Факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Краткое описание

Процесс развития личности.
Биологические и социальные факторы развития личности.
Собственная преобразующая деятельность человека – важный фактор развития личности.
Субъектность воспитанника в педагогическом процессе.
Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды.
Индивидуальное и общее в развитии ребенка.

Файлы: 1 файл

факторы развития личн.(лекция).doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

ОСНОВНЫЕ  ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 

    1. Процесс развития личности.
    2. Биологические и социальные факторы развития личности.
    3. Собственная преобразующая деятельность человека – важный фактор развития личности.
    4. Субъектность воспитанника в педагогическом процессе.
    5. Взаимосвязь воспитания и развития человека  в различные возрастные периоды.
    6. Индивидуальное и общее в развитии ребенка.
 

      1. В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение.  Понятие «развитие»- это процесс количественных  и качественных изменений в организме человека. Результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

      Развитие  человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения  в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные  и духовный мир человека в детские и юношеские годы. 

           Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый  опыт  социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный  субъективный опыт,  который становится неотъемлемой частью личности. Т.о. социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного  воспроизводства  индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан  с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может  рассматриваться как механическое отражение  непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Освоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же  социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный опыт. На этом  положении основывается единство двух противоположных процессов- социализации и индивидуализации.

       Процесс социализации может осуществляться  как в специальных социальных  институтах, так и в различных  неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функции которых является социализация личности, относятся школы, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как  регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный  характер. 

Как в  этой связи соотносятся понятия  «воспитание» и «социализация» ?  Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации.  Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях - наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы.

    Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто более большее, чем просто когнитивное обучение, и связано с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знаний.

    Процесс социализации не прекращается и во взрослом возрасте.      

      Если человек способен на самостоятельную деятельность и является носителем  сознания и самосознания, то такого человека называют личностью.  «Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития». Понятие «личность»- социальная характеристика человека, указывающая на его качества, которые формируются под влиянием общества. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Развитие личности- сложный, длительный и противоречивый процесс.  Движущая сила развития- борьба противоречий. Всякое противоречие «хочу»- «надо». Все люди из него вышли по разному: в результате кто-то чуточку «прибавил» в своем развитии, а кто-то нет. В итоге получается, что то, что мы называем развитием, складывается из малозаметных ежедневных «прибавок». Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. ( Платон, Аристотель). Требовалось прежде всего понять и ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от таких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. Человек становится личностью только в процесса социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. 

   
  1. Биологические и социальные факторы развития личности
 

     Реальная действительность в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую - к ближайшему. Понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

    Каково же влияние среды на влияние человека? Единства его оценки среди педагогов, стоящих на различных методологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

    Огромное влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же представляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные  и социальные качества личности также закладываются в семье.

  Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что  оказывает большое влияние на развитие человека - среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно отдают предпочтение наследственности, а социогенного (социогенетического, социологизаторского)- среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Получены очень противоречивые результаты, надежно свидетельствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%, влияние наследственности, считают сторонники биогенного  направления, отнюдь не менее значимое- 80-90%. Большое доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д.Шаттлеворт пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

64% из факторов умственного развития приходится на наследственное влияние;

16 % на различия в уровне семейной среды;

3% на различие воспитания детей в той же семье;

17% на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).                          

      Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля»  влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

      Вопрос о соотношении биологического и социального составляет одну из важнейших сторон в проблеме человека.

    В целом проблема человека - это одна из самых острых проблем современности. 

    Человек  продукт истории, его познание формируется конкретным для данного времени социальным опытом, включающим все достижения материальной и духовной культуры.

      По своим биологическим особенностям  человек  это часть природы.  Эти особенности закреплены в  его наследственности. Они записаны  в генетически значимых структурах молекул ДНК.

    Это касается как тех свойств, которые  обеспечивают принадлежность каждого человека к виду человек разумный (Номо sapiens), так и личных, индивидуальных биологических особенностей каждого человека.

  Однако  сущность человека, создаваемая историческим опытом человечества и конкретным участием индивидуума в развитии данной общественной формации, имеет социальную природу.

  Социальная сущность человека представлена его надбиологической сферой. Для передачи следующим поколениям содержания этой сферы человеческое общество выработало особый, свойственный только ему способ унаследования опыта.

  После рождения человек попадает в социальную среду, и в нем под влиянием факторов духовной и материальной культуры данного периода происходит становление его социальной сущности. Это показывает, что социальная сущность человека является содержанием надбиологической сферы и передается по иным каналам, нежели генетическая информация, записанная в молекулах ДНК.

Впервые в истории  жизни создалась качественно особая ситуация, когда сущность живых организмов переходит к следующим поколениям вне генетической программы.

Значит ли это, что естественная биологическая  природа человека и его социальная сущность независимы, отгорожены стеной одна от другой?       

Напротив, как  в жизни современного человека, так  и в истории становления человека разумного как особого вида налицо самое глубокое взаимовлияние социального и биологического.

     При рассмотрении данной проблемы особая сложность возникает потому, что биологические особенности каждого индивидуального    человека серьезно влияют на особенности формирования его личности. Это касается одаренности, эмоциональности, здоровья т. д. Однако это влияние биологического создает только фон, определяет степень интенсивности тех или иных черт личности, оно не касается того качественного содержания сознания, которое характеризует человека как участника социально-исторического процесса.      

   Биологическое и социальное – не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

Теперь мы вплотную подошли к пониманию механизма  взаимодействия генетической и социальной программ жизнедеятельности человека, природного и социального в формировании и развитии его личности.

      Под термином развитие следует понимать становление личности как индивидуализированной совокупности общественных отношений.

      Понятие «идивидуализированная» тяготеет в своем определении к природному фактору, к генетической программе человека, которая обеспечивает степень его готовности к последующему развитию личности в соответствующих социальных условиях.

      В генетическую программу входят не только специфические биологически обусловленные особенности человека, передаваемые ему по наследству от родителей и прародителей, но и то объективно общее, что существует в каждом человеке: физиологические влечения и потребности, строение психики и законы её функционирования.

      Педагогика  определяет три основных фактора  развития человека – наследственность, среда и воспитание.  Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обеспечить гармоничное развитие человека. Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения.

Информация о работе Факторы развития личности