Социальные факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:14, реферат

Краткое описание

Человек характеризуется как:
• существо разумное;
• существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;
• существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;

Файлы: 1 файл

социология факторы развития личности.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

Когда говорят о влиянии  среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная  среда» входят материальные условия  жизни общества, социальный и государственный  строй, система производственных и  общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных  учреждений, создаваемых обществом.

Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего  его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином  того или иного государства.

Еще в большей степени  это влияние определяется той  системой общественно-экономических  отношений, которые установились в  стране, в том обществе, в котором  происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое  положение человека.

К социальным процессам, оказывающим  наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения  условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения  населения в пределах территории страны, из города в деревню и  обратно, демографические процессы — изменения в рождаемости, продолжительности  жизни, возрасте вступления в брак и  т. п.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и  формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного  образования, внешкольные и культурно-просветительные  учреждения, массовые средства распространения  информации.

В нашем обществе вся система  социальных институтов — дошкольные учреждения, средняя и высшая школа, общественные организации, государственные  учреждения, система массового распространения  информации — целенаправленно воздействует на сознание всех граждан на основе единых коммунистических принципов, норм и идеалов. Человек как продукт  социальной среды подвергается ряду изменений в зависимости от изменения  социальных условий жизни. В этом плане личность человека отражает и  исторические особенности социальных условий его жизни, и его классовую  принадлежность, и положение его  класса в структуре общества. При  коренном изменении социальных условий  меняется и весь духовный облик человека.

Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Социалистическое общество, построенное в нашей  стране, представляет собой особую, новую социальную среду развития личности, оказывающую определяющее воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, происходящие в этой области, столь  значительны, что дают основание  говорить о новом типе личности —  личности советского человека или социалистическом типе личности. Вместе с тем это же историческое явление вызывает яростные нападки буржуазной пропаганды, которая, опираясь на теоретические построения буржуазных педагогов и психологов, старается доказать, что изменением социальных условий нельзя сформировать новых людей и новый тип личности, так как все плохое, что заложено в человеке от природы, остается неизменным, несмотря ни на какие улучшения материальных и социальных условий. При этом, как правило, используются отрицательные примеры в поведении отдельных представителей нашей молодежи, случаи преступности, нарушения норм морали, сообщения о которых даются в нашей печати. Это направление в буржуазной пропаганде имеет главной целью отвлечение внимания трудящихся от борьбы за демократизацию образования, за создание равных для всех условий обучения и воспитания, от мыслей о необходимости радикального изменения общественного строя, революционного его преобразования.

 

 

 

 

 

У человеческой личности есть определенные черты, общие с другими  людьми или присущие только ей. Постараемся  раскрыть эти положения в данной главе.

 

Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается  в соответствии с ее врожденными  качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта

Для анализа возникновения  и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение; 

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный  опыт.

 Проанализируем влияние  этих факторов на личность.

1)Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов  животных человеческое существо проявляет  сексуальность во все времена  года, что в большей или меньшей  степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным  и остается таким первые годы своей  жизни. Подобные биологические факты  закладывают основу социальной жизни  людей. Кроме того, человек не имеет  инстинкта моногамной сексуальной  жизни, и в каждом обществе эта  особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института  семьи и на воспитании детей. Черты  биологического наследия дополняются  врожденными потребностями человеческого  существа, которые включают потребности  в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Вместе с  тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

2) Физическое окружение.  Некоторые исследователи придавали  физическому окружению решающее  значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин  в нескольких работах, опубликованных  в 1928 г., обобщил теории многих  ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа  до современного ему географа  Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3)Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница  К. Дьюбойс (148, с. 3—5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

 

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько  базисных личностных типов, которые  соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных  индейцев Южной Америки социально  одобряемым типом личности для взрослого  мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

 

Каким же может быть социально  одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

 

Однако в сложных обществах  очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них  большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.


Информация о работе Социальные факторы развития личности