Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:01, реферат
Цель моего реферата исследовать, какую роль занимает игра в развитии личности и общения человека. В последнее время большим успехом пользуются различные тренинги, проходящие в игровой форме, семинары, школьные уроки. Проводятся они не только в сфере образования, но и в бизнес среде. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Введение………………………………………………………………2
1. Историческая справка. Определение и возникновение игры………3
2. Признаки игры………………………………………………………...7
3. Роль игры в развитии личности, на примере трёх этапов взросления……………………………………………………………..8
4. Роль игры в развитии общения……………………………………...15
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………..19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Цель моего реферата исследовать, какую роль занимает игра в развитии личности и общения человека. В последнее время большим успехом пользуются различные тренинги, проходящие в игровой форме, семинары, школьные уроки. Проводятся они не только в сфере образования, но и в бизнес среде. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Игры в детском
возрасте, оставляют значительный отпечаток
в дальнейшем формировании личности. И
данный аспект так же поддастся рассмотрению
в работе.
Словом «игра» обозначаются самые различные,
порой мало схожие между собою явления.
В четырехтомном словаре русского языка
отмечается 7 основных значений этого
слова. Это деятельность, занятие детей
и занятие, обусловленное совокупностью
определенных правил, приемов, служащее
для заполнения досуга, для развлечения,
являющееся видом спорта (спортивные игры,
военная игра). Это и свойственное некоторым
винам и шипучим напиткам движение пузырьков
газа («играет вино»), и быстрая смена пятен
света, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная
изменчивость. Это исполнение музыкальных
произведений (игра на скрипке) и исполнение
сценической роли (актерская игра). Это
преднамеренный ряд действий, преследую-щих
определенную цель, интриги, тайные замыслы.
Мы говорим об игре воображения, игре природы,
игре слов, игре случая, игре судьбы... Кроме
игр людей, существуют игры животных. Польский
писатель-фантаст и оригинальный мыслитель
Станислав Лем, как бы возрождая античное
космическое понимание игры, писал о Великой
Игре между Цивилизацией и Природой. «Теория
игр» — так называется раздел математики,
исследующий формальные модели принятия
оптимальных решений в конфликтных ситуациях.
Я постараюсь проследить,
как влияет игра на человека в разном
возрасте, начиная от раннего детства
и заканчивая его зрелостью, и насколько
она важна.
1. Историческая справка. Определение и возникновение игры.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания.
«Игра, игровая
деятельность, один из видов деятельности,
характерных для животных и человека»
– отмечается в Педагогической энциклопедии
[13]. Понятие «игра» («игрища») в русском
языке встречается еще в
В летописи говорится о лесных славянских
племенах (радимичи, вятичи), которые «браци
не бываху в них, но игрища между селы,
схожахуся на игрища, на плясания и на
все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены
себе».
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического
изучения игры первым предпринял в
конце xix века немецкий ученый К. Гросс,
считавший, что в игре происходит
предупражнение инстинктов к будущим
условиям борьбы за существование (“теория
предупреждения”). К. Гросс называет
игры изначальной школой поведения.
Для него, какими бы внешними или
внутренними факторами игры не мотивировались,
смысл их именно в том, чтобы стать
для детей школой жизни. Позицию
К. Гросса продолжил польский педагог,
терапевт и писатель Януш Корчак, который
считал, что игра – это возможность отыскать
себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной. В играх заложена генетика
прошлого, как и в народном досуге – песнях,
танцах, фольклоре. Игра в любую историческую
эпоху привлекала к себе внимание педагогов.
В ней заключена реальная возможность,
воспитывать и обучать ребенка в радости
Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить
способности детей в соответствии с законами
природы и на основе деятельности, стремление
которой присуще всем детям. Центром педагогической
системы
Ф.Фребеля является теория игры. По Фребелю,
детская игра – «зеркало жизни» и «свободное
проявление внутреннего мира. Игра – мостик
от внутреннего мира к природе». Природа
представлялась Фребелю в виде единой
и многообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» . Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда
выступает как бы в двух временных
измерениях: в настоящем и будущем.
С одной стороны, она предоставляет
личности сиюминутную радость, служит
удовлетворению актуальных потребностей.
С другой стороны, игра направлена в
будущее, так как в ней либо
прогнозируются или моделируются жизненные
ситуации, либо закрепляются свойства,
качества, умения, способности, необходимые
личности для выполнения социальных,
профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся
внимательно, какое место занимает игра
в жизни ребенка… Для него игра – это
самое серьезное дело. В игре раскрывается
перед детьми мир, раскрываются творческие
способности личности. Без них нет, и не
может быть полноценного умственного
развития.
Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности».
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Игра, как объект
изучения, всегда привлекала к себе
внимание ученых. Большой вклад в
теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова,
В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева,
О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
Все эти исследования относятся к ХIХ –
первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего,
первозданностью своих материалов, извлеченных
из самих глубин народной жизни, включали
в себя описания только тех игр, которые
попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ
столетия предпринемаются попытки
создания антологий, которые ставили
перед собой задачу ознакомления
читателей со всей массой игр. Лучшей
антологией до сих пор остается книга
« Игры народов
СССР » В.Н.Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой
и Е.И.Степановой вышедшей в 1933 году.
Вплоть до 70-х
годов был перерыв в изданиях
такого рода. И вот в 70-80 годы появились
такие труды как: « Игры народов
СССР» составители
Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб
«Вспомним забытые игры»,-
М., 1988; Детские подвижные игры народов
СССР: Пособие для воспитателей детского
сада. Составитель А.В.Кенеман - М., 1989 и
многие другие. Данные труды антологического
характера содержат фактический материал,
благодаря которому педагоги-воспитатели
умело, организовывали учебно-воспитательную
работу в детских учреждениях.
2. Признаки игры
Считается, что
большинству игр присущи
3. Роль игры в развитии личности, на примере трёх этапов взросления.
3.1 Детство:
Детство
существовало не всегда. О возникновении
детства можно говорить лишь тогда, когда
исчезает возможность непосредственного
включения детей в производственный труд
взрослых. К человеческому детству, как
к особому этапу подготовки ребенка к
будущей взрослой жизни предъявлялись
все большие и большие требования. Чем
выше развитие общества, тем сложнее становится
период подготовки ребенка к взрослой
жизни. Игра возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребенка в системе общественных
отношений. Она социальна по своему происхождению,
по своей природе.
В практике семейного воспитания (а иногда
и общественного - в детском саду, в школе)
забота о повышении физических и интеллектуальных
нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном
разнообразии материала и впечатлений:
большом количестве дорогих игрушек, картинок
и книжек, изображающих предметы и явления,
которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях
с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная
ценность таких развлечений сомнительна,
несмотря на большой труд воспитателей
и видимость активности воспитанников.
Детям интересно играть с игрушками простыми,
более даже не собственно с игрушками,
которые невозможно изменить, а с материалом,
который легко трансформируется, превращается
ребенком во что-то новое. Именно поэтому
младенец с большим удовольствием и достаточно
долго играет с клочком ваты, который он
разрывает на кусочки, наблюдая за результатом,
и отказывается от казалось бы красивых
игрушек. Точно так же и дети постарше
подолгу и с удовольствием играют с пластилином,
кубиками, бумагой, красками и недолго
играют с дорогими игрушками, ценя в них
не игровые, а иные качества. И лишь в школьном
возрасте наблюдается осознанное стремление
к игрушкам сложным, близким по своему
устройству к реальным объектам (работающие
модели машин, подвижные игрушки с дистанционным
управлением и т.п.), хотя очевидно и то,
что это стремление наступает в таком
возрасте, когда ребенок не удовлетворяется
сложностью игрушки. Его интересует реальный
объект. Игрушка не становится заменителем
объекта и быстро недоедает, а играет ребенок
по-прежнему с простыми.
Развивающееся воображение позволяет
ребенку в игре наделять предметы вовсе
не свойственными им функциями, моделировать
сложные жизненные отношения с использованием
самого примитивного материала (стул -
автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.).
Ж.Пиаже назвал такие игры символическими.
Они наиболее характерны для детей в возрасте
от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более
раннего, и более позднего возраста. Одобрение
этих игр, поощрение принимаемых ребенком
ролей и характера их исполнения, тактичная
коррекция и направление деятельности
равно как и участие взрослых в детских
играх являются непременным условием
их воспитательной эффективности.
В сущности, то, что человек не может не
пройти стадию детства, объясняет и значение
игры в его развитии. Не случайно игра
является, по словам Л. С. Выготского, «в
известном смысле ведущей линией развития
в дошкольном возрасте». По единодушному
мнению психологов, игра — ведущая деятельность
ребенка и основа всего последующего его
развития, ибо именно в игре он первоначально
обретает опыт для жизни в обществе и развивает
все те физические и духовные силы и способности,
которые ему для этого необходимы. Различие
между игрой ребенка и игрой живот ного
детеныша такое же, как различие между
биологической жизнедеятельностью животного
и социальным бытием человека.
Детская игра — это и есть модель игры
как таковой. Здесь ее сущность выражена
в наибольшей степени. Это та форма игровой
деятельности, по отношению к которой
то, что ей предшествует, — ее генетические
предпосылки (игры животных), а то, что
за ней следует (спортивные игры, спорт,
искусство), — ее модификации.
Игра не появляется вместе с рождением
ребенка. Правда, еще грудной младенец
проявляет интерес к ярким и звучащим
предметам. Он стремится потрогать и ухватить,
манипулировать ими. Для этого возраста
делаются специальные игрушки — погремушки,
цепочки разноцветных шариков, пищалки,
имеющие формы животных, и т. п. Однако
нельзя не согласиться с исследователями,
что такие манипулятивные действия с предметами,
даже с предметами-игрушками, действия,
имеющие очень большое значение для развития
его органов чувств и координации движений,
не являются игрой в собственном смысле
слова.
Зачатки игровой деятельности появляются
тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых,
берет на себя ту или другую роль, когда
один предмет выступает как обозначение
другого предмета или существа. Тогда
становится возможным «ехать» или «лететь»
на стуле, как на автомашине или самолете,
скакать на палочке, как на лошади, и т.
п. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию»,
— подчеркивает Л. С. Выготский, отмечая
необычайное значение в игре воображения,
которое и позволяет осуществлять иллюзорную
реализацию нереализуемых желаний.
Детская игра — своеобразный театр, в
котором ребенок выступает нередко одновременно
и как «актер», играющий какую-то роль,
будь то роль мамы или доктора, воспитательницы
или пожарника, и как «режиссер», организующий
действия своих сверстников («Я буду доктор,
а ты — больной») и участвующих в игре
вещей, и как «драматург», импровизирующий
сюжетное действие и словесный текст за
себя и за куклу. Ребенок является одновременно
и организатором игрового «спектакля»
и его зрителем, ибо при всей увлеченности
игровым действием он не теряет из виду
реальности, из материала которой и по
образцу которой он строит реальность
игровую.
«Четырехлетняя девочка играет деревянной
лошадкой, как куклой, и шепчет:
— Лошадка надела хвостик и пошла гулять.
Мать прерывает ее:
— Лошадиные хвосты не привязные, их нельзя
надевать и снимать.
Информация о работе Роль игры в развитии личности и общения человека