Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:23, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - определить степень развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
Введение.......................................................................................................3
Ход наблюдения...........................................................................................5
Заключение...................................................................................................10
Список литературы......................................................................................11
Министерство образования и науки России
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Брянский
государственный университет
Контрольная работа
по дисциплине: «Детская психология»
Тема: «Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте»
Факультет: СПФ
Дата
регистрации работы:
№
регистрации работы:
Проверил: Бурыкина М.Ю.
Оценка:
Брянск 2012 г.
Содержание
Введение......................
Ход наблюдения....................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).
Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.
По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.
Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки.
В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредоточиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.
Цель данной контрольной работы - определить степень развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
Ход наблюдения
Анамнез испытуемого:
Объект: Татьяна
Пол: женский
Возраст: 5 лет 2 месяца
Мама: Ирина, 30 лет, образование – среднее
Папа: Евгений, 31 год, образование – средне-специальное
Количество детей в семье: двое , Кирилл- 10 лет, Татьяна – 5 лет
Сведения о рождении объекта наблюдения: Беременность была запланированной, протекала нормально, побочных явлений не наблюдалось. Ребенок родился доношенный и точно в срок.
Развитие ребенка: первый крик – сразу ; вскармливание – грудное ( 1г.9м.); начала сидеть – в 5,5 мес.; ползание – в 5 мес.; ходьба – в 9 мес.; первые слова- 6-7мес.;
Место проживания ребенка: Семья проживает в трехкомнатной квартире. Татьяна проживает с братом в одной комнате. Спят на двухъярусной кровати ( Татьяна спит на верху). Кровать находится вдоль стены между окном и дверью. Каждый ребенок в семье имеет свое личное пространство. У Татьяны проявляются лидерские способности, она часто управляет и командует братом. С детьми, которые приходят в гости, дружелюбна, в играх часто соглашается с правилами и ролями, нередко бывает сама инициатором различных игр. У Татьяны много разных игрушек, но больше всего она играет (а еще и спит) с мягкой игрушкой - коровой. Ко всем игрушкам относится бережно, но убирать их после игр не любит, за нее это делают родители. Так же в доступном месте находятся предметы для художественного творчества: карандаши, краски, мелки, бумага и т.д. Есть место для индивидуальной работы, но рисует везде: возле телевизора на полу, на диване, а за столиком, когда скажут родители.
В семье у ребенка формируется положительное осознания себя, уверенность в себе, родители обеспечивают Тане теплое отношение. Ребенок ощущает себя любимым, единственным, знает, что его, именно таким, какой он есть, любят родители, поэтому в девочке чувствуется уверенность, положительное отношение к себе, формируется адекватная самооценка.
Протокол наблюдения № 1
Наблюдение за
ребенком проводилось во
Двигательные реакции ребенка |
Речевые реакции ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Сенсорные реакции ребенка |
Распределяет роли среди детей (показывает рукой на каждую девочку) |
-Ты будешь мальчиком, ты будешь девочкой, а я буду делать воду |
Удовольствие |
|
Экспериментирует со снегом (заворачивает в фантик снег) |
-Сейчас снег растает и |
Интерес удивление |
Пристально смотрит на свои действия, высунув язык |
Кормит героев, но они с ней не соглашаются |
- Ну и дружите со своей Алиной
|
Гнев Обида Злость |
Скорчила гримасы, показывает язык |
Анализируя результаты первого дня наблюдения за ребенком можно отметить:
Протокол наблюдения № 2
Наблюдение за ребенком проводилось в среду 11.01.2012г. в 1130ч во время прогулки. Татьяна вместе с детьми катается с горки.
Двигательные реакции ребенка |
Речевые реакции ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Сенсорные реакции ребенка |
Садится на санки, пытаясь съехать, но ей кто-то предложил немного подождать |
- Теперь мое время пришло! |
Радость Восторг |
|
Встает, отходит от горки |
- Я не хочу быть самой последней |
Обида Грусть |
Теребит варежки, нахмурилась |
Подошла к горке, села и поехала |
- Ух, ты!
|
Радость, восторг, |
улыбается |
Кушает снег (вос-ль делает замечание) |
- Я больше не буду. |
Стыд Тревожность Удивление |
Теребит спинку санок, хитрый взгляд |
Анализируя результаты второго дня наблюдения за ребенком можно отметить:
Протокол наблюдения № 3
Наблюдение за
ребенком проводилось в
Двигательные реакции ребенка |
Речевые реакции ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Сенсорные реакции ребенка |
Едет на санках, тормозит рукой, пытаясь ухватить снег |
- Ого-го!!! -Ух, ты!!! |
Радость Интерес Удивление |
|
Крепко держится за спинку санок
|
-А-а-а, Ольга Ивановна, смотрите! |
Восторг Радость Удовольствие
|
Широко раскрыты рот и глаза |
Сама везет ребенка |
- Давай теперь я тебя повезу.
- Берегись! |
Радость Веселье
Сосредоточенность |
Улыбается
|
Села на санки спиной вперед
Крепко держится за спинку санок |
-А теперь так попробую.
- Ух, ты! |
Любопытство Интерес
Настороженность |
Широко раскрыты глаза и рот |
Информация о работе Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте