Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:18, курсовая работа
Целью нашего исследования является анализ теоретических исследований обучения, как фактора развития личности школьника и их использование на практике.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника
1.1 Роль обучения в развитии личности школьника, и подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Функции обучения 8
1.3 Взаимосвязь процесса обучения с процессом развития личности ребенка 12
1.4 Деятельность учащихся в процессе обучения, развитие мотивации, активности и самостоятельности личности 17
1.5 Влияние обучения на развитие мышления младших школьников. 24
1.6 Динамика процесса освоения рефлексии и повышения самооценки школьника в результате выполнения учебных действий 27
1.7 Нравственное развитие школьников в процессе обучения 32
Глава 2. Экспериментальное изучение роли обучения в процессе развития личности школьников.
2.1. Диагностика уровня сформированности некоторых качеств личности у детей экспериментальной группы. 42
2.2 Развитие личности детей экспериментальной группы в процессе обучения. 48
2.3 Анализ результатов деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов. 51
Заключение 57
Литература 59
Таблица
№ 5. Сводная таблица
результатов изучения
социально-психологической
адаптации детей к школе
на этапах констатирующего
и контрольного экспериментов.
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Зона адаптации | 5 (25%) | 11 (55%) |
Зона неполной адаптации | 12(60%) | 9 (45%) |
Зона дезадаптации | 3(15%) | 0 |
Таким образом,
в зоне дезадаптации у нас
учащихся не осталось вовсе, группа детей
в зоне неполной адаптации уменьшилась
на 15%, а группа полностью адаптированных
к школе детей увеличилась на 25% и стала
большинством детей в классе.
Для того, чтобы понять изменился ли уровень притязаний и адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха, мы вновь провели объективный тест личности Ф.Хоппе. Мы подготовили в качестве стимульного материала другой набор несложных заданий, воспринимаемых также как тест на общую эрудицию. Здесь нас снова интересовали не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер,. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.
Собранные результаты
мы поместили в таблицу №6.
Таблица №6. Сводная таблица результатов объективного теста личности Ф.Хоппе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Соотношение детей с данными характеристиками к общему числу детей | ||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Тенденция к усложнению заданий (формирование уровня притязаний) | 18% | 42% |
Устойчивый характер колебаний выбора уровня притязаний | 10% | 46% |
Неустойчивый характер колебаний выбора уровня притязаний | 72% | 12% |
Выбор, не зависящий от успеха или неудачи | 0% | 0% |
Данные показатели свидетельствуют о том, что у детей данной группы активизировалось формирование уровня притязаний , уменьшилась группа детей с неустойчивым характером колебаний уровня притязаний ( После небольшого успеха эти дети выбирали самую трудную задачу, а после однократной неудачи - самую легкую). А большинство детей переместилось в группу с устойчивым характером колебаний и даже показали тенденцию к усложнению заданий, что говорит о процессе формирования у этих детей уровня притязаний.
Для изучения самооценки личности ребенка на этапе контрольного эксперимента мы использовали упражнение, целью которого было нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу». Перед началом дети получили инструкцию: Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
«Идеал» смелость доброта любознательность трудолюбие вежливость усидчивость честность правдивость настойчивость активность |
«Антиидеал» хвастовство грубость лень трусость зависть лживость жадность драчливость жестокость обидчивость |
Лучше, если каждый
ряд будет состоять из 10 слов, так
как находить коэффициент самооценки
проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто
8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9
или 0,8. Это свидетельствует о
завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу»
такая картина, то это говорит о заниженной
самооценке.
Результаты
тестирования мы занесли в таблицу№7
Таблица №7. Сводная таблица результатов изучения самооценки учащихся на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Завышенная самооценка | 7(35%) | 5 (25%) |
Адекватная самооценка | 4(20%) | 12 (60%) |
Заниженная самооценка | 9(45%) | 3 ( 15%) |
Таким образом, в классе сформировалась группа детей с достаточно адекватной самооценкой, что можно считать хорошим результатом, так как и завышенная и заниженная самооценка на могут таковым считаться.
Для диагностики
показателей нравственного
Результаты изучения сформированности понятий о нравственности на этапах констатирующего и контрольного экспериментов мы занесли в таблицу№8.
Таблица №8. Сводная таблица результатов изучения сформированности понятий о нравственности на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.
Соотношение детей на данном уровне к общему числу | ||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Понятия не сформированы | 5% | 2% |
Недостаточно четкие понятия | 65% | 45% |
Четкое представление о понятиях | 30% | 53% |
Таким
образом, на этапе контрольного эксперимента
мы смогли сделать вывод о том, что в данном
классе формирование и развитие личности
большинства учащихся начало развиваться
в соответствии с возрастными нормами,
и что основным фактором к активизации
этого развития послужило именно обучение
с элементами развивающих методик преподавания
учебных предметов и превращение детей
из объектов обучения и развития в полноправных
участников и субъектов развития собственной
личности.
Заключение
Итак, рассматривая личностное развитие младших школьников в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Обучение, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным в плане развития личности, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
1.«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».(8, с.27)
2. Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
3. Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
4. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
5. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
6. Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»(24, c.29)
Развитие
личности школьника в процессе обучения
эффективно осуществляется только как
целостный процесс педагогической, соответствующей
нормам общечеловеческой морали, организации
всей жизни младших школьников: деятельности,
отношений, общения с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей. Результатом
целостного процесса является формирование
нравственно цельной личности, в единстве
ее сознания, нравственных чувств, совести,
нравственной воли, навыков, привычек,
общественно ценного поведения.
Если мы хотим обеспечить некий гарантированный результат в развитии, естественно, необходимо реализовать закономерности развития. Нужно ли при этом учитывать закономерности, возможности усвоения? Да, бесспорно, иначе все наши попытки окажутся с негодными средствами, они будут обречены на неудачу. Но сами закономерности и возможности усвоения знаний могут быть различными в зависимости от того, как реализуются закономерности развития. Закономерности развития выступают как критерий доступности, причем, критерий мощнейший. Мы можем провозглашать какие угодно требования к образованию, но первый вопрос, который возникает при организации процесса - доступность. Если это детям не доступно, все остальные критерии: научность, последовательность, историзм - утрачивают всякий смысл.
Проблема, которая в настоящее время стоит перед образованием, заключается в том, чтобы попытаться перейти от функционального обучения, обучения-дрессировки к развивающему, которое давало бы ребенку возможность быть не просто исполнителем каких-то ролей в обществе, а полноценным участником различных форм общественной жизни.
При апелляции к личности ребенка в самом процессе обучения не нужны никакие дополнительные воспитательные "инъекции". Ибо здесь воспитание происходит не за счет специальных слов, а межличностного творческого общения.
Информация о работе Обучение как фактор развития личности школьника