Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
______________________________
Задание №5. Анализ планирования.
Цель: определение особенностей планирования работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Критерии:
-планирование работы по развитию общения как самоценного вида детской деятельности;
-включение задач работы по развитию общения в:
занятия по развитию речи
совместную деятельность
индивидуальную работу с ребенком
во фронтальную работу с детьми.
-планирование работы с родителями по развитию общения детей.
В целом третья серия констатирующего эксперимента позволила изучить готовность педагога к организации общения детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе старшей группы ГДОУ №29 общеразвивающего вида, Калининского района, г. Санкт-Петербург. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (9 мальчиков и 11 девочек).
2.2 Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
2 серия
В этом параграфе анализируются результаты первой серии констатирующего эксперимента, которая позволила изучить особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
Первое задание - наблюдение - выявило особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
Результаты показали, что дети вступают в контакт со взрослыми по разным поводам.
55% - для скорейшего достижения результата в практической (игровой или трудовой) деятельности. В этом случае мотивом актов общения становились игрушки и действия с ними, то есть преобладал деловой мотив. В основном дети предпочитали действовать без непосредственной помощи взрослого, но охотно принимали его советы, предложения, новые способы деятельности.
Например, Руслан Х. много времени проводит в уголке конструирования, придумывая различные незамысловатые постройки. При этом он никогда не обращается к педагогу за помощью или советом.
Ирина Николаевна: «Руслан, у меня появились новые схемы построек военной техники. Ты хочешь попробовать их сделать?» Руслан заинтересованно посмотрел на воспитателя: «А корабль там есть? С пушкой?»
Взрослый интересовал детей как партнёр, как участник совместной деятельности. Большинство детей инициативу в общении не проявляли, но отвечали на предложение общения. В тоже время в своей деятельности дети постоянно ориентировались на взрослого – на подтверждение им правильности их попыток выполнять какую-либо новую для них деятельность, на его оценку получаемых результатов, а главное на его отношение к ним самим, к их достижениям и промахам.
Олеся К.: «Виктория Владимировна, посмотрите, я цветочки нарисовала. Красиво?»
В.В.: «Очень красиво, Олеся. А как они называются?»
Олеся задумалась… «Я ещё не придумала. Хотите я Вам их подарю?»
Контакты со взрослым часто достигались экспрессивно-мимическими средствами; дети пользовались улыбкой, сопровождаемой выразительной мимикой, а иногда, если ребёнку хотелось выразить своё особое расположение, ласковым прикосновением.
Например, Юля Ш. очень стеснительная девочка. Она часто подходит к сидящему за столом педагогу и просто наблюдает за его деятельностью. Если есть возможность – берёт воспитателя за руку (при построении). А если педагог пытается завязать с ней разговор, то скромно улыбается и отвечает простыми предложениями.
Интерес к общению выражен не ярко, общение происходило по инициативе взрослого или начиналось с просьбы или жалобы. На вопросы отвечали сдержанно, простыми фразами. Формами вежливого обращения пользовались только после напоминания взрослого.
Даня Г.: «А Никита уже долго в машину милицейскую играет, а мне не даёт»
В.В.: «Даня, а ты правильно попросил у Никиты эту машину? Ничего не забыл сказать?»
Даня Г.: «Волшебное слово? Нет, не сказал…»
25% детей вступали в общение со взрослым ради получения или обсуждения познавательной информации о мире вещей. В этом случае мотивами актов общения становилось устройство игрушек, предметов труда (не имеющее прямого отношения к их употреблению в данной ситуации), а также материал, внешние и внутренние особенности вещей, причина их действия и прочие сведения о самых различных предметах и событиях, интересующих детей.
Владислава С.: «Мне купили скейтборд. Я уже умею на нём кататься… А почему он так быстро едет? Что ли потому что гладкий?»
Настя Н.: «Я в цирк с мамой ходила. Там дядя клоун такой смешной! А интересно он на улице тоже так ходит? Разукрашенный?»
Взрослый при этом выступал как источник новой информации и в тоже время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребёнка. Интерес более выражен, но только к интересным для ребёнка темам. Поводом для вступления в речевые взаимодействия являлись игровая и познавательная деятельность, начиналось – с вопроса или суждения в рамках познавательной деятельности. Принимали участие в обсуждении общих вопросов, стараясь не отвлекаться, выслушивали собеседника, не перебивая. В связи с практической деятельностью нередко возникали познавательные аспекты общения. Всё это говорит о склонности детей к общению на широкие познавательные темы. Дети задавали вопросы, свидетельствовавшие об их относительно широкой любознательности и отношении к взрослому не только как к посреднику в деятельности или своему партнёру, но и как к источнику знаний.
Маша Л.: «А цветы зачем мыть надо?»
Леон Г.: « А если мы кисточки не будем мыть, они испортятся?»
Чаще дети обращались с просьбой почитать им. В основном выбирали сказки из серии «Дисней» (они с более красочными иллюстрациями).
Мотивы общения удовлетворялись в ходе контактов познавательного содержания имевших вид вопросов, высказываний, бесед, чтения. Дети часто становились инициаторами общения и охотно вступали в общение, предложенное взрослым.
20% детей обращались к взрослому ради сопереживания и обсуждения своих отношений с детьми. В этом смысле дети стремились выяснить и прочувствовать нравственный смысл своих и чужих действий, оценить поступки и личностные качества своих сверстников.
Владислава С.: « А меня Саша обижает! Разве он не знает, что девочек нельзя обижать?»
Даня Г.: « А почему Алина мне руку не даёт? Я с ней хочу стоять!»
Эти мотивы удовлетворялись в ходе личностных контактов, приобретавших вид сообщений, высказываний, бесед о людях. У детей внеситуативно-личностное общение со взрослыми имело несколько разновидностей. Некоторые разговоры были связаны с выполняемой детьми деятельностью, а другие - более личностного плана, не имели прямого отношения к действиям ребёнка. Поводом для вступления в личный контакт служили разногласия с друзьями, интерес к личности экспериментатора. Дети рассказывали о родных и близких, о своих любимых играх. Преобладающим средством достижения результативности общения являлись речевые высказывания, с помощью которых дети или пытались воздействовать на взрослого, или передавали свои впечатления, мысли, отношения и стремления. Общение исходит от самого ребёнка и касается отдельных личностных качеств или отношений с другими людьми. Часто пользуются формами вежливого обращения. Охотно участвую в общих разговорах.
Таким образом, уже при наблюдении за общением ребёнка видно, что дети проявляют невысокий интерес к речевым взаимодействиям со взрослым, речь ситуативная, не контекстная, не развёрнутая. Наличествует три мотива. Преобладает деловой мотив, познавательный мотив представлен у некоторых детей наравне с деловым, у других в форме единичных вопросов и высказываний. Личностный мотив находится в стадии становления всего у нескольких детей.
Эти результаты проверялись в процессе заданий №1и №2.
Второе задание позволило изучить ведущую форму общения ребёнка с взрослым. Дети выбрали разные варианты. Отказов от участия в эксперименте не было.
Таблица №1.
«Выбор детьми 5-6 лет интересного для них варианта взаимодействия со взрослым» (количество детей в %).
| Экспериментальная ситуация | 20 чел. | % |
1
2
3 | Получение новых впечатлений, совместные действия со взрослым. Слушание рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга». Беседы на личные темы. | 11
6
3 | 55
30
15 |
Результаты позволили выявить 3 группы детей по их интересу к форме общения со взрослым.
I группа – 55% - дети, которые захотели увидеть новую игрушку и поиграть в неё вместе со взрослым. Они предпочитают предметно-манипулятивную деятельность, а содержанием потребности общения является потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым.
II группа – 30% - дети, которые предпочли чтение ранее неизвестной им книги. При этом он задавали различные вопросы, направленные на выяснение содержания и оформление книги.
Маша Л.: « А что, кот что-то украл…? И его поймали?»
Ксюша Ш.: «А картинок там много?»
III группа – 15% - дети, которые хотели поговорить о друзьях, о взрослых, об отношениях с родителями.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента было выявлено, что из предложенных форм общения (внимание и участие взрослого, игра, чтение книг, беседа) в основном дети выбирают игру (55%). Лишь шесть человек (30%) показали желание к познавательному общению и три ребёнка (15%) проявили интерес к теме, соответствующей внеситуативно-личностной форме общения.
Данные результаты перепроверены в задании №3.
Третье задание тоже было направлено на определение ведущей формы общения детей с взрослыми.
Исходя из полученных результатов, можно выделить три группы детей.
I группа - 60% детей владеют ситуативно-деловой формой общения. Эта форма общения является ведущей для детей до 3-х лет. Для нее характерны потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, а также совместная деятельность с взрослым в ходе предметной деятельности.
Эти дети предпочитают общение, протекающее на фоне практических действий с игрушками.
II группа - 30% - дети, владеющие внеситуативно-познавательной формой общения. . Выбор данной формы общения также не соответствует возрасту детей, это присуще детям 3-5 лет. Средством общения являлись речевые операции. Взрослый является источником познания, партнером по обсуждению причин и связей. В ходе эксперимента эти дети предпочли чтение другим видам деятельности. Они сами выбирали книги. Девочки выбрали сказку, а 2 мальчика - книги энциклопедического содержания. Дети с удовольствием беседовали по содержанию прочитанного. Речевые высказывания в основном носили ситуативный характер, а по форме были констатирующими.
Саша С.: «О! Я знаю кто это! Это кит. Я по телевизору видел».
III группа -10% детей владеют ведущей формой общения в старшем дошкольном возрасте. У этих детей общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности. Ведущая роль отводится стремлению к взаимопомощи и сопереживанию. Взрослый рассматривается как целостная личность, обладающая знаниями и умениями. Средством общения является речь. Внеситуатино-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации с использованием разнообразных коммуникативных умений. Те дети, которые сразу выбрали беседу как форму общения, с удовольствием рассказывали о своей семье, друзьях, об отношениях в группе.