Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Работа с родителями по проблеме общения в планировании не отражена.
Таким образом, исходя из анализа планирования за три месяца (декабрь, январь, февраль), можно отметить, что работа планируется по одному направлению развития общения - на знание форм вежливого обращения к взрослым, использование принятых норм поведения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос). Это соответствует программе, но не отражает наиболее важное содержание работы с детьми по данной проблеме. Работа по развитию общения не выделяется в планировании как самостоятельный вид деятельности, не планируется работа с родителями и работа по развитию планирования ведется не по всем направлениям.
Совокупный анализ полученных в ходе третей серии констатирующего эксперимента результатов основан на следующих критериях:
1. Интерес педагога к общению как деятельности и к организации работы по развитию общения у старших дошкольников.
2. Уровень теоретических знании о способах организации общения, формах работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста.
3. Уровень практических умений педагогов (умение планировать работу по развитию общения, умение организовывать работу по развитию диалогической речи).
4. Коммуникативные умения педагога.
Таким образом, по результатам анализа готовности педагогов можно дать им следующие характеристики:
И.Н. Возраст 35 год. Образование: среднее-специальное (учитель начальных классов). Стаж работы с детьми – 12 в школе, 3 года в детском саду. По результатам аттестации присвоена II квалификационная категория.
Процесс общения как деятельность вызывает у педагога интерес. Знаний о способах организации и формах работы по развитию общения не достаточно. Коммуникативные умения имеются, но не развиты на достаточном уровне. Педагог имеет трудности в планировании своей работы по развитию общения. Диагностированием познавательных интересов не занимается по причине нехватки знаний. Никакой литературы по проблеме общения не читала. И.Н. с интересом приняла предложение о внедрение в работу нового метода (проектов).
В.В. Возраст 28 лет. Образование: высшее (учитель химии). Стаж работы с детьми – 3 года. По результатам аттестации присвоена II квалификационная категория. Процесс общения как деятельность интересен, но в малой степени. Теоретических знаний о способах организации общения, формах работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста достаточно, но В.В. указывает на потребность в изучении новых методик по проблеме. Имеет трудности в планировании работы по развитию общения. С учебно-методической литературой по проблеме развития общения не знакома.
Выводы по II главе:
1. Для детей этой группы старшего дошкольного возраста характерен недостаточный уровень развития внеситуативно-познавательного общения в частности и общения с взрослым в целом. Это может быть следствием неблагоприятных условий воспитания, а одновременно и причиной неудовлетворённой потребности детей в общении с педагогами.
2. Познавательные интересы детей не отличаются стабильностью и устойчивостью проявлений. При всей широте интересующего детей круга предметов, они ещё не могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведении. Но у детей присутствует желание получать новую информацию, они стремятся к общению на познавательные темы.
3. Дети заинтересовались методом проектов как интересной деятельностью, проявляя чувство ожидания необычного результата.
4. Педагоги имеют минимальные знания о формах общения детей дошкольного возраста со взрослыми и о способах развития познавательных интересов детей. И не имеют чётких представлений о проектной деятельности. Но педагоги проявляют желание повысить свою компетентность по изучаемому нами направлению работы с детьми.
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента.
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента.
Данные констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей (58%) не сформирована внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым, но дети стремятся к общению на познавательные темы, ради получения новых знаний, задают вопросы, готовы участвовать в общении. Особенности в развитии внеситуативно-познавательного общения дошкольников объясняются невысоким уровнем проявления познавательных интересов. А так же недостатками в работе педагогов, которые проявляются
Отсюда были сформированы цели и задачи преобразующего эксперимента.
Цель: Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности.
Задачи:
1. Разработать и апробировать методики повышения уровня готовности педагогов к планированию и организации общения с детьми.
2. Спроектировать систему работы с дошкольниками по развитию внеситуативно-познавательного общения.
Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:
Теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев). Речь занимает центральное положение в процессе психического развития личности.
Теория целостного развития личности (Б. Г Ананьев, М. В. Крулехт и др.)
Знания и умения, полученные и освоенные ребенком в процессе реализации педагогической технологии, будут в полной мере способствовать развитию личности ребенка, обогащению его личного опыта.
Теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Ребенка необходимо научить правильно, применять полученные им знания в процессе целенаправленного обучения в других видах деятельности.
Описание общей системы экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проходила по двум направлениям: повышение уровня готовности педагогов и развитие внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми.
1 направление преобразующего эксперимента.
Готовность воспитателей как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым.
Система предполагает наличие 3 этапов: обучающего, развивающего и практического.
Цель: повысить уровень готовности педагогов по организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов.
Задачи:
1. Повысить уровень когнитивной готовности педагогов.
2. Сформировать мотивационно-ценностную готовность воспитателей к работе по развитию общения и познавательных интересов.
3. Повысить уровень практической готовности педагогов к внедрению проектной деятельности.
I этап – обучающий – имел целью расширить, углубить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Занятие №1. Семинар.
Цель: мотивирование педагогов к обогащению теоретического и практического компонентов готовности.
ЧастьI. Актуальность проблемы развития общения детей дошкольного возраста.
ЧастьII Беседа «Знакомство с результатами диагностики констатирующего эксперимента».
Ход беседы:
Часть III. Блиц-опрос
Цель: выявить особенности знаний педагогов по данной проблеме, привлечь их к участию в лекции по этому вопросу.
Для активизации аудитории вопросы задаются двум группам педагогов, на обдумывание даётся одна минута, за правильный ответ – 5 баллов. Критерии ответа: быстрота, правильность, умение дать обоснование.
Занятие №2. Тематическая выставка «Новинки литературы».
Цель: ознакомление педагогов с литературой по проблеме общения. Выставка оформлена в методическом кабинете
а)Знакомство с литературой: МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации». Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2000 Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. - Минск, 1995 Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. - Кишинев, 1987 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. - М., 1992. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999 Шипицина Л.М., Защиринская Р.В. Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 1996
б)Анализ литературы (положительные и отрицательные моменты, что можем использовать).
в) Составить свой образовательный маршрут: «Я хочу прочитать…»
Творческое задание по теме: написать рекомендации для родителей по изучению специальной литературы, связанной с проблемой общения.
Занятие №3. Лекция « Познавательный интерес как условие развития внеситуативно-познавательного общения. »
Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме общения и способам её решения, расширить и углубить знания педагогов по данному вопросу.
План:
Занятие №4. Дискуссионный клуб: «Метод проектов как условие развития познавательных интересов детей.»
Цель: уточнение и расширение представлений педагогов об организации работы в процессе проектной деятельности.
Тезисы:
1. Педагогическая технология создания проектов.
2. Характер участия ребенка в проектировании.
3.Педагогическое сопровождение – необходимое условие организации педагогического процесса.
4. Основные этапы разработки детского проекта.
5. Результат проекта.
В процессе дискуссии обсуждается предложная проблема, в заключении вырабатывается коллективное решение по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.
Мозговой штурм: темы детского проектирования в разных возрастных
Занятие №6. Клуб «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Основные вопросы связаны с характеристиками общения, познавательного интереса в дошкольном возрасте, с современными методами развития общения детей.
Организация: участники делятся на две команды, но не в о составе, в котором работают. Воспитатели выбирают конверт, ведущий зачитывает вопрос. Задача команд правильно ответить быстрее соперников. За каждый правильный овеет – один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
II этап – развивающий –имел целью развитие умений педагогов организовывать процесс общения с детьми.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов умение отбирать методики диагностики детей для выявления ведущей формы общения, динамики развития познавательных интересов.
2. Совершенствовать практические умения у педагогов создавать условия для развития познавательных интересов, отбирать средства и методы, способствующие решению данной проблемы.
3. Сформировать умения планировать работу по развитию общения у детей.
4. Развивать умения организовывать работу по проектной деятельности.
Задание №1. Деловая игра «Диагностика – источник знаний о ребёнке».
Творческое задание к занятию: часть педагогов готовит презентацию диагностики познавательного интереса (развития и содержания) у детей, другая часть – по общению.