Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:18, курсовая работа
Целью нашего исследования является анализ теоретических исследований обучения, как фактора развития личности школьника и их использование на практике.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения, как фактора развития личности школьника
1.1 Роль обучения в развитии личности школьника, и подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Функции обучения 8
1.3 Взаимосвязь процесса обучения с процессом развития личности ребенка 12
1.4 Деятельность учащихся в процессе обучения, развитие мотивации, активности и самостоятельности личности 17
1.5 Влияние обучения на развитие мышления младших школьников. 24
1.6 Динамика процесса освоения рефлексии и повышения самооценки школьника в результате выполнения учебных действий 27
1.7 Нравственное развитие школьников в процессе обучения 32
Глава 2. Экспериментальное изучение роли обучения в процессе развития личности школьников.
2.1. Диагностика уровня сформированности некоторых качеств личности у детей экспериментальной группы. 42
2.2 Развитие личности детей экспериментальной группы в процессе обучения. 48
2.3 Анализ результатов деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов. 51
Заключение 57
Литература 59
Результаты, полученные
нами из родительских анкет говорят
о том, что в данном классе лишь
25% детей успешно и самостоятельно справляются
с выполнением заданий в школе и дома и
обладают позитивным восприятием школы.
Основная часть ребят (60%) находится в зоне
неполной адаптации, что означает частые
просьбы о помощи в выполнении заданий,
не вполне удовлетворяющие отношения
со сверстниками и нейтральный фон восприятия
детьми школы и занятий. И три ребенка
находятся в зоне дезадаптации, характеризующейся
негативом в отношении школы и сверстников
и неумение справляться с учебными заданиями
самостоятельно.
Следующим важным фактором в нашем исследовании мы посчитали развитие в процессе обучения таких личностных особенностей, как самооценка, уровень притязаний и адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха. Для этого в классе мы провели объективный тест личности Ф.Хоппе. Мы подготовили в качестве стимульного материала набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования дети получили следующую инструкцию:
«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено – 1 минута и фиксируется по секундомеру».
При оценке результатов нас интересовали не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу, а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.
Собранные результаты мы поместили в таблицу №2.
Таблица
№2. Результаты объективного
теста личности Ф.Хоппе
на этапе констатирующего
эксперимента.
Соотношение детей с данными характеристиками к общему числу детей | |
Тенденция к усложнению заданий (формирование уровня притязаний) | 18% |
Устойчивый характер колебаний выбора уровня притязаний | 10% |
Неустойчивый характер колебаний выбора уровня притязаний | 72% |
Выбор, не зависящий от успеха или неудачи | 0% |
Данные показатели
свидетельствуют о том, что у
детей данной группы идет формирование
уровня притязаний и около трети
детей имеют положительную
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Для изучения самооценки мы использовали методику А.И. Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Результаты тестирования мы занесли в таблицу№3
Таблица №3. Результаты изучения самооценки учащихся на этапе констатирующего эксперимента.
Количество детей | Соотношение к общему числу | |
Завышенная самооценка | 7 | 35% |
Адекватная самооценка | 4 | 20% |
Заниженная самооценка | 9 | 45% |
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
Результаты изучения сформированности понятий о нравственности мы занесли в таблицу№4.
Таблица №4. Показатели сформированности понятий о нравственности на этапе констатирующего эксперимента.
Соотношение детей на данном уровне к общему числу | |
Понятия не сформированы | 5% |
Недостаточно четкие понятия | 65% |
Четкое представление о понятиях | 30% |
Таким
образом, на этапе констатирующего
эксперимента мы смогли сделать вывод
о том, что в данном классе формирование
и развитие личности большинства учащихся
идет низкими темпами, хотя и не выбивается
за пределы допустимой нормы, и мы смогли
начать в данной группе формирующий эксперимент.
2.2
Развитие личности детей
экспериментальной
группы в процессе обучения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, а так же, отталкиваясь от полученных в констатирующем эксперименте данных, нами была проведена работа, посвященная непосредственно формированию у младших школьников самостоятельности, мотивированности к школьному обучению, настроенности на успех, повышению самооценки и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе личностного развития младших школьников.
При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Формирование проводилось по следующим направлениям:
Доброжелательность
формировалась следующим
Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления личностного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.
Помимо чисто учебных заданий, на уроках детям предлагалось решить задачи на смекалку, занимательных заданий, заданий с эвристической составляющей, что стимулировало не только творческое мышление детей, но часто и работало на повышение самооценки некоторых детей, которым задачи на смекалку давались часто лучше, нежели академические. С этой же целью проводились части урока в виде «мозгового штурма», когда дети коллективно находили способы решения трудных заданий.
Для развития нравственных качеств личности, дружбы и доброжелательности друг к другу на уроках чтения проводилось обсуждение произведений с акцентом именно на нравственных составляющих сюжета или героев.Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
-с кем бы хотел подружиться
-почему? Какие качества привлекают в герое?
(дети
хотят дружить с сильными
-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
-а
чем могут помочь
(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)
Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились у учителя, родителей, посмотрев телевизор или прочитав книгу. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе.
Использовали также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Также учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
- Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
- Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
- Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
На уроке изобразительного искусства давали к примеру такое задание:
«Раскрасьте
варежки» (даются заготовки – варежки,
из расчета одна пара на двоих детей и
цветные карандаши, каждого цвета по два.
Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать
варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки
получились красивыми и одинаковыми, ведь
это одна пара, вы должны договорится между
собой, как будете раскрашивать, какой
рисунок рисовать, чтобы он понравился
обоим».
2.3 Анализ результатов деятельности по развитию личности учащихся в процессе обучения и сравнение результатов.
Информация о работе Обучение как фактор развития личности школьника