Факторы и механизмы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы – изучить
факторы и механизмы развития личности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
-Понятие развития личности в психологии.
-Понятие факторов развития в психологии.
-Влияние биологических факторов на развитие личности.
-Влияние социальных факторов на становление личностно – значимых качеств.
-Влияние процесса воспитания на формирование личности.
-Изучить механизмы, сказывающиеся на процессе формирования личности.
-Сделать выводы о факторах и механизмах развития личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Факторы и механизмы развития личности………………………5
Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте
научной литературы…………………………………………………………….5
Факторы развития личности…………………………………………….8
1.2.1.Роль наследственности в развития личности……………………8
1.2.2. Значение среды в формировании личности……………………..10
1.2.3.Воспитание как фактор развития личности………………………13
1.3. Механизмы развития личности…………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П.ОГАРЕВА »

 

 

 

Институт  дополнительного образования

Факультет повышения  квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений

Отделение психологии и  социальной работы

Кафедра управления системой образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Факторы и механизмы  развития личности

 

 

 

 

 

 

 

Автор  курсовой    работы         ___________                        

Специальность 030301 психология

Обозначение курсовой работы КР – 02069964 – 030301- 17 - 11

Руководитель:

к.психол. н. доцент                   ______________                     

                                      

 

 

 

Саранск

                                                            

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Факторы и механизмы  развития личности………………………5

Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте

научной литературы…………………………………………………………….5

Факторы развития личности…………………………………………….8

1.2.1.Роль наследственности  в развития личности……………………8

1.2.2. Значение среды  в формировании личности……………………..10

1.2.3.Воспитание как  фактор развития личности………………………13

1.3. Механизмы развития  личности…………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «личность» многогранно  и рассматривается многими науками, такими как психология, философия, педагогика и др. Каждый исследователь выделяет в значении наиболее значимые для его теории факторы. Однако, взгляды ученых на природу механизмов и факторов формирования личности можно сгруппировать по различным признакам.

Существует два кардинально  разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые являются врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. К внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет.

Таким образом, цель курсовой работы – изучить  
факторы и механизмы развития личности.

Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть  следующие задачи:

-Понятие развития личности в психологии.

-Понятие факторов развития в психологии.

-Влияние биологических факторов на развитие личности.

-Влияние социальных факторов на становление личностно – значимых качеств.

-Влияние процесса воспитания на формирование личности.

-Изучить механизмы, сказывающиеся на процессе формирования личности.

-Сделать выводы о факторах и механизмах развития личности.

Объект исследования – личность.

Предмет исследования – процесс формирования факторов и механизмов развития личности.

Для решения поставленных задач нами была изучена психолого-

педагогическая литература, периодические издания, монографии авторов, учебники и учебные пособия и др. научная литература.

Для достижения поставленной цели и задач были использованы такие методы научного исследования как теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Практическая  значимость нашей работы состоит в значимости изучения данного теоретического материала для формирования личности в современной социокультурной среде.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, выводов, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 1. Факторы и механизмы развития личности

     1.1.Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте

     научной литературы

 

Современные образовательные концепции ориентированы на гуманизацию образования. Данный гуманистический подход изменяет традиционные педагогические воззрения и главным действующим лицом представляет личность человека, её развитие и раскрытие личностного потенциала.

Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного  существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социализации).

Психологическая наука приводит свои определения понятию личности. Каждый автор научного труда представляет свою интерпретацию данному феномену. Так, по определению К.К.Платонова, личность - человек как носитель сознания. А.Н.Леонтьев трактует личность как совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Мнение Б.Г.Ананьева заключается в следующем: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. Из научных трудов Ю.В.Щербатых очевидно, что личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. Классик отечественного психологического знания, А.В.Петровский, определяет личность как человека как общественного индивидуума, субъекта познания и объективного преобразования мира, разумного существа, обладающего речью и способного к трудовой деятельности.

 

Взгляды каждого исследователя  индивидуальны, но понятию личности присущи общие черты в психолого  – педагогической науке и практике. Современные интернет – источники предлагают определить личность как понятие, выработанное для отображения человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Каждой личности присущи комплексы  устойчивых компонентов: мотивация, характер, темперамент, способности. Атрибутами личности признаны воля, чувства и  разум человека.

Не менее сложен вопрос развития личности человека. Развитие человека—процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Этот процесс означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества. 
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей. 
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении.

Эта деятельность обогащает его  жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. 
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. 
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2. Факторы развития личности

     1.2.1.Роль наследственности в развитии личности

 

Если говорить о движущих силах развития личности, то следует  выделить биогенетическую и социогенетическую  концепции психического развития личности.

Развитие человека с  физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Сторонники такой позиции  нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. («история зародыша есть краткое повторение истории вида»). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически).

 

Теоретическая база основных биологизаторских концепций базируется на возможности  утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. 
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Следует отметить, что  задатки характеризуют лишь самые  общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития. 
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. 
 
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками. Западная психологическая школа основывается на теориях о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками, а некоторым свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п.

Отечественная система  психологических знаний утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде  и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцовые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцовые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

 

 

     1.2.2. Значение среды в формировании личности

 

Среда в формировании личности рассматривается  как один из основополагающих факторов. Это обосновывается тем, что для  формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение.

Когда говорят о влиянии  среды, то имеют в виду прежде всего  среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими  условиями, свойственными данной общественно-экономической  формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка. 

В понятие «социальная  среда» входят материальные условия  жизни общества, социальный и государственный  строй, система производственных и  общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Информация о работе Факторы и механизмы развития личности