Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:36, курсовая работа
Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Введение…………………………………………………………………………………...4
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…………………..……………..5
Понятие общения, его виды……………………………………………………7
Классификация общения……………………………………………………....7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….10
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности……………………………………………………………………10
Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности ……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………25
В то время как активно-неадаптивные действия строятся без прототипов и открыты неизвестному будущему, они достраивают себя до степени завершенности и тем самым теряют себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека быть первопричиной активности вступает в противоречие с существованием быть отражённым в других людях и в себе самом. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и вновь порождении совершается развитие личности.
Личность в общении сочетает в себе уникальные и всеобщие качества. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом, в котором живёт, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. Она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится членом рода человеческого и членом локальной группы общения.
Особый акцент делают на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея дает остроту проблеме, взаимодействия. Понимание возможно посредством интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими.
Развитие глубинной человеческой сущности, её восхождение к своему духовному совершенству и составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и взаимопроникновение в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивной, дружелюбной, так и негативной, иногда в агрессивной форме.
Можно сделать выводы, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающими и те, отношения которые устанавливает человек в процессе этого общения.
Проблема соотношения процессов общения и деятельности дискутировалась в психологии. Многие утверждают, что общение – это деятельность или, частный случай деятельности, другие исходят из того, что это два самостоятельных процесса.
Действительно, вопрос о том, является ли общение частью процесса деятельности или, наоборот, деятельность – стороной общения, применительно к традиционному пониманию общения как коммуникации явно не имеет однозначного решения. Если мы понимаем взаимоотношения людей как опосредованный субъективный процесс, то отношения двух и более людей опосредствуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение – это сторона, часть деятельности.
Вопрос о соотношении общения и деятельности может быть углублён в контексте предлагаемой концепции.
Человек должен объединиться с другими людьми, чтобы получить взаимопонимания, должную информацию. Здесь общение, как уже было сказано, выступает частью, стороной деятельности, как важнейший её информативный аспект, как коммуникация. Но, создав предмет в процессе деятельности, включившей в себя общение как коммуникацию, человек этим не ограничивался. Он транслирует, свои особенности, свою индивидуальность окружающим, для которых он создал этот предмет. Через созданный предмет человек, обретает в нем свою идеальную представленность, продолжая себя в других людях и в себе как другом.
Таким образом, потребность
быть личностью возникает на
основе социально
Личность понимается как организованная система более или менее важных конструкторов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Если человек изменит свои конструкторы, то он изменит своё поведение и свою жизнь.
Проблема личности - одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других наук: философии, педагогики, социологии. Все эти науки опираются на общее, акцент при этом на своём аспекте ее изучения.
Личность, как объект и субъект педагогического процесса, обучения и развития. Одна из проблем личности – выявление психологических механизмов её функционирования, проявлений регуляции жизнедеятельности человека. В исследовании проблем личности занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Разработки проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими науками.
Можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
2.2. Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности.
Л.С. Выготский – психолог, педагог, основатель «школы Выготского» в отечественной психологии. Бесценный вклад внёс основоположник культурно – исторической психологии Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи.
Вся научная деятельность Л.С. Выготского была ориентирована на то, чтобы психология перейти от описательного, эмпирического исследования к раскрытию их сущности. Он ввел экспериментально-генетический способ исследования психических исследований. Предложил другое понимание хода, условий, источника, специфики и движущих сил психического развития.
Без преувеличений можно сказать, что Л.С. Выготский сделал, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющая свой предмет, способы и закономерности. Он сделал все, чтобы наука смогла решить важнейшую практическую задачу обучения и воспитания детей.
Истина теории Выготского осветила не лишь заблуждения современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала будущие поколения ученых от заимствования научного мировоззрения.
Выготский писал: «Для диалектически-
К этим идеям относят до этого всего теории эмпирического исследования. Эмпирический характер, приводит к тому, что они теряют всякую теоритическую устойчивость, вбирая в себя чужеродные элементы.
Каждая форма, согласно Л.С. Выготскому есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развивались новые человеческие потребности.
Любая форма культурного развития, культурного поведения, считал продукт исторического развития человечества. Природный материал перевоплотился в историческую форму, процесс сложного конфигурации самого развития, а не обычного созревания.
Все современные теории развития трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения. В этом можно убедиться, как самые крупные концепции отвечают на вопросы о параметрах развития, как его ход, условия, источник, форма.
С точки зрения Выготского все теории обрисовали ход развития, как процесс перехода общественного к индивидуальному переходу. Поэтому не удивительно, что центральной неувязкой без исключения психологией до сих пор остается неувязка социализации, перехода от биологического существования к жизни в качестве личности.
Условия развития, с точки зрения зарубежных представителей психологии – наследственность и среда. Источник развития ищут внутри личности и его природе. Основная черта всех концепций - это понимание развития как приспособления человека к среде.
По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития психических функций в качестве источника развития. Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе этих свойств, которые развивались в развитии всего человечества.
Высшие психические функции появляются как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с людьми, и только потом они становятся индивидуальными функциями. Например, речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает делать интеллектуальную функцию.
Отношение к среде изменяется с возрастом и роль среды в развитии он подчеркивал, что среду необходимо разглядывать не полностью, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями.
Выготский определил ряд законов психического развития:
Детское развитие имеет сложность во времени: свой ритм, который не совпадает со временем, который изменяется течении жизни.
Закон метаморфозы в развитии: развитие есть цепь качественных конфигураций.
Закон неравномерности развития: любая сторона в психике имеет свой период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом развитии сознания.
Закон развития психических функций: Высшие психические функции появляются как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с окружающими и только потом они становятся внутренними формами. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.
Специфика развития личности состоит в то, что оно не подчиняется не законам, а действию биологических законов. Условия развития позже были описаны Леонтьевым. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия приведены в движение деятельностью. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности формируются в потребности в общении с взрослыми.
Движущая сила
психического развития - обучение. Можно
отметить, что развитие и обучение
- это различные процессы. Процесс
развития имеет внутренние
Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становление функций личности, которые формируются в совместной деятельности, в общении с другими людьми. После формирования он становится формой актуального развития.
Одним из доказательств, влияния обучения, на развитие служит гипотеза Выготского о системном строении сознания и его развития. Выдвигая данную идею, Выготский выступал против современной психологии. Он считал, человеческое сознание – это не сумма отдельных действий, а система структура их. Развитие функции зависит от того какой структуры она входит, и какое место оно занимает.
По Л.С. Выготскому процесс психического развития состоит в перестройке системной перестройке, которая обуславливается его фигурой смысловой структуры.
Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л.С. Выготского. Анализируя формирование внутренней речи, в логическом плане – процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных образов культуры, её готовых феноменов в культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в точке личности.
Объективно развитая
культура оказывается
Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей средой от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Выготского общение – единица психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам, структурно детерминирует их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно включены в общение. Выготский считал, что если развитие ребенка происходит в процессе общения.
Вход в сознание возможен лишь через речь, и переход от одной структуры к другой, благодаря значению слова. Формируя обобщение, переводя его на высокий уровень.
Он писал о единстве общения и обобщения. Сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях деятельности по отношению к окружающей действительности, необходимо из сознания ребенка сделать продукт его человеческой по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях речевого общения. Понимание Выготским о роли языка в становлении человеческого сознания и деятельности реализует его более общий тезис о культурно-исторической природе человеческой психики.
Коммуникативная речь, прежде всего, средство общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно разлагается на элементы, отрывается от интеллектуальной функции, и обе функции приписываются речи независимо друг от друга. Речь совмещает в себе функцию общения, и функцию мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции друг другу, что обусловило наличие обеих функций в речи, происходит их развитие и как себе и как обе структурно объединены между собой - все это оставалось и остается до сих пор неисследованным.
Известно, что общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности, это общение с помощью выразительных движений не заслуживает названия общения, должно быть названо заражением.
Между тем значение слова представляет в такой же мере единицу, обеих функций речи, как единицу мышления. Непосредственно общение душ невозможно, это является научной аксиомой.
Общение, профессиональный инструмент педагогической деятельности. Общение, обеспечивает процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Информация о работе Игра как фактор и условие развития личности