Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:04, реферат
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
Макросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.
Введение
Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях. ( схема 1)
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
Макросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.
Факторы формирования и развития личности
Схема 1
На психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, космических и других условий жизни и деятельности человека (землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры, общее потепление планеты).
Одним из менее изученных факторов выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.
Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств.
1. Природное, социальное, духовное, как факторы развития человека
Какие бы науки ни занимались человеком, они всегда изучают лишь его отдельные стороны. Философия же от начала своего существования стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность "сделать" самого себя. Мы уже познакомились с различными концепциями понимания сущности человека и смогли увидеть, что тема эта — неисчерпаема. Мысль человечества накопила немало интересных и верных находок в этой области, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека — в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны —это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Определяющим условием становления человека, как уже отмечалось ранее, является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как процесс коллективный, социальный, развитие трудовой активности решительно изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, ценностные ориентации, мировоззрение и т.п. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо познавательной деятельности —интуицию (см. монографию А. Г. Спиркина "Сознание и самосознание").
Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек разумный и как человек общественный. Дело в том, что бытие человека непременно предполагает другого человека. Человек живет среди людей и осознает себя, сравнивая, сопоставляя себя другим, все человеческие качества получают свое развитие только в процессе общения.["Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общения возможны существование и развитие нормальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения, изоляция индивида (проведенная в экспериментальных условиях) ведет к психическим нарушениям, к деформированию процесса сознания, а также эмоционально-волевой сферы! Так, если человека ничему не обучать, он будет сидеть на корточках и раскачиваться из стороны в сторону. Специального "научения общением" требует и умение воспринимать позицию другого как другого, а не чужого, его мнение как иное, а не неправильное, умение понимать, а не отторгать. Ведь ребенок даже мысли не допускает, что мир можно видеть как-то иначе, не так, как он представляется ему.
Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" (К. Маркс. "Тезисы о Фейербахе"). Но это не значит, что надо упрощенно понимать это положение и заявлять, что только социальная среда формирует человеческую личность. Ведь это понимание человека выдвигалось в противовес абсолютизации его индивидуальных психологических особенностей.
Наряду с социальным и биологический компонент в человеческой личности признается как универсальная характеристика. Натуралистическая направленность размышлений о человеке сейчас значительно расширилась. Это связано с подъемом биологии, претендующей на то, чтобы стать наукой-лидером в XXI столетии.
Начиная с середины 70-х годов получило бурное развитие то направление научных исследований, которое получило название социобиологии. В ее рамках изучены многие нити, связывающие поведение человека с его биологическими особенностями, выявлено более детальное сходство человека с животным миром. Но исследователи (см.: "Основы философии в вопросах и ответах") отмечают, что в рамках чисто биологических характеристик человек попросту необъясним. С точки зрения биологии человек, мягко говоря, очень несовершенен, плохо адаптирован к природным условиям жизни.
В среде социобиологов есть два подхода к оценке биологических перспектив человечества. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что практически она может служить неограниченно долго в пределах обозримого нами грядущего. Другие утверждают, что человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в том, что по причине создания собственной среды жизни и успехов медицины человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и подпадает под действие повышенного давления со стороны накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи же полагают, что человек, будучи биологическим молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много животного, а социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а якобы деятельностью лишь избранных его представителей. Последние две позиции солидарны в том, что человеческая наследственность нуждается в исправлении, и е таких условиях только генетика может отвести зловещую угрозу гибели человека как вида. Но если отвлечься от чисто генетических возможностей селекции, возникает множество нравственно-психологических вопросов: как определить, кто обладает генотипами с желаемыми чертами, и вообще, кто должен и может решать вопрос о том, что именно нужно человечеству.
Недостатком этих концепций является не только недооценка социального начала. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Кроме того, биологические факторы нельзя сводить только к генетическим. Следует учитывать также и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологические эффекты, потому что именно они изменяют биологическую структуру человека, изменяя в этом случае восприятие им и социальных факторов.
Столь же неоправданны концепции, высказывающие оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти Процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз и теряет при этом даже достигнутые ранее рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют никакого исторического и социального смысла; они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала?
На определенном уровне антропогенеза, в результате накапливания положительных мутаций и генетического закрепления изменений морфологического строения (прямохождение, освобождение верхних конечностей, развитие головного мозга и т.п.), в совокупности с трудовой деятельностью, сформировался человек как биосоциальное существо. У животных есть так называемая орудийная деятельность, когда они методом проб и ошибок, научения могут использовать готовые подручные средства для решения конкретной задачи в данной ситуации; человек же создает орудия, использует их всякий раз, когда возникает необходимость, без серии проб и ошибок, передает навыки другому поколению и совершенствует эти орудия. Развитая орудийная деятельность обусловливает развитие сознания как механизма целеполагания, а не удовлетворения природных инстинктов, ибо каждый раз человек фиксирует полученный результат и стремится эффективно повторить его или привести в соответствие с новой ситуацией. Инновационность поведения человека — ключ к его пониманию. Человек и рождается как биосоциальное единство, то есть появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформируются в меняющихся условиях социума (они генетически заложены именно как человеческие). Сознание также не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом,общественное проникает внутрь биологии индивида через психическое, духовное.
Важным аспектом рассмотрения человека является его взаимодействие со средой обитания. Помните, мы говорили о теориях русских космистов, о влиянии "погоды на Солнце" и космических бурь на человека. А ведь и на земле происходит множество еще неизвестных, но влияющих на нас процессов. Кроме того, человек сам оказывает формирующее (не только в положительном смысле) воздействие на окружающую среду. Так возникло понятие экологической культуры человека и человечества. Экологическая культура — "это способ жизнедеятельности, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов" (С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. "Экологическая культура"). Практически, как отмечают исследователи, речь идет о становлении в качестве определяющей черты каждого человека интеллигентности, то есть способности понимать больше, чем ему непосредственно выгодно.
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, духовным (психическим) и социальным. При этом говоря о человеке как о биологическом типе, как о существе разумном, что мы можем сказать о его мышлении, подчиняется оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Конечно, и здесь появляются теории, рассматривающие "телесность" как основу, носитель социально-психологических свойств человека. Впрочем, этим ответы на поставленную проблему не исчерпываются. Структуру личности разные философские направления представляют по-разному.
Например, австрийский ученый 3. Фрейд создал свою схему структуры психики (личности), разделив ее на три основных пласта. Самый нижний пласт и самый мощный, так называемое "Оно", находится за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, различного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного — того, с чем человек имеет дело и чем постоянно оперирует. Это его "Я". И наконец, третий и последний этаж человеческого духа — "сверх-Я", нечто, находящееся над "Я", выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, запретов и правил, иными словами, все то, что человек усваивает и с чем он вынужден считаться. Фрейдизм объясняет процесс сознания на основе признания первичности и управляющей роли бессознательного. Именно от "Оно" берет свое начало все, что называется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Что касается действий, то они представляют собой сублимацию, то есть преображение реальных бессознательных влечений, сексуальных прежде всего, их как бы переадресовки на цели социально более высокие. "Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества" (3. Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекции"). Поэтому культура в понимании фрейдизма носит репрессивный характер, но это не значит, что культура оценивается со знаком минус. Напротив, так и должно быть, чтобы не дать захлестнуть человека стихии "Оно". Однако достигаемое человеческой личностью равновесие не слишком устойчивое. "Поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному Я еще тяжелее, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Эти притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется со своей задачей. Тремя тиранами являются внешний мир, Сверх-Я и Оно". Будучи стесненным со всех сторон, Я реагирует на это появлением страха, или фобий. Анализируя их, выявляя их источник в реальном событии, связанном с нереализованным влечением, психоаналитики оказывают терапевтическое воздействие на пациента, освобождая его от страхов. Мы опять оказываемся в зоне субъективной активности познающего разума. Фрейд приходит к тому же, от чего пытался уйти, к сознательному Я, его рефлексии и самобытию: "Разделяя личность на Я, Сверх-Я и Оно, вы, разумеется, не имеете в виду строгие границы... После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. Ведь... цель - укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я" (3. Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекции").
Информация о работе Факторы формирования и развития личности