Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Занятие №1 состояло из трёх частей и помогло мотивировать педагогов к обогащению теоретического и практического компонентов готовности.
В первой части речь шла об актуальности проблемы развития общения в целом. Педагоги согласились, что общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Вторая часть. В ходе беседы были обсуждены такие вопросы:
1. На Ваш взгляд, каков уровень развития общения детей Ваших групп со взрослыми?
2. Как Вы думаете, в чём причина невысокого уровня развития общения?
3. Влияет ли на развитие общения детей с взрослым уровень сформированности познавательных интересов?
4. Как Вы полагаете, можно ли повысить уровень развития познавательных интересов? Если можно, то как?
5. Какова на Ваш взгляд роль взрослого в развитии познавательных интересов?
6. Что мешает или чего Вам не хватает для организации общения с детьми и развития у них познавательных интересов?
Педагоги не были удивлены низким уровнем развития общения и познавательного интереса детей. В качестве причин назывались «детская природа», «отсутствие внимания к проблеме общения со стороны родителей», и только два педагога (из экспериментируемой группы) высказались о недостаточной работе воспитателей по этим направлениям. Все педагоги согласились, что работа по развитию общения развития познавательных интересов должна вестись с раннего возраста, но они затрудняются в выборе методов и приёмов. Беседа вызвала у нескольких педагогов интерес и заставила их обратить внимание на эти проблемы. Но не все были активны, 5 человек выступали в роли заинтересванных слушателей.
Третья часть. «Блиц-опрос» выявил знания педагогов по проблеме.
Вопросы:
Наиболее простыми оказались вопросы 1,2. Только ответам педагогов не хватало точности и научности. Вопрос о внеситуативно-познавательном общении вызвал живое обсуждение. Наиболее сложными, не ясными, спорными вопросами оказались 7,8,9.
Педагоги, участвующие в констатирующем эксперименте, выступали в качестве зрителей. К сожалению ни на один из вопросов не было дано полного, обоснованного ответа. Суть понятий воспитатели обозначили верно, но не достаточно конкретно и научно.
Занятие №2 – тематическая выставка «Новинки литературы» ознакомила воспитателей с литературой , в которой освещены вопросы развития общения познавательного интереса. Обсуждение представленных изданий проходило энергично, наблюдалась заинтересованность книгами Арушановой А.Г., Смирновой Е.О. и Галигузовой Л.Н., Снегрёва Л.А. Эти книги вошли в образовательный маршрут многих преподавателей.
Занятие №3 – лекция «Познавательный интерес как условие развития внеситуативно-познавательного общения» заинтересовала воспитателей возможность пополнить свои знания. Однако слушали невнимательно. Заинтересовались лишь вопросами о роли взрослого в развитии познавательных интересов и о современных методах и технологиях, приемлемых в решении проблемы развития общения и познавательных интересов. Отсюда были сделаны выводы, что лекция не является эффективной формой обучения. Поэтому нескольким педагогам потребовалась индивидуальная консультация по рассматриваемым проблемам.
Занятие №4 – дискуссионный клуб: «Метод проектов как условие развития внесиуативно-познавательного общения» вызвал гораздо больший интерес. Оно позволило уточнить расширения представлений педагогов об организации работы в процессе проектной деятельности. Данная цель была полностью достигнута, так как воспитатели не только слушали, но и задавали конкретнее вопросы, высказывались по теме. Например: «Я сомневаюсь, что дети смогут самостоятельно решить хоть одну проблемную задачу, какова может быть степень вмешательства воспитателя?» «Насколько важно соблюдение поэтапности работы ? Возможно, например, исключение этапа презентации?» и т.д.
В процессе выполнения творческого задания активно обсуждались вопросы, связанные со степенью контроля и оказания помощи детям в процессе работы над проектом. Все педагоги согласны с тем, что без помощи взрослого детям будет на первых порах очень сложно, они могу потерять интерес к такой форме работы. Поэтому сопровождение должно быть постоянным на всех этапах работы. Большая часть (8 человек) эпизодически включались в обсуждение и только 4 педагога (из них участники констатирующего эксперимента) были активны на протяжении всей дискуссии. Но 2 человека всё ещё требуют индивидуального подхода. С ними часть проблем обговаривались индивидуально (например: «Технология использования метода проблемных ситуаций в проектной деятельности »).
Задание №5 – клуб «Что? Где? Когда?» был проведён для закрепления и систематизирования знаний педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Вопросы:
Результаты проведения показали, что наша работа достигла своей цели. Без ответа не осталось ни одного вопроса, пусть даже ответы были коллективными.
Таким образом, в ходе проведения I этапа преобразующего эксперимента знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов у детей, организации проектной деятельности и педагогического сопровождения были расширены, углублены и систематизированы. У педагогов появилось желание повышать свою квалификацию по данным направлениям и применять полученные знания в практической работе с детьми.
II этап - «развивающий» - был направлен на развитие умений педагогов организовывать процесс общения с детьми. На протяжении всего этапа педагоги проявляли свою активность и заинтересованность.
Очень интересно и увлекательно прошло занятие №1 – деловая игра «Диагностика – источник знаний о ребёнке», показавшая умения педагогов осознанно выбирать методы диагностирования детей дошкольного возраста.
Выполняя задание к этому занятию педагоги проявили самостоятельность, творчество, т.к. изготовили пособия к выбранным методикам и смогли достойно их представить. В обсуждении методик диагностирования все педагоги обстоятельно разбирали их достоинства и недостатки.
Воспитатели провели апробацию выбранных всеми методик по развитию общения и познавательного интереса. После чего появилась потребность у отдельных педагогов в практике составления диагностических карт.
Особенно хочется отметить работу педагогов на занятие №2 – дискуссия «План – необходимость или формальность».
Первая часть. Воспитатели ответственно подошли к подготовке к занятию, провели взаимопроверку календарных планов. Которая показала, что задачи по развитию познавательных интересов не ставились во всех группах, а по развитию общения работа планируется только по одному направлению – культуре поведения. Обсуждение результатов анализа планирования проводилось на примере старшей группы. Воспитатели этой группы уделяют большое внимание изобразительной деятельности, и в плане можно увидеть различные задачи, по данному направлению в разных видах деятльности. В результате предыдущее задание – апробация диагностики - выявила у детей наибольший интерес к изобразительной деятльности. Дальнейшее обсуждение привело к тому, что воспитатели самостоятельно пришли к выводу о необходимости планирования задач по развитию общения и познавательных интересов для облегчения работы методов и приёмов их решения.
Во второй части занятия педагоги внимательно слушали и охотно участвовали в обсуждении теоретического материала по проблеме планирования. В результате чего были дополнены и переработаны памятки: «направления работы по развитию общения детей дошкольного возраста», которые педагоги составляли к этому занятию.
Задании №3 Круглый стол: «Детское проектирование как средство развития внеситуативно-познавательного общения» расширило общие знания педагогов о методе проектов. Они проявили огромный интерес к системе садов Реджио Эмилио и несколько человек захотели познакомиться с этой системой работы поподробнее. Педагогам было предложено придумать тему проекта, направленную на развитие внеситуатвно-познаваельное общение. Были представлены следующие темы: «Цветущий сад», журнал «Наша жизнь в детском саду», «Коллекция маленьких игрушек» и т.п. Все педагоги были увлечены, проявляли активность в обсуждении тем проектов. Это говорит о том, что уже на этом этапе, педагоги заинтересовались и готовы к внедрению данной методики в свою работу с детьми.
В ходе задания №4 были усовершенствованы умения педагогов по организации проектной деятельности. Принять участие в викторине изъявили желание только 8 педагогов, остальные 6 были болельщиками. В результате были выявлены «Лучший теоретик» - педагог, который правильно ответил на все вопросы, давая полные и научно обоснованны ответы. «Лучшим практиком» стала В.В. –воспитатель, которая участвовала в констатирующем эксперименте. Она более точно смогла подобрать технологии для решения практических задач, всегда могла аргументировать свой выбор. Каждый участник за звание «Лучший методист» приготовил презентацию разработанных проектов на тему «Весна». Самые интересные проекты пополнили «банк идей» методического кабинета и были предложены для апробации другим педагогам. А победил проект «Цветущий сад» (см приложение №1). Это проект оказался самым правильным с точки зрения построения, актуальным с точки зрения содержания.
Таким образом, II этап преобразующего эксперимента позволил сформировать у педагогов систему умений, способствующих планированию и организации общения с детьми. Это такие умения как:
-осознанно выбирать методики диагностирования и проводить диагностику;
-планировать работу по развитию общения;
-создавать условия для развития познавательных интересов, обирать средства и методы, способствующие решению данной проблемы;
-организовывать работу по проектной деятельности.
В связи с чем, у педагогов наблюдалось ярко выраженное желание реализовывать полученные знания и умения на практике.
Данные результаты позволили перейти к III этапу – практическому, который позволил спланировать и реализовать организацию проектов в условиях детского сада.
Занятие №1 целенаправленно развивало умение анализировать материалы планирования проектной деятельности. Воспитателям был предложен для анализа конспект с специально допущенными ошибками. Это задание вызвало огромный интерес у всех педагогов. Даже те несколько человек, которые принимали эпизодическое участие во всех предыдущих встречах, сейчас были активны и эмоциональны в общении. Педагоги справились со всеми заданиями: смогли доказать несоответствие темы проекта его содержанию, смогли определить иерархию задач, выделить задачи стержневого и вспомогательного компонента, распределили всю работу по этапам. В очень оживлённой атмосфере прошла вторая часть занятия – «работа над ошибками».
Занятие №2 позволило разработать семь самостоятельных проектов, которые педагоги апробировали на своих группах. Воспитатели признались, что было легко придумать идею проекта, но достаточно трудно спланировать мероприятия. Педагоги смогли проявить на данных 2 встречах не только свои знания умения, но и увлечённость, настойчивость в достижении поставленной цели.
Таким образом, в ходе проведения трёх этапов первого направления преобразующего эксперимента был повышен уровень когнитивной, мотивационной и практической готовности педагогов к планированию и организации общения с детьми в процессе детского проектирования.
Контрольный срез был проведён с двумя педагогами, принимавшими участие в констатирующем эксперименте. Педагогам были предложены только анкеты, т.к. в ходе преобразующего эксперимента были проведены такие занятия, которые позволили проанализировать уровень теоретического и практического «роста» педагогов. Так, клуб «Что? Где? Когда?», позволил увидеть, что знания В.В. и И.Н. по проблеме развития общения и познавательных интересов детей стали более систематизированы, глубоки и устойчивы. А в результате «Педагогической викторины» В.В. заработала звание «Лучший практик», показав высокий уровень способностей переносить теоретические знания в практику. Проявила творческие способности и смогла точно подобрать технологии для решения практических задач. Результаты проведения повторного анкетирования подтвердили положительную динамику роста теоретических знаний и практических умений В.В. и И.Н. Ответить на вопросы анкет теперь для них не составили труда. Ответы точны, лаконичны и научно обоснованы.