Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Воспитатель должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в тоже время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети учатся ориентироваться на партнёра, не обижаться, если проиграл. Они ощущаю радость от совместной деятельности, чувствуют себя включёнными в общее занятие. Кроме того, во время игровых занятий замкнутые и стеснительные дети начинают чувствовать себя более легко и свободно.
Беседы на познавательные темы.
Цель: вовлечь детей в разговоры на познавательные темы.
Если при выявлении уровня развития общения ребёнок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование такого вида общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после неё вовлекать детей в разговор на познавательные темы. Например, после игры в «Кошки-мышки» можно спросить детей, чем кошка отличается от мышки и от собаки, где она живёт, рассказать о диких кошках. Разговор можно сопровождать показом картинок. Воспитатель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы.
Такие познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека), находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может проводиться 5-10 минут, в зависимости от желания детей.
Воспитателю необходимо предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников.
Например: «Из чего делают сыр», «Как растут булки», «От семечка до яблока».
Задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них уже есть знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.
Проблемные ситуации, проблемные задачи.
Цель: продолжать развивать у детей желание вступать во внеситуативно-познавательное общение со взрослым для удовлетворения познавательного интереса в ходе решения проблемной задачи, проблемной ситуации.
Взрослый привлекает детей к обсуждению проблемы, предлагая, например:
1. Проблемную ситуацию:
- Лежит куколка, лежит и вдруг превращается в летящего «адмирала». Разве так может быть?
Рекомендуемая познавательная литература: Мурзина В.С. «Синий Махаон: рассказ о бабочках»; Коволь Ю.И. «Бабочки».
2. Проблемную задачу:
- Росло на болоте растение, покрытое красными волосками. Прилетел комар, сел на него и пропал, прилетела мошка, села и тоже пропала. Куда же пропали насекомые?
Рекомендуемая познавательная литература: Аспиз М.Е. «Чудо-листья»; Смирнова А.В. «Вершки и корешки»
- Мальчик решил позвонить другу, снял трубку, набрал номер и услышал голос друга. Как такое происходит?
Рекомендуемая познавательная литература: Ивич А. «Приключения изобретений»; Богданов В.В., Попов С.Н. «История обыкновенных вещей».
3. Постановку проблемы исследования:
«Где быстрее испаряется вода: на холоде или в тепле?»
«Что легче: воздух или вода?»
«Где быстрее растворяется соль: в холодной или горячей воде?»
II этап – практический.
Цель: практическая реализация знаний и умений детей по получению познавательной информации в ходе проектной деятельности.
Этот этап преобразующей экспериментальной работы связан с созданием детского проекта «Журнал: Наша жизнь весной», работа над которым направлена на развитие внеситуаивно-познавательного общения детей со взрослым.
Для реализации этой цели мы предлагаем организовать работу по созданию детского проекта – журнала о жизни людей весной. Этот выбор основан на том, что в результате констатирующего эксперимента выявлен слабый интерес к миру природы.
В процессе создания проекта дети могут реализовать свою исследовательскую и поисковую активность, что является естественным состоянием дошкольника. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. В процессе создания проекта у ребенка формируется коммуникативная компетентность. Проект позволит подготовить детей к решению повседневных задач в общении и взаимодействии, поможет заложить основы личностно-социальной компетентности, воспитать их отзывчивыми и добрыми людьми. В процессе создания проекта дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Они учатся вести диалоги, прислушиваться к мнению своих товарищей, согласовывать свои действия. Проект поможет подготовить детей к их последующей жизни в социуме. Метод проекта поможет повысить уровень познавательной активности и развить самостоятельную поисковую деятельность у всех детей участвующих в преобразующим эксперименте.
Работа по созданию проекта была разделена на четыре части.
Предварительная работа педагога: обогащение развивающей среды различными атрибутами, познавательной литературой, материалами необходимыми детям для реализации проекта (фотоаппарат, фотопленка, различные детские журналы, газеты, блокноты для записей, ручки, материалы необходимые для изготовления газеты, бумага разной фактуры и т.д.).
I часть – погружение в проект:
Задача воспитателя на этом этапе сформулировать цель и ввести детей в игровую ситуацию.
Для реализации этого этапа используются следующие методы и приемы:
1. Сбор группы, игровая мотивация: «Ребята мы получили письмо с далекой планеты от робота Капера. Он знает, что на Земле скоро наступит весна, а что это такое он не знает, но очень хочет узнать. Давайте мы сделаем журнал нашего детского сада «Жизнь весной» и отправим его Каперу».
2. Беседы: «Для чего нужны журналы»; «Какие бывают журналы», «Как называются журналы и почему», с целью познакомить детей с назначением журналов, с тем, что журналы имеют разные названия и названия зависят от содержания этих журналов («Наш сад», «Вкусно и легко», «Божья коровка», «Мурзилка», «Сказочник»)
3.Сюжетно-ролевые игры: «Журналист», «Фоторепортер»
Цель: способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
- «Журналист». Воспитатель мотивирует детей к игровой деятельности: «Ребята, у нас в группе в этом месяце есть именинники. Как мы можем их поздравить? Давайте их поздравим необычно – выпустим для них газету «Наши именинники».
Следующий шаг – выстраивание сюжетной линии: взять интервью у именинников, сфотографировать их, написать заметку, оформить газету.
Далее распределение ролей с помощью считалки: журналисты, фотокорреспонденты, редакторы, художники – оформители.
Обсуждение взятой роли и действий детей.
Подготовка обстановки, выбор атрибутов.
Игра (все персонажи выполняют свои действия)
Итогом игры является выпуск газеты.
II часть – планирование деятельности:
Задача воспитателя на этом этапе помочь в решении задач, спланировать деятельность, ненавязчиво активизировать в деятельности детей.
Для реализации этого этапа используются следующие методы и приемы:
- Объединение детей в 2 рабочие подгруппы для решения проблемных задач (объединение детей в подгруппы происходит с помощью считалки):
- Придумать название журнала (дети предлагают разнообразные названия журналов и в своей группе они должны совместно выбрать самое лучшее, учитывая мнение всех товарищей).
- Определить содержание журнала, т.е. какие рубрики будут входить в его состав, дети изучают большое количество журналов и выбирают, совместно, рубрики для своего журнала, активно участвуют в обсуждении, ведут диалоги.
Цель: развитие у детей умений принимать совместную цель, активно в процессе деятельности вести диалог, доброжелательно, открыто обращаться друг к другу, внимательно относиться к пожеланиям других детей.
Объединение детей в рабочие группы по несколько человек для решения проблемных задач.
- Распределение рубрик по группам (рубрики распределяются с помощью жребия или считалки).
- Определить содержание своей рубрики (обсуждая между собой должны определить, о чем их рубрика).
- Определить источники сбора информации для своей рубрики (дети совместно решают, где и из каких источников необходимо получить сведения).
- Определить, какие предметы необходимо использовать (дети вместе решают, нужно ли им использовать какие-либо атрибуты для сбора информации, если нужны, то какие).
- Составить план выполнения задания (дети совместно составляют план своей работы, что нужно в первую очередь, что потом).
- Распределить амплуа между собой (дети решают, кто из них берет на себя какую роль).
Цель: развитие у детей умений планировать совместную деятельность, согласовывать последовательность совместных действий, помогать друг другу, внимательно относиться к мнению товарища.
III часть – осуществление деятельности:
Задача воспитателя на этом этапе по необходимости практическая помощь, направлять и контролировать выполнение заданий.
Для реализации этого этапа используются следующие методы и приемы:
Самостоятельное, практическое выполнение детьми в группах поставленных задач.
Например:
- собрать информацию, необходимую для рубрики из определенных источников;
- фотографирование героев рубрики ;
- запись полученной информации (возможна помощь взрослых)
- сбор продуктов детской деятельности для презентации в рубрике
Цель: развитие у детей умения вести диалог, согласовывать свои действия с партнером, планировать совместную деятельность.
IV часть – презентация проекта:
Задача воспитателя на этом этапе помощь при оформлении конечного продукта, подготовка презентации.
Для реализации этого этапа используются следующие методы и приемы:
1. Дети собираются все вместе и решают следующие задачи:
- отбор материала по содержанию рубрик;
- выбора художественного оформления журнала;
- художественное оформление журнала;
- соединение всех рубрик в одно целое;
- распределение ролей для публичной презентации журнала.
Цель: развитие у детей умений принимать совместную цель, активно в процессе деятельности вести диалог, считаться с мнением своих товарищей, последовательно выполнять практические действия, испытывать беспокойства за качество продукта.
2. Презентация детского журнала перед сотрудниками и детьми детского сада.
Во время презентации каждая группа представляет свою рубрику. На последнем этапе работы по проекту вся группа детей работает над оформлением журнала. Весь материал собирается в одно целое. На занятии в кружке изодеятельности дети могут нарисовать титульный лист журнала. Распределить по порядку рубрики. Определить цветовое оформление каждой рубрики. Наклеить свои тексты и фотографии. Вместе с воспитателем составить свое выступление на презентации.
Последним шагом в работе является презентация журнала детям и взрослым детского сада.
На презентации дети представляют свои рубрики, рассказывают их содержание и значение.
3.2 Анализ результатов повышения компетентности педагогов по проблеме использования метода проектов для развития внеситуативно-познавательного общения дошкольников.
В данном параграфе анализируются результаты I направления преобразующего эксперимента, целью которого являлось повышение уровня когнитивной, мотивационной и практической готовности воспитателей к планированию и организации общения с детьми в процессе детского проектирования.
Преобразующий эксперимент проводился на базе ДОУ №29 Калининского района. В эксперименте приняли участие 14 педагогов.
Уже в ходе констатирующего эксперимента педагоги старших групп проявили интерес к теме исследования. Они на протяжении всего преобразующего эксперимента оказали поддержку экспериментатору, инициативно участвуя в нём, активизируя своих коллег.
Экспериментальная работа состояла из трёх этапов.
I этап - «обучающий» - позволил расширить, углубить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов дошкольников.