Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнёра является вторым критерием общения.
Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям.
Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание – наиболее характерный момент общения.
Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра явно свидетельствует о такой чувствительности.
В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослым и со сверстником.
Часто возникает вопрос: кто нужнее ребёнку и с кем дети должны проводить больше времени – со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстникам развивается тоже по-разному. Важнейшим из них является общение со взрослым, в процессе которого эффективно осуществляется социализация дошкольника.
Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта.
Первый аспект – развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Педагогу необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
Второй аспект – влияние общения на развитие личности ребёнка. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т.п.
Отечественный психолог М.И.Лисина рассматривала общение ребёнка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.
М.И.Лисина выделила три группы качеств и соответственно три основные категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребёнком взрослый выступает как партнёр, как участник совместной деятельности. Ребёнку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д.
Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребёнка.
Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребёнка и взрослого.
В отличие от этого третья категория мотивов общения – личностные мотивы – характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.
Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребёнка со взрослым М.И.Лисина рассматривала как смену своеобразных форм. Формой общения называется деятельность общения на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности её свойств. Форма общения характеризуется следующими параметрами: время её возникновения в онтогенезе, её место в системе общей жизнедеятельности, основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие ребёнка к общению и основные средства общения.
На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребёнка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям дошкольника.
Динамика освоения форм диалогической речи была раскрыта в психолого-педагогических исследованиях М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Л.Н.Галигузовой, Е.О.Смирновой.
Ситуативно-личностная форма общения (2 мес.-6 мес.) удовлетворяет потребности ребёнка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Главное во взрослом, что побуждает ребёнка к взаимодействию с ним, - это отделённое от совместного познания или общего дела свойство его быть личностью. Это общение – непосредственное, тесно связанное с эмоциями (комплекс оживления). Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни. Это говорит о том, что в этот период необходимо сосредоточить особое внимание и усилия на развитии общения с младенцем и понять, что такой путь наиболее эффективен в обеспечении развития детей.
Ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. - 3 года) вплетается в новую ведущую деятельность – предметно-манипулятивную, помогая ей и обслуживая её. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Содержанием потребности общения является потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым. На этом этапе происходит подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи. Л.Н.Галигузова и Е.О.Смирнова отмечают, что только в совместной игре с предметами ребёнка и взрослого рождается активная речь малыша.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается внеситуативно-познавательное общение: формируются коммуникативные умения и навыки, позволяющие ему стать инициатором общения, решать со взрослым сложные проблемы познавательного и нравственного характера, находить ответы на многочисленные «почему?».
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, связанные с отношениями людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения (Л.Н.Галигузова., Е.О.Смирнова).
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к сопереживанию и взаимопониманию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребёнок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, « а как нужно» поступить.
Ребёнок этого возраста меньше обращает внимания на ведущую сторону воспроизводимой им действительности – его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении со взрослыми ребёнок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновениях между собой.
Таковы основные формы общения ребёнка со взрослым в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребёнка каждая из этих форм общения складывается в определённом возрасте. При этом предыдущие форм продолжают развиваться и совершенствоваться. А новая - становится ведущей для становления психических новообразований ребёнка. Вместе с тем, это лишь общая, усреднённая возрастная последовательность. Отклонения от неё на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений.
Таким образом, в дошкольном возрасте развитие общения ребёнка со взрослым протекает в четыре этапа.
Остановимся подробнее на характеристике внеситуативно-познавательного общения ребёнка.
Для развития ребёнка старшего дошкольного возраста особое значение имеет внеситуативно-познавательое общение. Этому есть несколько причин:
познавательный интерес;
познавательная деятельность (на фоне развития психических процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти, речи);
речевое развитие (диалогическая речь);
без становления данной формы общения невозможен переход к последующей, самой сложной, к внеситуативно-личностной.
В целом эффективность развития каждого ребенка, посещающего детский сад, во многом зависит от качества творческой, научно-методической и специальной подготовки педагогов, общего уровня их культуры, личностных качеств (Г.И.Бабаева, Р.С.Буре, ЛМ.Маневцова, К.Е.Прахова и др.). Особое мест в ряду умении и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств.
Внеситуативное общение может протекать только в речевой форме, как разговор ребёнка и взрослого (основная форма общения – речевые операции).
Оно предъявляет новые требования к поведению взрослого. Уже недостаточно просто быть внимательным с ребёнком и играть с ним в игрушки. Нужно ещё обязательно разговаривать с ним, рассказывать о том, чего сам дошкольник ещё не знает, не видел, расширять его представления о мире (Л.Н.Галигузова , Е.О.Смирнова, В.И.Логинова и др.).
Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Овладение диалогической формой общения очень важно, поскольку в широком понимании « диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).
Педагог должен учитывать динамику интересов детей к тому или иному содержанию, обеспечивать содержательное общение. Вместе с тем, в практике разговорного общения педагога и детей нередко наблюдается иная тенденция –педагог предлагает стандартные темы бытового содержания, повторяющиеся постоянно. В этом случае у детей наблюдается угасание интереса к речевому общению, чтобы предотвратить это педагог должен постоянно заботиться об обогащении впечатлений и знаний, предлагая детям постоянно усложняющуюся тематику и содержание разговора.
Речь объединяет и отражает результаты познания и общения.
Именно в разговоре ребёнок учится быть собеседником, понимать обращённые к нему вопросы и отвечать на них в соответствии с содержанием и формой вопроса.
Возникновение и развитие речи к трём годам позволяет ребёнку выйти в своих познавательных интересах за рамки конкретной наглядной ситуации. Изменяется и характер его общения со взрослым – теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды). Предметом общения могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в данный момент. Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов её удовлетворения (восприятие, наглядно-действенное, а позднее наглядно-образное мышление на базе овладения речью) заставляют ребёнка ставить перед собой все более сложные вопросы. Исследования М.И.Лисиной доказывают, что дошкольник пытается понять происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, суть вещей. Но возможность понять такие проблемы самостоятельно у маленького ребёнка очень ограничена. Единственным реальным путём к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. Ярким проявлением этого этапа является большое число вопросов, которые задаёт ребёнок взрослому.
Сначала для ребёнка не так важен ответ, а ближе к пяти годам именно ответ становится смыслом задавания вопроса. После пяти лет вопросы усложняются по содержанию, ребёнка интересует ответ на них. Дети стремятся к собственному поиску ответа. Ответы взрослого сопоставляют со своим опытом, начинают часто сомневаться, возражают, вступают в спор. Один и тот же вопрос ребёнок может повторять много раз, – развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надёжности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребёнком, а он задаст его взрослому как авторитетному арбитру. Одновременно и знания самого ребёнка, понимание сути происходящего создают поводы для обращения к взрослому, потому что только он способен компетентно их оценить. В старших группах предметом разговоров становится содержание книг, кинофильмов, спектаклей, которые смотрел ребёнок.
Детей обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесётся к вопросу ребёнка как к чему-то действительно важному. Ведь ребёнок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они отнесутся к нему как к партнеру.
Однако этот переход возможен только при участии взрослого, который поощряет любознательность, познавательную активность и общительность, помогает по-новому взглянуть на мир.