Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

 

              Анализируя ответы детей, можно сделать следующие выводы:

              Самым привлекательным видом деятельности для детей является рисование (33%). Рисование как любимое занятие, дети отмечают, как в детском саду, так и дома. Два человека (Владислава С. и Гоша К.) – мечтают стать художниками.

              Одинаковое количество предпочтений  отдано подвижным играм (20%) («Краски», «Прятки», «Футбол» и т.п.) и чтению (20%). Никита Л. сказал, что хочет стать писателем, а книги его интересуют больше всего, «потому что узнать можно много нового». В основном дети выделяли сказки, Гоше К. нравятся журналы о принцессах, но были и такие дети, которым нравятся книги о войне, о животных.

              17% детей любят заниматься конструированием. Руслан Х. хочет стать строителем как папа, любит конструировать из Лего, из бумаги и хочет «больше узнать о том как работают другие строители».

              10% дети, которые любят помогать маме. Владислава: «В детстве я больше всего любила помогать маме мыть посуду, но мама говорила, чтобы я отстала.»

              На вопрос  «Что нового вы узнали от взрослых?» несколько детей ответили «Ничего» или затруднились ответить. Но были и интересные ответы. Руслан Х.: «Почему и как телевизор работает». Артур О.: «О животных и о войне». Настя Н.: «Как одежду шьют».

              Каждый ребёнок дал ответ на вопрос о том, что они хотели бы узнать с помощью взрослого. Несколько детей хотят научиться читать и писать, хотят узнать о дельфинах, рыбах, цветах… Владислава С.: «Хотела, чтобы родители мне сказали: Владислава, ты не могла бы поучиться писать и читать!».

              Всё это говорит о том, что у детей присутствует желание получать новую информацию, дети стремятся к общению на познавательные темы, ради получения новых знаний, задают вопросы, ведут разговоры.

              Четвёртое задание проводилось с целью выявления наличия интереса к проектной деятельности и особенностей общения со взрослым по ходу планирования этапов проекта. На основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что в целом дети заинтересовались предложением создания музея. Только два человека (10%) отказались: Леон вообще не знает что такое музей игрушек, а Алина сказала, что в музее играть нельзя, поэтому в группе он не нужен.

              75%  детей согласились с тем, что в группе можно создать музей, их эта идея заинтересовала, но ответы были односложные (Не знаю. Ещё не придумал.) или вообще затруднялись ответить.

              Только трое детей (15%) охотно вступили в процесс планирования деятельности по  созданию проекта.

Экспериментатор: «Можно ли создать музей игрушек прямо в группе?»

Настя: «Можно, если собрать много игрушек, даже рай игрушек можно создать.»

Экс-р: «Что ты можешь делать для музея?»

Настя: «Украшение, ещё можно на потолке и на стенах  букеты цветов повесить. Может быть сделать два музея, один – игрушек, другой – памятников (больших игрушек).

Экс-р: «С чего бы ты начала создание музея?»

Настя: «Со строительства, а потом бы начала собирать игрушки».

Экс-р: «Что может тебе понадобиться?»

Настя: «Камни, схемы».

Экс-р: «Как будешь организовывать работу?»

Настя: «Буду камеры ставить и смотреть, чтобы не нарушали законы».

А Маше потребовалось бы золото для украшения музея, и в выходные она хотела бы его закрывать.

              Совокупный анализ результатов II серии констатирующего эксперимента проводился в соответствии со следующими критериями:

      широта и разнообразие познавательных интересов;

      глубина и устойчивость (внешние факторы);

      осознанная мотивация;

На основе анализа результатов можно определить три уровня развития познавательного интереса у детей.

1 уровень – (5%). Дети со значительным отставанием от возрастного потенциала развития данной сферы. Внимание детей переключается от предмета к предмету, целиком подчинено их внешним свойствам: ярости, звучности, блеску, величине и т.п. Взглянув на книжку, быстро пролистывает её. Познавательный интерес неустойчивый, неосознанный.

2 уровень – (65%). Проявляют ситуативный познавательный интерес, но в основном к предметам и явлениям ближайшего окружения. Познавательный интерес не отличается стабильностью и устойчивостью проявления. При всей широте интересующего детей круга предметов, они ещё не могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведении.

3 уровень – (30%). Дети, которые могут достаточно легко поддерживать познавательную беседу, сохраняя длительный интерес к ней, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы по теме беседы. Детям присуще устойчивое проявление острой заинтересованности в познавательной деятельности, длительное предпочтение того или иного рода занятий и сосредоточенность на приглянувшемся материале. Познавательный интерес осознанный, устойчивый, широкий.

Выводы по II серии констатирующего эксперимента.

              Таким образом, в результате исследования особенностей развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что у большинства детей познавательный интерес находится на стадии становления любознательности. Что проявляется вопросах, направленных на получение новой информации. Познавательные интересы детей не отличаются стабильностью и устойчивостью проявлений. При всей широте интересующего детей круга предметов, они ещё не могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведении. Но у детей присутствует желание получать новую информацию, они стремятся к общению на познавательные темы.

 

2.4 Особенности готовности педагогов к организации общения с детьми старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности.

 

В этом параграфе анализируются результаты третей серии констатирующего эксперимента, которая позволила изучить готовность педагогов к  организации общения с детьми старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Первое задание – наблюдение – позволило изучить своеобразие интереса воспитателя к организации процесса общения с детьми. Данные об использовании воспитателями профессиональных умений и качеств фиксировались  таблице оценочной шкалы (см. Приложение №1).

В процессе наблюдения уровень проявления показателей у двух  педагогов варьировались от достаточной до слабой степени. Например, у И.Н. результаты следующие (по количеству использования профессиональных умений и качеств): достаточная степень – 5, средняя степень -8, слабая – 5. У В.В. результаты несколько иные: достаточная степень – 5, средняя – 9, слабая – 4.

Средний показатель в процентном отношении  отражён в таблице №3.

Таблица №4

«Средний показатель выраженности профессиональных качеств  умений в процентном отношении к общему числу».

Степень выраженности умений и качеств

Слабая

Средняя

Достаточная

1 педагог

28%

44%

28%

2 педагог

22%

50%

28%

 

Таким образом, можно отметить, что у обеих педагогов на достаточном уровне оказались такие  качества, как проявление терпения в общении, сохранение спокойствия и уравновешенности, умение управлять своим поведением, психическим состоянием и умение проявлять психологический и педагогический такт. А слабо наблюдалось проявление внимания ко всем детям и к каждому в отдельности со стороны обеих воспитательниц. А также, умение менять ход общения, проявлять гибкость в зависимости от ситуации. Что объективно отражает результаты, полученные в I серии констатирующего эксперимента.

 

Второе и третье задание – анкетирование – позволило определить уровень теоретических знаний педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов.

Анкетирование было проведено со всеми воспитателями старших групп (4 педагога).

         Педагог 1. В.В. Возраст 28 лет. Образование: высшее (учитель химии). Стаж работы с детьми – 3 года. По результатам аттестации присвоена II квалификационная категория.

        Педагог 2. И.Н. Возраст 35 год. Образование: среднее-специальное (учитель начальных классов). Стаж работы с детьми – 12 в школе, 3 года в детском саду. По результатам аттестации присвоена II квалификационная категория.

        Педагог 3. Э.В. Возраст 39 лет. Образование: среднее-специальное (педагогическое). Стаж работы с детьми – 6 лет. По результатам аттестации присвоена II квалификационная категория.

              Педагог 4. Т.В. Возраст 53 года. Образование: среднее-специальное (педагогическое). Стаж работы с детьми – 30 лет. По результатам аттестации присвоена высшая квалификационная категория.

Сами педагоги оценили уровень своих знаний как высокий (1чел), выше среднего (3 чел). При формулировании определений общения и внеситуативно-познавательного общения И.Н. дала эмоциональную характеристику понятия: «Общение – это самая главная связующая нить между педагогом и ребенком». А В.В. дала адекватные, но не развёрнутые определения: «Общение – то взаимодействие двух и более человек на интересующую их тему. Вн-позн. общение – это общение на познавательную тематику, возникшее внеситуативно.» Формулировка понятия «познавательный интерес» у всех педагогов неконкретная, не вполне научная, но справедливая. Например у В.В.: «…интерес, направленный на получение новых знаний, на познание окружающего мира». 

2 педагога отметили, что не испытывают никаких трудностей при организации процесса общения с детьми, третий педагог (И.Н.) отмечает недостаточный уровень владения коммуникативными и  речевыми умениями, и четвёртый педагог (В.В.) выделяет недостаточный уровень знаний методик, новых технологий, направленных на развитие общения.  Два педагога считают, что самой ценной деятельностью для развития общения является досуговая деятельность, два – прогулка, все педагоги выделили чтение и только по одному высшему баллу  - опытно-экспериментальная работа, совместный труд, изобразительная деятельность. Самыми малозначимыми для развития общения, по мнению педагогов, являются словесные игры (2 чел), совместный труд (1 чел), изобразительная деятельность (1 чел). Дополнительно педагоги выделил общение в процессе гигиенических процедур и общение в индивидуальном порядке на личностные темы.

Все воспитатели отметили, что уделяют внимание развитию общения 2-3 раза в день в разговорах, беседах. 

На вопрос о том, какую литературу по проблеме общения читали, И.Н. честно ответила, что никакой. Другими педагогами были названы книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?», Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» (2 педагога), Д.В.Ольшанский «Я сам!», В.Зингер «Удовольствия в игре». На мой взгляд, для проведения полноценной работы по развитию общения детей, литературы, указанной педагогами, не достаточно.

Для диагностирования интересов педагоги используют методы наблюдения и беседы. И.Н. отметила, что не проводит диагностику интересов детей по причине отсутствия опыта.

На вопрос о том, как часто дети задают вопросы, два педагога ответили, что часто и все дети. А два других (из экспериментаторской группы) – что иногда и только отдельные дети. Все педагоги отметили, что чаще всего дети обращаются к ним за помощью, за советом, что бы поделиться радостью. И лишь иногда с вопросами познавательного характера. В тоже время, все педагоги утверждают, что в группе созданы все педагогические условия для формирования познавательной активности.

Педагоги имеют минимальные знания об использовании в работе метода проектов. Они слышали немного об этом. Все ответили, что этот метод не используют в своей педагогической работе. На вопрос об актуальности использования этого метода в условиях детского сада, только один педагог ответили положительно, а остальные затруднились с ответом. Это свидетельствует о том, что педагогам не хватает знаний об использовании метода на практике.

В результате анализа полученных данных можно отметить, что педагоги имею размытые представления об использовании современных методов и технологий в процессе развития общения дутей. С литературой по проблеме общения малознакомы, что влечёт за собой неконкретность  теоретических знаний.

В ходе четвёртого задания выявились особенности планирования работы педагогов по развитию общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Анализ календарно-тематического плана педагогов показал, что работа по развитию общения как самоценного вида детской деятельности не планируется. Частично работа по развитию общения включена в планирование занятий по развитию речи.

Например: «учить правильно задавать вопросы и отвечать на них».

Частично – в индивидуальную работу с ребёнком.

«Повторить с Сашей С. и Леоном формы вежливого обращения». «Провести беседу с Катей П. о нормах поведения в общественных местах».

Иногда работа по развитию общения является целью сюжетно-ролевой игры. Например, из плана воспитателя: «Учить внимательно слушать, задавать правильно вопросы посредством сюжетно-ролевой игры «Магазин»».

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми