения.

В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Понимание этого явления приводит к тому, что все воздействия и влияния, сказываются на развитии и формировании личности.

Среди множества проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых проблем. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Целью написания работы является изучить роль общения в развитии личности.

Объектом является общение человека.

Предмет исследования: влияние феномена общения на психическое развитие личности.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

    1. Дать понятие общению, его видам, рассмотреть функции общения;
    2. Изучить классификацию общения;
    3. Проанализировать особенности развития личности в процессе общения и определить личность в общении и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

    1. Понятие общения, и его виды.

 

 

 

Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.  

Общение это одно из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.

Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Г.И. Андреева считает, что общение – это более широкое понятие, включающее коммуникацию, как один из своих аспектов. Выделены 3 взаимосвязанные стороны.

Общение как целенаправленное взаимодействие между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.

Коммуникативной стороне заключается обмен информацией между людьми.

Интерактивной стороне предполагает взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров.

Общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций.

Общение выступает как совокупность этих компонентов. Общение как сложное многостороннее явление может рассматриваться, с психологической точки зрения, как процесс взаимодействия с целью установления контактов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведении в едином социокультурном пространстве. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во - первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

Далее, общение выполняет так называемую регуляционную коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют. Оно осуществляется как в форме диалога, так и в форме монолога. Главный результат общения - доверие, возникающее между людьми. Потребность в общении – это базовая потребность человека.

Как и всякое сложное явление, общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды.

Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей,  с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в жизни.  Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми с определенной категорией в соответствии с должностными обязанностями.

Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным средством общения является язык, который представляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, и прикосновения.

Также общение может быть активным и пассивным. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в той деятельности.

Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так при помощи предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.

Речевое общение дает возможность получить разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, мечтах, желаниях, и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.

Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телевидение, телефон).

Письменно речевое общение основано на использовании графических знаков. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени, и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире, и о внутренних состояниях человека.

Ролевое общение занимает главное место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальной группе ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальной группе  межличностный характер. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер, и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между людьми.

 

 

1.2 Классификация  общения.

 

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую информацию для его развития.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентированно на решение деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни и деятельности людей.  Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на её пассивное созерцание и утверждение готовых истин.

Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, является для ребёнка носителем этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшим факторами, определяющими развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Информация о работе Игра как фактор и условие развития личности