Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:18, курсовая работа
Целью нашего исследования является анализ теоретических исследований обучения, как фактора развития личности школьника и их использование на практике.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника
1.1 Роль обучения в развитии личности школьника, и подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Функции обучения 8
1.3 Взаимосвязь процесса обучения с процессом развития личности ребенка 12
1.4 Деятельность учащихся в процессе обучения, развитие мотивации, активности и самостоятельности личности 17
1.5 Влияние обучения на развитие мышления младших школьников. 24
1.6 Динамика процесса освоения рефлексии и повышения самооценки школьника в результате выполнения учебных действий 27
1.7 Нравственное развитие школьников в процессе обучения 32
Глава 2. Экспериментальное изучение роли обучения в процессе развития личности школьников.
2.1. Диагностика уровня сформированности некоторых качеств личности у детей экспериментальной группы. 42
2.2 Развитие личности детей экспериментальной группы в процессе обучения. 48
2.3 Анализ результатов деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов. 51
Заключение 57
Литература 59
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника
Глава 2. Экспериментальное изучение роли обучения в процессе развития личности школьников.
2.1. Диагностика
уровня сформированности
2.2 Развитие
личности детей
2.3 Анализ
результатов деятельности по развитию
личности учащихся в процессе обучения
и сравнение результатов.
Заключение
Литература
В последние годы у нас в стране, да и за рубежом, обострился интерес к проблеме обучения и психического развития детей.
Интерес к этой проблеме не случаен. В нем выражена всевозрастающая общественная потребность — овладеть процессами психического развития ребенка. Особенно эта потребность выражена у нас в стране. Человек в нашем обществе все больше становится основной творческой производительной силой, и от уровня развития его способностей будет зависеть развитие всех производительных сил общества.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. [25, C.135] Вместе с тем, по нашему мнению, проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Проблема развития личности в процессе обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. [25, C.27]
Целью нашего исследования является анализ теоретических исследований обучения, как фактора развития личности школьника и их использование на практике.
Предмет исследования: процесс обучения как фактор развития личности школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить роль обучения в развитии личности школьника, и подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе ;
2. Рассмотреть влияние обучения на развитие личности ребенка;
3. Изучить
влияние обучения на процесс развития
личности детей в ходе психолого-педагогического
эксперимента.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника.
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.[3, C.38]
Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.
В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.[8, C.374]
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).[23, C.34]
Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.[23, C.75]
Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.[29, C.73]
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Развитие,
в частности умственное, в процессе
обучения определяется характером получаемых
знаний и самой организацией процесса
обучения. Знания должны быть систематическими
и последовательными как иерархизированные
понятия, а также в достаточной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности
в процессе обучения обеспечивается тремя
факторами: обобщение учащимися своего
опыта; осознание (рефлексия) процесса
общения, так как рефлексия - важнейший
механизм развития; соблюдение этапов
самого процесса развития личности.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).[10, C.56]
Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Информация о работе Обучение как фактор развития личности школьника