Факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Краткое описание

Процесс развития личности.
Биологические и социальные факторы развития личности.
Собственная преобразующая деятельность человека – важный фактор развития личности.
Субъектность воспитанника в педагогическом процессе.
Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды.
Индивидуальное и общее в развитии ребенка.

Файлы: 1 файл

факторы развития личн.(лекция).doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Поговорим о  них подробнее.

      Наследственность  мы будем рассматривать как совокупность неких физиологических особенностей человека, передающихся ему от его родителей.

Физиологические особенности включают в себя сходные  физические черты внешнего облика, особенности обмена веществ в организме, черты темперамента, предрасположенность к определенным заболеваниям, а также своеобразную предрасположенность   (склонность, готовность) к определенным видам деятельности.

  Под термином "среда" мы будем понимать те условия и особенности социального окружения, в которых формируется и развивается личность.

  Очевидно, что будет правомерно разделить это понятие на три категории: макросреда (особенности экономического, политического и социального развития государства), мезосреда (специфика проживания в городе и в сельской местности, в окраинном микрорайоне и в центре большого рода, тип школы и т. п.), микросреда (особенности семейного окружения, где проходят важные первые годы из ни человека).                                   

  Нетрудно заметить, что все три категории, несмотря на разность масштабов социального окружения, тем не менее взаимосвязаны между собой, что позволяет перефразировать известное выражение следующим образом: в семье отражается все общество, все государство в целом.

      Воспитание  можно определить в данном случае как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентиров.

 Важнейшим биологическим  фактором, определяющим личность человека, является понятие НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ как свойство организмов повторять  в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального  развития в целом, что  обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализированных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы.

      Вместе  с изменчивостью наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы. В контексте рассмотрения социально-биологической подсистемы важно понимать наследственность как предрасположенность индивида к формированию определенных знаний, умений и навыков. Другими словами эту мысль можно выразить как возможность присутствия у человека врожденных задатков или склонности к обучению определенным видам деятельности, полученных от предыдущих поколений.

 Например, такие  явления, как врожденный «абсолютный  музыкальный слух» или "природная грация движений», в той среде, где находится и развивается

ребенок, могут  проявляться у него в бессознательном  интересе к музыке или танцу. Эти  задатки могут реализовываться  в сознании в виде формулы «мне это интересно, хотя и не пойму  отчего это и почему?» Наверное, в таком случае нет необходимости говорить о том, что процесс обучения музыке или танцу у этих детей будет в достаточной степени плодотворным, а результат его в той же мере эффективным.

Вместе с тем, процесс и результат обучения могут быть успешными и с теми детьми, у которых нет подобных врожденных задатков. Однако при благоприятном стечении многих важных факторов, определяющих формирование личности и влияющих на нее, можно добиться очень хороших результатов.

      То  есть мы уже начали говорить о приобретаемых и развиваемых способностях человека, где, поскольку идет речь о социально-биологической подсистеме, именно социальное может оказать решающее влияние на развитие личности человека.

Вспомните линию  способностей в структуре личности. Она проходит через все подсистемы, обозначая как природу их возникновения, так и причины и условия их развития, подчеркивая социальное как решающий фактор их становления.

Это социальное может проявляться, в частности, в занятиях ребенка в каком-либо кружке, клубе по интересам, а также во встрече с таким школьным учителем, деятельность которого сможет заинтересовать, увлечь ребенка учебным предметом и благодаря разным факторам и обстоятельствам, в том числе яркими, положительными личностными качествами самого учителя, сумевшего установить плодотворный контакт с учениками в общении и организовать эффективную совместную деятельность с ними. 

 При этом  известно, что именно наследственностью  обусловлено  то общее, что  делает людей столь непохожими  друг на друга.

  Так что же человек наследует? Анатомо-физиологическую  структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

Специалисты утверждают, что: «Биологически... человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить.

К прямохождению  ребенка принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности... для труда... То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами... человеческой жизнедеятельности. Они лишь могут стать, сделаться таковыми, и только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.    

      По  мере того, как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность, как индивидуальная совокупность человечески - функциональных органов. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала»

      Но  есть и иное мнение: «... Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и      т.д., которое затем привносится лишь  извне, и если новорожденный появляется  на свет, имея задатки только к чисто    биологическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие, высшие, и природные, низшие, вообще выводит последние за пределы человеческого, превращая их в нечто животное».

      … Но продолжим о том, что же человек  наследует:

      •Физические особенности: внешние  расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности.

   • Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

      • Аномалии в развития организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм);

      • Предрасположенность  к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

      Но  не все врождённое является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребёнка определяются условиями его утробного развития.

      К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые  травмы, ранние менинго-энцефалиты и пр.

   Специалисты утверждают, что:

  Характер  наследования таких признаков, как  рост, вес, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и - в определенной мере - специальными воздействиями (воспитательными, медицинскими) на человека.

      Так, например, наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких.

      Однако  всего этого недостаточно для  того, чтобы реализовать свои вокальные возможности  необходима система специальных занятий.  И как вывод следует добавить, что в пределах одного социального уровня биологические различия играют определённую роль, причём это не только различие в способностях, но и различие в здоровье, темпераменте и т.д.

      Разнообразие  способностей в значительной степени  биологически обусловлено, хотя по-разному для разных областей деятельности; оно сказывается на одном уровне культуры и далеко перекрывается, если мы сравниваем различные культурные уровни. Но в пределах одного уровня многое зависит от биологических факторов, что, несомненно, очень ценно, так как создается разнообразие деятельности, полезной для общества.

      Для человечества большое благо, что  люди не одинаковы. Это обеспечивает человечеству более полное и глубокое продвижение в различных областях: то, что сделано одними в одной области, дополняется достижениями других – в другой. 

3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности

  Догадки о том, что развитие человека обусловлено  не только внешними по отношению к  нему факторами, высказывались очень  давно. Так, в XIV в. Данте утверждал  в «Божественной комедии»:

Естественно, чтоб смертный говорил, Но - так иль  по-другому, это надо, Чтоб не природа, а он сам решил.

  В середине XIX в. в философии эту проблему решил К.Маркс. Он обосновал положение  о том, что человек развивается  только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. В педагогике эту мысль высказал К.Д.Ушинский. Он пришел к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера. Преодолевая ограничения свободы, участвуя в свободном труде, человек формирует себя.

Таким образом, можно утверждать, что четвертым  фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека.

В XX в. к такому же выводу приходят экзистенциалисты и сторонники необихевиоризма. Так, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии А.Камю утверждал, что человек несводим целиком к истории и именно этим оправдано его существование в царстве природы.

      Лидер современного бихевиоризма Б.Скиннер, строящий свою теорию воспитания на системе подкрепления, тоже утверждает, что подлинно свободное поведение осуществляется в борьбе за свободу. Поведение не полностью определяется средой, на его формирование воздействует стремление человека оказывать влияние на социальную среду, изменять ее в соответствии со своими интересами.

      Для учебно-воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей  деятельности имеет чрезвычайно  важное значение. Суть его можно сформулировать следующим образом: если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлекаться, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Таким образом, в числе факторов развития личности мы можем выделить наследственность, среду, воспитание и собственную деятельность человека.

 
 
 

          4.Субъектность воспитанника в  педагогическом процессе 

      Весьма  актуальной является проблема становления субъектности воспитанника в педагогическом процессе. Характер ответа на вопрос: «Когда индивид становится субъектом воспитания?» - в значительной мере выражает сущность теории и технологии воспитательной работы, определяет тип воспитательных отношений.

      Психологи отвечают на этот вопрос чаще всего по аналогии с ответом на вопрос о человеке как личности: личностью не рождаются, ею становятся в процессе воспитания, развития, общественной практики. С.Л.Рубинштейн утверждал, что человек становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним по мере развития общественной практики (см.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 6). Это представление о субъекте основано на содержании философского понятия субъекта как активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека. Для педагогики, оперирующей понятием не вообще субъекта, а субъекта воспитания, такое представление о нем оказывается слишком узким, не отражающим всю глубину отношений воспитанника с воспитателями, особенно в условиях гуманистического воспитания.

      Педагогика как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности должна рассматривать проблему соотношения субъекта и объекта в воспитании с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения сама способность человеческого организма к саморазвитию в соответствующих условиях (П.Ф.Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, - именно активность человеческого организма, а не вообще живого существа. В соответствии с этим современная российская и мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний, способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению (см.: Лихачев Б. Т. Основные категории педагогики // Педагогика. - 1999. - № 1).

Информация о работе Факторы развития личности