Обучение как фактор развития личности школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является анализ теоретических исследований обучения, как фактора развития личности школьника и их использование на практике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника
1.1 Роль обучения в развитии личности школьника, и подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Функции обучения 8
1.3 Взаимосвязь процесса обучения с процессом развития личности ребенка 12
1.4 Деятельность учащихся в процессе обучения, развитие мотивации, активности и самостоятельности личности 17
1.5 Влияние обучения на развитие мышления младших школьников. 24
1.6 Динамика процесса освоения рефлексии и повышения самооценки школьника в результате выполнения учебных действий 27
1.7 Нравственное развитие школьников в процессе обучения 32

Глава 2. Экспериментальное изучение роли обучения в процессе развития личности школьников.
2.1. Диагностика уровня сформированности некоторых качеств личности у детей экспериментальной группы. 42
2.2 Развитие личности детей экспериментальной группы в процессе обучения. 48
2.3 Анализ результатов деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов. 51
Заключение 57
Литература 59

Файлы: 1 файл

Обучение как фактор развития.doc

— 290.00 Кб (Скачать)
 

Результаты, полученные нами из родительских анкет говорят  о том, что в данном классе лишь 25% детей успешно и самостоятельно справляются с выполнением заданий в школе и дома и обладают позитивным восприятием школы. Основная часть ребят (60%) находится в зоне неполной адаптации, что означает частые просьбы о помощи в выполнении заданий, не вполне удовлетворяющие отношения со сверстниками и нейтральный фон восприятия детьми школы и занятий. И три ребенка находятся в зоне дезадаптации, характеризующейся негативом в отношении школы и сверстников и неумение справляться с учебными заданиями самостоятельно. 

      Следующим важным фактором в нашем исследовании мы посчитали развитие в процессе обучения таких личностных особенностей, как самооценка, уровень притязаний и адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха. Для этого в классе мы провели объективный тест личности Ф.Хоппе. Мы подготовили в качестве стимульного материала набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию.  Перед началом тестирования дети получили  следующую инструкцию:

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено – 1 минута и фиксируется по секундомеру».

       При оценке результатов нас  интересовали не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу, а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Собранные результаты мы поместили в таблицу №2.

Таблица №2. Результаты объективного теста личности Ф.Хоппе  на этапе констатирующего  эксперимента. 

  Соотношение детей  с данными характеристиками к  общему числу детей
Тенденция к усложнению заданий (формирование уровня притязаний) 18%
Устойчивый  характер колебаний выбора уровня притязаний 10%
Неустойчивый  характер колебаний выбора уровня притязаний 72%
Выбор, не зависящий от успеха или неудачи 0%
 

Данные показатели свидетельствуют о том, что у  детей данной группы идет формирование уровня притязаний и около трети  детей имеют положительную самооценку своей интеллектуальной деятельности. Но вместе с тем, большинство испытуемых испытывают эмоциональные трудности и опасения в плане оценки своей компетентности.

            Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

     Для изучения самооценки мы использовали  методику А.И. Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

    1. Каким  учеником ты себя считаешь: средним,  слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

    3. Какие  оценки тебя радуют, какие огорчают?

    Результаты  тестирования мы занесли в таблицу№3

    Таблица №3. Результаты изучения самооценки учащихся на этапе констатирующего эксперимента.

      Количество  детей  Соотношение к  общему числу
    Завышенная  самооценка 7 35%
    Адекватная  самооценка 4 20%
    Заниженная  самооценка 9 45%

         Для диагностики показателей нравственного развития личности мы использовали методику «Что такое хорошо и что такое плохо». Мы попросили учащихся привести примеры

  • принципиального поступка;
  • зла, сделанного тебе другими;
  • доброго дела, свидетелем которого ты был;
  • справедливого поступка твоего знакомого;
  • безвольного поступка;
  • проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах  оценивается по 3-балльной шкале:

  • 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  • 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

    Результаты  изучения сформированности понятий  о нравственности мы занесли в  таблицу№4.

    Таблица №4. Показатели сформированности понятий о нравственности на этапе констатирующего эксперимента.

  Соотношение детей  на данном уровне к общему числу
Понятия не сформированы 5%
Недостаточно  четкие понятия 65%
Четкое  представление о понятиях 30%
 

     Таким образом, на этапе констатирующего  эксперимента мы смогли сделать вывод о том, что в данном классе формирование и развитие личности большинства учащихся идет низкими темпами, хотя и не выбивается за пределы допустимой нормы, и мы смогли начать в данной группе формирующий эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Развитие личности детей экспериментальной группы в процессе обучения. 

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, а так же, отталкиваясь от полученных в констатирующем эксперименте данных, нами была проведена работа, посвященная непосредственно формированию у младших школьников самостоятельности, мотивированности к школьному обучению, настроенности на успех,  повышению самооценки и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе личностного развития младших школьников.

     При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

     Формирование  проводилось по следующим направлениям:

  • организация взаимной деятельности учащихся на уроках;
  • анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий самостоятельности и исследовательского подхода, стимулирование учителем попыток найти новое, нестандартное решение;
  • организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной и внеучебной работы.

     Доброжелательность  формировалась следующим образом:

  • организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;
  • систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.

     Как видно из указанных направлений  формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали  условия только для расширения и углубления личностного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

     Помимо  чисто учебных заданий, на уроках детям предлагалось решить задачи на смекалку, занимательных заданий, заданий  с эвристической составляющей, что  стимулировало не только творческое мышление детей, но часто и работало на повышение самооценки некоторых детей, которым задачи на смекалку давались часто лучше, нежели академические. С этой же целью проводились части урока в виде «мозгового штурма», когда дети коллективно находили способы решения трудных заданий.

     Для развития нравственных качеств личности, дружбы и доброжелательности друг к  другу на уроках чтения проводилось  обсуждение произведений с акцентом именно на нравственных составляющих сюжета или героев.Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.

     -с  кем бы хотел подружиться

     -почему? Какие качества привлекают в  герое?

     (дети  хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными  возможностями – Человек паук  и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)

     -а  кто вам в жизни помогает  в трудную минуту?

     -а  чем могут помочь телевизионные  и литературные герои?

     (делается  вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)

       Детям предлагалось вспомнить  ситуации, когда они чему-то научились  у учителя, родителей, посмотрев телевизор или прочитав книгу. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе.

     Использовали  также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

     Также учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

     - Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

     - Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

     - Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

     На  уроке изобразительного искусства давали к примеру такое задание:

     «Раскрасьте варежки» (даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по два. Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договорится между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ результатов  деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов.

     

     Затем мы вновь поговорили с родителями о тех изменениях, которые они увидели в детях к концу эксперимента.  Родители многих учащихся рассказали о том, что дети стали лучше учиться в школе, радуются хорошим отметкам, с удовольствием рассказывают об успехах друзей, даже те ребята, что раньше не справлялись с выполнением домашнего задания самостоятельно , теперь редко прибегали к помощи родителей. У многих детей вновь появилось желание идти в школу, улучшились отношения со сверстниками. Ребята стали дружнее и активнее. Результаты были занесены в таблицу №5.

Информация о работе Обучение как фактор развития личности школьника