Факторы и механизмы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы – изучить
факторы и механизмы развития личности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
-Понятие развития личности в психологии.
-Понятие факторов развития в психологии.
-Влияние биологических факторов на развитие личности.
-Влияние социальных факторов на становление личностно – значимых качеств.
-Влияние процесса воспитания на формирование личности.
-Изучить механизмы, сказывающиеся на процессе формирования личности.
-Сделать выводы о факторах и механизмах развития личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Факторы и механизмы развития личности………………………5
Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте
научной литературы…………………………………………………………….5
Факторы развития личности…………………………………………….8
1.2.1.Роль наследственности в развития личности……………………8
1.2.2. Значение среды в формировании личности……………………..10
1.2.3.Воспитание как фактор развития личности………………………13
1.3. Механизмы развития личности…………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Социальный механизм формирования целостной личности имеет  свои особенности в сфере духовного  производства, неразрывно связанной  с непроизводственной духовной областью. Способом существования духовного богатства являются духовные потребности личности. В целом духовное богатство означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе. В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, что дает широкий спектр мировоззрений и позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество (по Шопенгауэру), так как оно является глубинным аналогом мира.

Акт творения выступает синонимом художественного творчества, поэтому искусство по своей внутренней природе позволяет постигнуть мир, заглянуть под «покрывало Майи».

 

В формировании личности значительную роль играет культура, без  которой вообще невозможно функционирование соответствующего социального механизма. В настоящее время наблюдается вполне определенная реакция на засилие массовой культуры, представляющей собою задворки культуры и культивирующей насилие, а именно: стремительно возрождается фольклорная культура. Так как современная культура носит плюралистический характер, то всякое индивидуальное творчество имеет общекультурную ценность. В связи с этим правы А. С. Каргин и Н. А. Хренов, когда пишут: «По сути дела, современное общество переключилось на качественно иной уровень своей культурной истории. На этом уровне высокий статус индивидуальности в новой культуре входит в противоречие с принципом коллективности фольклора. Вот почему в современной культуре фольклор не может занять места всеобщего художественного явления (как было это еще столетие назад), а может образовать лишь один из уровней или типов культуры». Тем самым обозначается отличие от массовой культуры, которая, осуществляя функцию психофизического катарсиса социальной группы и связанной с ней личности, приводит к разрушительным последствиям. Известно, что формы коммуникации выступали в качестве весьма эффективного социального механизма формирования традиционного типа личности. И если учесть, что в становящемся гуманистическом обществе созидается личность, ориентированная на других, или формируется коллективный индивидуализм, то понятно, что фольклор является одной из форм социального механизма развития личности в системе духовного производства.

Не менее существенно  для формирования личности то, на какой  социальный идеал она ориентируется в своей общественно-политической деятельности.

Экономические отношения  также выступают в качестве фундамента, на котором происходит формирование личности. Технико-производственные и  производственно-экономические отношения  в условиях научно-технического прогресса, компьютеризации и информатизации общества предполагают изменение роли и места личности в технологическом процессе и производстве в целом. Важную роль в изменении характера труда индивида играет возрастание творчества в жизнедеятельности и личности, и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личность формируется  в условиях общественного, конкретно-исторического  существования человека, его обучения и воспитания.

Анализируя психолого  – педагогическую литературу, можно  сделать вывод, то понятие «личность» неоднозначное и многоплановое. Изучением личности занимаются многие науки, в числе которых философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и т.п. Каждая из наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Развитие личности - общественно  обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего детства развивались вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление. Участвуя в труде и разных формах общественной деятельности, человек развивает в себе те способности, которые имеет в своей многовековой «копилке» окружающий социум. Необходимыми условиями формирования и развития личности в данном контексте выступают общение с окружающими, в ходе чего человек усваивает культуру.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством  и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно – биологических свойств и социально – обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий.

Будучи биосоциальным  существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает  семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует заметить, что через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М. Просвещение,1968.

2.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология .-М . : Просвещение, 2003.-260 с.

3.Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.—М.: Мысль, 1984.

4.Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. – М.: Мысль, 1988.

5.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.: Аспект Пресс, 1996.

6.Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. / Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. - М.: МГУ, 1984. - с. 127 – 137

7.Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2002.

8.Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978.

9.Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. - М.: МГУ, 1981.

10.Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.

11.Психологическая энциклопедия/ Под ред. Корсини Р., Ауэрбах А., 2-е изд-е. – С-Пб.: ПИТЕР, 2003.

12.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998

13.Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.: Культура и спорт, 1995.

14.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону.: Март, 2001.

15.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.




Информация о работе Факторы и механизмы развития личности