Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы - определить степень развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение.......................................................................................................3
Ход наблюдения...........................................................................................5
Заключение...................................................................................................10
Список литературы......................................................................................11

Файлы: 1 файл

Контрольная по детской психологии.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки   России

Государственное  образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

«Брянский государственный университет имени  академика И.Г. Петровского»

 

 

 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Детская психология»

 

Тема:  «Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте»

 

 

 

 

                                                            Выполнила:   Павлюченкова

                                                               Ольга Ивановна

                                            Факультет:   СПФ

                                                                              Специальность: Дошкольная

                                                                             педагогика и психология                     

                                                    Курс:     2     ОЗО                                                                 

Дата  регистрации работы:                                                                                   

№  регистрации работы:                                     

Проверил:  Бурыкина М.Ю.

Оценка:                                                                         

 

 

Брянск  2012 г.

Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................3

Ход наблюдения...........................................................................................5

Заключение...................................................................................................10

Список литературы......................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Для того чтобы научиться  правильно оценивать себя, ребенок  должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств  первоначально зависит от его  отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков  персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок  в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки.

В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредоточиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.

Цель данной контрольной работы -  определить степень развития самооценки  в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход наблюдения

Анамнез испытуемого:

Объект: Татьяна

Пол: женский

Возраст: 5 лет 2 месяца

Мама: Ирина, 30 лет, образование – среднее

Папа: Евгений, 31 год, образование – средне-специальное

Количество детей в  семье: двое , Кирилл- 10 лет, Татьяна – 5 лет

Сведения о рождении объекта наблюдения: Беременность  была запланированной, протекала нормально, побочных явлений не наблюдалось. Ребенок родился доношенный и точно в срок.

Развитие ребенка: первый крик – сразу ; вскармливание – грудное ( 1г.9м.); начала сидеть – в 5,5 мес.; ползание – в 5 мес.; ходьба – в 9 мес.; первые слова- 6-7мес.;

Место проживания ребенка: Семья проживает в трехкомнатной квартире. Татьяна проживает с братом в одной комнате. Спят на двухъярусной  кровати ( Татьяна спит на верху). Кровать находится вдоль стены между окном и дверью. Каждый  ребенок в семье имеет свое личное пространство. У Татьяны проявляются лидерские способности, она часто управляет и командует братом. С детьми, которые приходят в гости, дружелюбна, в играх часто соглашается с правилами и ролями, нередко бывает сама инициатором различных игр. У Татьяны много разных игрушек, но больше всего она играет (а еще и спит) с мягкой игрушкой - коровой. Ко всем игрушкам относится бережно, но убирать их после игр не любит, за нее это делают родители. Так же в доступном месте находятся предметы для художественного творчества: карандаши, краски, мелки, бумага и т.д. Есть место для индивидуальной работы, но рисует везде: возле телевизора на полу, на диване, а за столиком, когда скажут родители.

В семье  у ребенка формируется положительное осознания себя, уверенность в себе, родители обеспечивают Тане теплое отношение. Ребенок ощущает себя любимым, единственным, знает, что его, именно таким, какой он есть, любят родители, поэтому в девочке чувствуется уверенность, положительное отношение к себе, формируется адекватная самооценка.

 

 

 

 

Протокол наблюдения  № 1

      Наблюдение за  ребенком проводилось во вторник  10.01.2012г. в 1130ч во время прогулки. Три девочки (среди них Татьяна) играют в беседке

Двигательные реакции ребенка

Речевые реакции ребенка

Эмоциональные реакции ребенка

Сенсорные реакции ребенка

 

Распределяет роли среди  детей

(показывает рукой  на каждую девочку)

 

-Ты будешь мальчиком,  ты будешь девочкой, а я буду  делать воду

 

Удовольствие

 

 

Экспериментирует со снегом (заворачивает в фантик снег)

-Сейчас снег растает и получится  вода. Наши куклы должны же  как-то пить?

Интерес

удивление

Пристально смотрит на свои действия, высунув язык

 

Кормит героев, но они  с ней не соглашаются

 

- Ну и дружите со  своей Алиной

 

 

Гнев

Обида

Злость

 

Скорчила гримасы, показывает язык


 

Анализируя результаты первого  дня наблюдения за ребенком можно  отметить:

    1. У наблюдаемого ребенка прослеживаются лидерские качества (распределение ролей в игре, ролевые диалоги строятся согласно сюжету игры, наблюдается положительный эмоциональный фон). Однако при развитии игровых действий заметно нарастает конфликт (несогласие действовать по правилам, установленным Таней). Ребенок не вступает в конфликтную ситуацию, а лишь выражает своё недовольство эмоционально.
    2. Согласно исследованиям, которые проводила Л.И. Божович, изучая процесс формирования самосознания и самооценки,  развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На нашем примере мы видим, что у ребенка четко прослеживается формирование познавательной сферы (экспериментирование со снегом, наблюдается положительный эмоциональный фон).

 

Протокол наблюдения  № 2

      Наблюдение за  ребенком проводилось в среду  11.01.2012г. в 1130ч во время прогулки. Татьяна вместе с детьми катается с горки.

Двигательные реакции ребенка

Речевые реакции ребенка

Эмоциональные реакции ребенка

Сенсорные реакции ребенка

 

Садится на санки, пытаясь  съехать, но ей кто-то предложил немного  подождать

 

- Теперь мое время пришло!

 

Радость

Восторг

 

 

Встает, отходит от горки

 

- Я не хочу быть самой  последней

 

Обида

Грусть

 

Теребит варежки,

нахмурилась

 

Подошла к горке, села и  поехала

 

- Ух, ты!

 

 

Радость, восторг,

 

улыбается

 

Кушает снег

(вос-ль делает замечание)

 

- Я больше не буду.

 

Стыд

Тревожность

Удивление

 

Теребит спинку санок, хитрый взгляд


Анализируя результаты второго  дня наблюдения за ребенком можно  отметить:

    1. На момент проведения наблюдения группа детей скатывалась с горки на санках. Наблюдаемый ребенок соблюдал правила и очередность скатывания с горки, о чем говорят её речевые и эмоциональные реакции. Однако некоторые дети игнорировали правила и очередность и перед тем, как Тане скатиться, её очередь была занята другим ребенком. Как и в предыдущем наблюдении, ребенок не стал вступать в конфликт, а выразил недовольство лишь эмоциональными и сенсорными реакциями. Это свидетельствует об адекватности самооценки, т.к. согласно исследованиям Коломинского Я. Л., Панько Е. А., которые утверждали, что в дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. А эмоциональная реакция наблюдаемого ребенка носит адекватный характер.
    2. Так же  адекватно ребенок отреагировал на замечания взрослого: не огрызался, не грубил, а принял замечания взрослого, как должное, испытывая при этом негативные эмоциональные реакции, но не в сторону взрослого, а адекватно оценивая свой не правильный поступок.

 

Протокол наблюдения  № 3

      Наблюдение за  ребенком проводилось в четверг  12.01.2012г. в 1130ч во время прогулки. Татьяна с девочкой катается на санках по дорожке.

Двигательные реакции ребенка

Речевые реакции ребенка

Эмоциональные реакции ребенка

Сенсорные реакции ребенка

 

Едет на санках, тормозит рукой, пытаясь ухватить снег

 

- Ого-го!!!

-Ух, ты!!!

 

Радость

Интерес

Удивление

 

 

 Крепко держится за  спинку санок

 

 

-А-а-а, Ольга Ивановна, смотрите!

 

Восторг

Радость

Удовольствие

 

 

Широко раскрыты рот и  глаза

 

Сама везет ребенка

 

- Давай теперь я тебя  повезу.

 

- Берегись!

 

Радость

Веселье

 

Сосредоточенность

 

Улыбается

 

 

 

Села на санки спиной вперед

 

Крепко держится за спинку санок

 

-А теперь так попробую.

 

- Ух, ты!

 

Любопытство

Интерес

 

Настороженность

 

 

 

 

Широко раскрыты глаза  и рот

Информация о работе Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте