Социальные факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:14, реферат

Краткое описание

Человек характеризуется как:
• существо разумное;
• существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;
• существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;

Файлы: 1 файл

социология факторы развития личности.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

Человек характеризуется  как:

  • существо разумное;
  • существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;
  • существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;
  • существо, которое производит символы (наиболее важным символом является слово). 

 

Личность – вершина  человека. Человек как личность характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением зайти за приделы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;
  • наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
  • является носителем и выразителем социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;
  • субъект совместной деятельности и общения;
  • цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

 

Личность – вершина  человека. Индивидуальность – это  его глубина. Индивидуальность –  это непохожесть, своеобразие и  отличие одного человека от другого. Но это не только характеристика его  неповторимости и уникальности, но и характеристика соотношения свойств, заданными природными и социальными  условиями существования, и свойств, проявляющихся в результате актов  свободного выбора и творчества самого человека. Значит индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности.

 

 

 

 

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов  происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его  развития, его общественную сущность.

Советская педагогика в своей  оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опирается на марксистско-ленинское  учение о социальной сущности человека.

Марксистская концепция  развития исходит из того положения, что ведущей и определяющей в  развитии и формировании человека является социальная среда. В условиях социалистического оощества, т. е. особо благоприятной социальной среды, ведущую роль может играть воспитание.

Социальное и биологическое  не два параллельных и независимых  друг от друга фактора: воздействуя  на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит  от многих внешних и внутренних обстоятельств.

Советская педагогика внимательно  изучает характер и механизмы  этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.

Далее более подробно и  последовательно рассматриваются  позиции марксистско-ленинской педагогики по вопросу о влиянии наследственности, среды и воспитания на развитие человека и формирование его личности.

 

 

 

 

 

Роль наследственности в  развитии человека

 

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям  определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы  в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.

Наследственная программа  развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Значительный теоретический  интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному  виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное  положение К Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных  сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Как указывал К. Маркс, вопрос о том, «удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление  в ряде поколений людей, одаренных  в определенной области, объясняется  во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что  в этих семьях дети воспитывались  в атмосфере интереса к определенному  виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки  характеризуют лишь самые общие  области деятельности. Они не ориентированы  на какой-то определенный вид труда  или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в  структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры между советскими и буржуазными педагогами вызывает вопрос о наследовании или наличии  врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Советская медицина и  соответственно педагогика признают, что может быть неблагоприятная  для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость  клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Признавая возможное биологическое  неравенство задатков и способностей, советская педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Что же касается тестов, разрабатываемых  буржуазными педагогами и психологами  для якобы научного измерения  врожденных интеллектуальных способностей, их тенденциозность, политическая и  классовая направленность становятся все более очевидными и подвергаются критике даже в тех странах, где  они применяются. Задания, которые  при этом необходимо выполнить, требуют  совершения различных мыслительных операций на материале, который бывает известен лишь детям, имеющим опре деленный опыт социального общения в определенной среде, и который чужд детям, выросшим в иных социальных условиях и домашнем окружении. Подобные тесты не имеют научной ценности и служат практически лишь целям классового разделения детей в обучении (Тесты же, ориентированные на изучение уровня обученности, имеют другой характер, и их можно применять в ходе педагогических исследований.)

Не менее острым является вопрос о наследовании психических  свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками. В буржуазной педагогике и психологии широко распространено положение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками, а некоторым свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п. Основной классовой и политической подоплекой этих утверждений является стремление за маскировать социальную природу преступности и посеять неверие в возможность формирования совершенного, гармоничного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые возможны лишь при социализме и коммунизме.

Развитие человека с физиологической  точки зрения — очень сложный  процесс. Различные его органы и  системы на разных этапах возрастного  созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность  и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Советская педагогика и психология утверждают, что все психические  качества личности приобретаются в  процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с  окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных  ценностей и представлений о  формах поведения и отношения  к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого  человека начи нается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.

Психика человека, его психические  проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь  через внутренние индивидуальные условия  каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия. Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.

В заключение следует отметить, что человек как биологический  вид за относительно большой период своего развития подвергся весьма незначительным изменениям.

Изменение вида человека сможет произойти лишь в том случае, если наука даст в руки людей средства активно вмешиваться в генетический код. Это открытие, возможность которого наукой не отрицается, таит в себе огромную политическую и социальную опасность  в том случае, если оно будет  сделано в мире капитализма, поскольку  там эти средства генетического  воздействия могут оказаться  в руках тех, кто сможет обратить их против человека, против естественного  хода его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль среды в формировании личности

Нередко в педагогической литературе не дифференцируются понятия  «человек» и «личность», т. е. говорят  о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это и не одно и то же.

Еще К. Маркс указывал, что  в понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. Сущность человека, писал он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей  действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается  влияние среды на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку речь должна идти о тех качествах, которые  формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

Рассматривая влияние  среды на развитие человека, марксистско-ленинская  педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Информация о работе Социальные факторы развития личности