Игра как фактор и условие развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...4
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ…………………..……………..5
Понятие общения, его виды……………………………………………………7
Классификация общения……………………………………………………....7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….10
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности……………………………………………………………………10
Выготский Л.С. о роли общения в развитии личности ……………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая дидактика.docx

— 56.51 Кб (Скачать)

Функция общения выступает и самоутверждение личности. Общение основано на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда.

Слово общение главным образом только внешняя сторона речи, предполагалось, что звук сам по себе способен ассоциируется с любым переживанием, с любым содержанием психической жизни и в силу этого передавать или сообщить это переживание другому человеку.

 Изучение проблемы  общения, процессов понимания и  развития их в детском возрасте  привело исследователей к совершенно  другому выводу. Невозможно общение  без знаков, оно невозможно и  без значения. Для того чтобы  передать какое-либо переживание  или содержание сознания другому, нет другого пути, кроме отнесения  передаваемого содержания к известному  классу, к известной группе явлений, а это непременно требует обобщения.

Общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, то есть обобщение становится возможным при развитии общения. Присущие человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Развитие высших функций совершается в общении. Выготский трактует процесс развития как сознание. В связи с этим Выготский показал, что это речь, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Исполняет роль организатора реального практического действия.

«Мышление и речь» - главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный  материал, проследил развитие понятий. На передний план выступило значение слова.

В данном процессе не только мысль и слово, но и мысль и мотив. Их интегралом является переживание как целостность, которую Выготский назвал важнейшей единицей развития личности. Это развитие как драма, в которой имеется несколько возрастных эпох.

Формирование человека как личности – это процесс социальный в самом глубоком смысле. Со всем сложным миром окружающей действительности ребёнок входит в число отношений, которое развивается и переплетается с другими отношениями в связи с развитием ребенка. И эти отношения с окружающей действительностью есть отношения, осуществляемые через другого человека.

Развитие личности представление о своём я, степень его уверенности, эмоциональное благополучие в целом определяются в значительной степени взаимодействия отдельной микросреды. Однако личностное качество ребенка прививаются извне. Специфически человеческие свойства, качества формируется в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе активной деятельности.

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие. В процессе реализуется, проявляются и формируются межличностные отношения. Роль общения в формировании личности ребенка.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, восстановить благоприятный стиль в семье. Проблемы у ребенка начинаются раньше, чем многие себе представляют. Практически с первого месяца жизни. Бывает, что и сознательно родители отрабатывают на своих детях методы из своего детства.

Безусловный интерес представляет авторская методика «активное послушание». За короткое время можно узнать о своих детях много нового, чего раньше невозможно было даже представить. Суть методики в возврате плохих эмоций. При этой методике можно достигнуть, применяя активное слушание? Зачем же оно нужно? Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен или же потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно и страшно,  когда с ним обходятся грубо или несправедливо, первое что надо сделать - это дать ему понять, что мы знаем о его переживании и слышим его.

С первого месяца жизни родители начинает вслушиваться в ребенка. Мама повторяет все его движения, его гуляние, и он понимает, что его слышат, и он не одинок. Потом он ответит вам благодарностью. Вы развиваете эмоциональный план ребенка, но и предупредим многие проблемы в дальнейшем. Дети приходят в этот мир со стерильной душой и впитывают  в себя впечатления, они всегда настроены на контакт, и в общении с ними важно все, потому что они всегда видят и знают.

С рождения у ребенка нет никаких способностей, есть лишь задатки к их развитию. Если маленького ребенка лишить общения, то это в значительной степени задержит психическое развитие, в случае больших ограничений могут произойти изменения. Известны случаи, описанные в научной литературе, свидетельствующие о будучи лишенным возможности общения с людьми, если человек не развивается психологически, или отстает в развитии или деградирует.

Нужно избегать общаться с ребенком, находясь в другой комнате, отвернувшись от него. Наше отношение к нему и наша поза – первые самые сильные  сигналы о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Нужно быть очень внимательным к этим сигналам, которые читает ребенок любого возраста и даже не отдает себе отчет.

Подробно разбирается примеры на основе активного слушания – когда ее применять не стоит или нужно слегка корректировать. Овладевая системой, родители с удивлением открывают в себе новую вершину: пластичность ума по отношению к ребенку.

Его чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать внутри себя. Не следует подавлять в себе гнев, обиду, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Такими усилиями мы не сможем обмануть никого. Ведь именно через эти несловесные сигналы передается более 90 % информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их трудно. Через время чувство, прерывается и выливается в резкие грубость и действия.

Чтобы сказать о своих чувствах ребенку, чтобы не разрушить и не навредить его психики?

В своих трудах ученые учат, как направлять отрицательные чувства не на ребенка, не зацикливаться на его личности. Поэтому нужно говорить о себе и за себя.

Когда мы говорим о чувствах ребенку, следует говорить о себе, а не о нем и его плохом поведении.

В трудах перечисляются ошибки родителей в воспитании и способы их исправления. Если предоставить ребенку очень много самостоятельности, он может это воспринять это как недостаток внимания к себе. Ограничения приведут к такому же результату. Ребенок думает о себе и окружающих именно то, что говорят ему родители. Эта проекция будет вести его по жизни.

Это работа нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, стиль общения родителей сказывается на будущем ребенка.

В такой работе, такой как «Психология делового общения», обобщает подходы к проблеме обобщения, дает понимание общения и его видов. Здесь рассматривается специфика делового общения и описывается социально психологическое взаимодействие.

Деловое общение – это многоплановый процесс развития общения между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Это общение формирует и развивает деловые способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с окружающими, развивая у себя для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и переписка. Этот вид сохраняет основные функции общения, но имеет специфические черты: нацеленность на результат, преобладание информационной составляющей над эмоциональной составляющей.

Это общение как взаимодействие происходит беспроблемно, оно состоит из пяти этапов.

Установка знакомства. Представление себя другому человеку.

Ориентировка в ситуации общения.

Обсуждение проблемы.

Решение данной проблемы.

Завершение.

Умение общаться, понимание психологии и интересов другого человека, это одно из определяющих факторов в процессе ведения разговора. Это умение преобладает не только на деловых переговорах. Прежде надо понимать желания, и побудить человека очень сильно чего-то  пожелать.

Деловое общение, является частью человеческой жизни. Главным регулятором этих отношений выступает этические нормы, в которых выражаются его представления о доброте и зле, справедливости, как человек понимает моральные нормы, что он в них вкладывает. Каждый человек может облегчить или же затруднить это общение.

Что касается слабого развития интеллекта, оно выступает как результат  недостатка общения с окружающими по нескольким причинам:

Во-первых, слабого развития речи, во-вторых, что человек лишается возможности обучаться на примере других. Общение людей имеет большое значение для развития, чем деятельность. В общении решаются задачи, не доступные другому человеку.

Именно благодаря общению люди сумели подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру.

Общение - это процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в нём происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Спецификой данного общения обуславливается, что оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

Будучи важным фактором формирования личности, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе благодаря экранирующему и трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет само владеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких – либо других целей. Общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывают влияние на формирование личности в целом. Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение – это важная духовная потребность человека, как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельностями и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В первой главе раскрываются основные моменты существующих определений общения. Мы выделили основные понятия общения, и определили роль общения в развитии человека.

Во второй главе мы рассмотрели общение, как фактор формирования личности. Немаловажным, также является становление личности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения, взаимодействие людей - обмен в процессе не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно воспринимает один из партнеров по общению другого.

Рассматривание этих трёх сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений в ней людей. Удовлетворение потребностей человека изначально возможно лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с окружающими. Это потребность субъекта, что для него это очень важно.

Социальная природа общения проявляется, что она всегда происходит в среде окружающих, где общение всегда возникает как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом, в способах, в общественно выработанных в процессе исторического развития видах общения.

Общение охватывает все сферы человеческого бытия, их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, формируются разнообразные умения и навыки, планируются совместные действия.

Таким образом, по проделанному исследованию я пришла к такому выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

[1]. В.П. Каширин.- 6-е изд. Стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 480с.

[2].  Андреева Г.М., Социальная  психология-Л: Изд. ЛГУ, 2001.- 162-180 с.

[3]. Столяренко Л.Д., Столяренко  В.Е. Психология и педагогика.- Ростов  н/ Д ; «Феникс», 2001.- 512с.

[4]. Выготский Л.С. Мышление  и речь.- М: Лабиринт, 2007.- 352 с.

Информация о работе Игра как фактор и условие развития личности