Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:36, курсовая работа
Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Введение…………………………………………………………………………………...4
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…………………..……………..5
Понятие общения, его виды……………………………………………………7
Классификация общения……………………………………………………....7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….10
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности……………………………………………………………………10
Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности ……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………25
Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Выделяют два типа коммуникаций – ролевые и личностные. В ролевом общении людей действуют совместно как представители одной социальной общности.
Оба типа могут быть открытыми и закрытыми. Существуют и смешанные виды общения. Это одностороннее выспрашивание и, что чаще встречается во взаимоотношениях учителя и учащегося, нежелание учесть чужие обстоятельства. Однако эффективное общение успешно осуществляется только при открытости обеих сторон.
При общении обе стороны не скрывают свое мнение и готовы учесть позицию собеседника. Между ними в таком случае возникает совместимость. Она может возникнуть между людьми разного пола, возраста, и людей занимающими неодинаковое общественное положение. Но для совместимости необходимы взаимные интересы и обязательная взаимная уступчивость.
Разнообразие по содержанию, цели, средством общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии личности. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общение выступает, как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и обогащают друг друга знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Оно косвенно способствует индивидуальному развитию человека.
Мотивационное общение служит источником энергии для человека, своеобразной для него подзарядкой. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели, человек развивает свой потенциал, развивающий его.
Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, знаниями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важного условия поддерживания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.
Опосредованное общение помогает усовершенствовать средства общения и совершенствует их на базе самообразования и самовоспитания человека, а также самоуправлением общением.
Благодаря невербальному общению люди получают возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Кроме того невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностному общению и открывается более широкие возможности для развития.
Вербальное общение и его роль в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
В вербальном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным.
Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и том, чтобы реципиент его правильно понял.
Вторая состоит в форме передачи сообщения и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информацией, идущих через вербальное и невербальное, что снижает двойственность, противоречивость сообщения.
Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения.
Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания.
Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовался весь комплекс его функциональных задач.
В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.
Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.
Цели общения состоят в приобщении реципиента к ценностям, интересам инициатора, в передаче партнеру своего социального опыта - это педагогическое общение.
Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации - познавательное общение.
Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию – управленческое общение.
Цели общения находятся в нём самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоциональное общение.
Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Они являются одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, влюбленных, близких и друзей.
Различают и другие виды общения в зависимости от уровня его развития:
Можно сделать вывод, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности.
Человек, как всё живое в природе, развивается, усваивает опыт, который человечество накопило на всём протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.
Развитие человека и формирование его личности есть единый, целостный процесс. В этом процессе большая роль отводится собственной активности человека, который может в значительной мере сам способствовать формированию своей личности, если перед ним будут поставлены воспитателем соответствующие цели, и если он будет добиваться их выполнения, развивая у себя качества, необходимые для их достижения.
В процессе взаимодействия внешних влияний и внутренних процессов постоянно возникают противоречия, например: между порождаемыми деятельностью новыми потребностями и наличными возможностями и старыми формами взаимоотношений.
Движущими силами развития человека являются противоречия. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Советская педагогика в своей оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опирается на марксистское учение о социальной сущности человека. Это учение исходит из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда. В условиях социалистического общества, особо благоприятной социальной среды, ведущую роль может играть воспитание.
Советская педагогика признает за воспитанием решающую и ведущую роль в развитии и формировании личности.
Учёные описали признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
Прежде отмечают, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией - определённым к миру вещей и к самому себе.
В самом общем виде «развитие личности», есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъективности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, и самосознания. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности, но это пространство его связей с другими людьми.
Личность – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта общественного развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.
Сознание личности имеет общественно - исторический характер. Самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несёт в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов, инстинктов, установок, влечений, стереотипов.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства. Особую роль в формировании и развитии личности, её отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Если личность развита более чем, её основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
В целом личность как системное психическое образование человека результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя её содержательное наполнение и системно - структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде, как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов.
Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.
Особую роль в формировании и становлении личности, её отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.
Информация о работе Игра как фактор и условие развития личности