Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Приложение 5.
Анкета
Приложение 6.
Проект по экологическому воспитанию «Цветущий сад».
Проект рассчитан на 3 месяца.
1 этап - погружение в проект: в детском саду организован конкурс «Юные экологи» на лучшее оформление клумбы на участке каждой группы.
2 этап – разработка проекта:
- выбор необходимых семян, луковиц для посадки цветов на клумбе;
- подготовка почвы для посадки семян;
- подготовка места для рассады;
3 этап – выполнение проекта:
Этот этап разделен на 2 части: первая часть должна реализовываться в помещение детского сада:
- в подготовленную почву высаживаются семена и луковицы;
- ежедневный уход за рассадой, соблюдение режима полива и подкормки, соблюдение светового режима;
- заполнение календаря наблюдений за рассадой;
- подготовка макета будущей клумбы.
Вторая часть реализовывается на участках, прикрепленных к группам:
- подготовка места для будущей клумбы;
- подготовка открытого грунта для посадки;
- декоративное оформление клумбы различными материалами: камушками, кусочками кафеля и т.д.
- посадка рассады согласно проекту клумбы;
- ежедневный уход за цветами.
4 этап – презентация проекта:
- составление текста выступления по презентации проекта;
- презентация клумбы перед «жюри» конкурса.
Приложение 7.
Проект по социальному развитию детей – «Маленькие поварята».
Проект рассчитан на один месяц, и его презентация совпадает с Днем именинника на группе.
1 этап - погружение в проект: на группе скоро будет отмечаться День именинника, и воспитатель предлагает детям вместе сделать угощения для праздничного стола: «Фруктовый салат»
2 этап – разработка проекта:
- подбор ингредиентов для салата;
- составление рецепта салата;
- подбор необходимых материалов для изготовления угощения;
- выбор варианта украшения салата;
3 этап – выполнение проекта:
- покупка необходимых ингредиентов для угощения (апельсины, бананы, киви, яблоки, груши, мандарины, взбитые сливки);
- выбор необходимых инструментов для приготовления салата;
- подготовка рабочего места на импровизированной кухне;
- распределение трудовых действий между детьми, кто, что будет делать, кто будет резать, кто перемешивать, кто украшать.
- изготовление салата;
- эстетическое оформление продукта.
4 этап – выполнение проекта:
- сервировка стола к праздничному чаепитию
- торжественное внесение «Фруктового салата», и поздравление именинников.
Приложение 8.
Фотоматериал о проведении с педагогами занятия-дискуссии «План – необходимость или формальность».
86