Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы - определить степень развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение.......................................................................................................3
Ход наблюдения...........................................................................................5
Заключение...................................................................................................10
Список литературы......................................................................................11

Файлы: 1 файл

Контрольная по детской психологии.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

Анализируя результаты третьего дня  наблюдения за ребенком можно отметить:

  1. Так же, как и в первый день наблюдений, ребенок проявляет любознательность. Только в отличие от первого дня наблюдений, ребенок экспериментирует не только с природными объектами, но уже и со своими эмоциями, это проявляется в стремлении прокатится на санках быстро, спиной вперед. Ребенок познает неизведанное ранее, испытывает определенный страх, это выражается в эмоциональных и сенсорных реакциях.
  2. Контактирует с детьми, находя общие интересы, в этом выражается степень доброжелательности в отношении к сверстникам, что свидетельствует об адекватности самооценки ребенка, согласно исследованиям Т.А Репиной, которая изучала развитие самооценки в отношениях между сверстниками в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с  помощью которого происходит регуляция  его поведения - самооценку.

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень  притязаний играют важнейшую роль в  формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к  школьному обучению. Но так же известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

Для формирования у ребенка положительного осознания себя, уверенности в  себе необходимо обеспечить малышу теплое отношение взрослых. Ребенку просто необходимо ощущать себя любимым, единственным. Ему нужно знать, быть вверенным, что его, именно таким, какой он есть, любят родители и воспитатели. И  только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение  к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться  как полноценная, гармоничная личность.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую  положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие  дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего со старшими дошкольниками реализовать в  игровой деятельности. Дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, они стремятся не замечать неудач, игнорируют замечания взрослых, неадекватно реагируют на оценки. А в отношении к своим сверстникам, напротив, очень критичны, им свойственно критиковать товарища за малейший промах, указать на недостатки.

Развитие самосознания находится  в тесной связи с формированием  познавательной и мотивационной  сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода  появляется важное новообразование  — ребенок оказывается способным  в особой форме сознавать и  самого себя и то положение, которое  он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции»

В самооценке дошкольника находят  отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Таким образом, самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. —  

        М., 1968.

2.     Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. М.:  

       Просвещение, 1988.

  1. Мухина В. С.Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.
  2. Отношения между сверстниками в группе детского сада// под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.
  3. Практикум по детской психологии// под ред. Г.А. Урунтаевой, М., 1995.

Информация о работе Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте