Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Настя Н.: «Представляете, вчера опять света не было! Естественно я не сделала домашнее задание Виктории Владимировны. Бабушка сказала, что ничего страшного, сделаем завтра. Мы с ней зажгли свечки и стали играть в шашки. Я ее 4 раза обыграла!» и т.д.
Как показывают результатов задания №2 и №3 у детей преобладает ситуативно-деловая форма общения (58%). Процент детей с развитой ситуативно-деловой формой общения в задании №3 увеличился на 5. Это говорит о том, что у этих двоих детей ведущая форма общения ещё не закрепилась. Так, например, Руслан Халецкий в задании №2 выбрал чтение книги, а в задании №3 захотел поиграть с воспитателем в новую игрушку. А Маша Ляпина во втором задании изъявила желание поговорить о своей двоюродной сестрёнке, а в третьем задании – захотела почитать сказку «Принцесса на горошине». 30% детей интересуются внеситуативно-познавательной формой общения. И самый невыраженный интерес (12%) дети проявили к внеситуативно-личностной форме общения. Процент детей с развитой внеситуативно-личностной формой общения в задании №3 снизился на 5. Хотя именно внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения являются ведущими в старшем дошкольном возрасте.
Совокупный анализ результатов I серии констатирующего эксперимента проводился в соответствии со следующими критериями:
1. Преобладающая форма общения.
2. Интерес к общению.
3. Инициативность в общении.
4. Эмоциональность.
5. Содержание общения.
6. Владение специальными умениями диалогической речи:
освоение речевых умений (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание, пользоваться объяснительной речью);
освоение способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном);
освоение форм вежливого обращения к собеседнику;
Количественный анализ полученных в первой серии эксперимента данных представлен в таблице №2.
«Уровень развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми».
| I-Низкий ур-нь | II-Средний ур-нь | III-Высокий уровень |
Задание №1 Наблюдение общения ребёнка со взрослым. |
55% |
25% |
20% |
Задание №2 Педагогический эксперимент на основе методики Лисиной М.И. |
55% |
30% |
15% |
Задание №3 Методика выявления уровня коммуникативного развития детей. |
60% |
30% |
10% |
В среднем | 57% | 28% | 15% |
Характеристика уровней:
Низкий уровень – (57%). Ведущей формой общения является ситуативно-деловая. Дети с безразличным отношением к общению cо взрослым, они проявляют недостаточный интерес к общению и начинают его чаще с жалобы или просьбы. Малоэмоциональны: по их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Отсутствует желание вызвать к себе интерес взрослого, обратить на себя внимание. Взрослый интересует их как партнёр, участник совместной деятельности. Даже если задают вопрос – ответ на него чаще не выслушивают. Не умеют последовательно излагать мысли и точно передавать их содержание. Формы вежливого обращения используют только после напоминания. Не знают способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми. В целом - это мало разговорчивые дети, с недостаточно выразительной речью, показывающие общий сниженный уровень коммуникативной деятельности.
Средний уровень – (28%). Ведущая форма общения - внеситуативно-познавательная. Дети сами часто являются инициаторами общения и охотно вступают в общение, предложенное взрослым. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний. Поводом для вступления в речевые взаимодействия являются игровая и познавательная деятельность, начинается общение с вопроса или суждения в рамках познавательной деятельности. Дети принимают участие в обсуждении общих вопросов, стараясь не отвлекаться, выслушивать собеседника, не перебивать. Мотивы актов общения - устройство игрушек, предметов труда (не имеющее прямого отношения к их употреблению в данной ситуации), а также материал, внешние и внутренние особенности вещей, причина их действия и прочие сведения о самых различных предметах и событиях, интересующих детей. По тематике преобладают разные сообщения «несоциального» характера, свидетельствующие об интересе детей к миру предметов, явлениям природы, животным, бытовым вещам. В построение предложений не затрудняются, с помощью взрослого аргументируют свои суждения. Ответ является смыслом задавания вопросов. Без подсказки пользуются формами вежливого обращения.
Высокий уровень – (15%). Дети, владеющие внестуативно-личностной формой общения с взрослыми, которая ярко выражена в любой предложенной ситуации. Играя или рассматривая книжку, такой ребёнок легко находит предлог, чтобы обратиться к взрослому с доверительным высказыванием или расспросить о жизни и работе, чтобы обсудить с ним проблемы нравственного характера. Эти дети умеют эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя при этом средства вербального и невербального общения. Проявляют инициативу в общении, легко входят в контакт с педагогом и сверстниками. Понимают обращенные к ним вопросы и отвечают на них в соответствии с содержанием и формой вопроса. Имею богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. С интересом относя к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.
Выводы по первой серии констатирующего эксперимента:
Таким образом, для детей этой группы старшего дошкольного возраста характерен недостаточный уровень развития внеситуативно-познавательного общения в частности и общения с взрослым в целом. Это может быть следствием неблагоприятных условий воспитания, а одновременно и причиной неудовлетворённой потребности детей в общении с педагогами. Этот аспект изучается в III серии констатирующего эксперимента.
2.3 Особенности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
В этом параграфе анализируются результаты второй серии констатирующего эксперимента.
Введение этой серии связано с необходимостью изучения познавательных интересов детей как основы развития внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми.
Первое задание – наблюдение - позволило проанализировать вопросы детей по следующим критериям:
1. количественные показали;
2. качественные показатели:
содержание вопросов;
познавательная активность и самостоятельность при разрешении вопроса;
3. показатели, характеризующие потребность ребёнка в воспитательно-познавательном взаимодействии:
наличие эмоциональной реакции на познавательное взаимодействие;
наличие стремления к получению ответа;
наличие у ребёнка стремления к продолжению познавательного взаимодействия со взрослым.
В результате анализа были выявлены три группы детей по уровню познавательной активности:
I группа – Дети (50%), которые задают менее двух вопросов в течении часа, и это вопросы направлены на выяснение названия предмета. При этом ребёнок равнодушен к ответу на свой вопрос и стремления к продолжению познавательного взаимодействия нет.
II группа –Дети (40%), задающие 3-4 вопроса в течение часа. Это вопросы, направленные на достижение результата деятельности или изучение качественных характеристик предметов, составляющие цепочку из 1-2 вопросов. Дети эмоционально реагируют на обсуждение взрослыми вопроса, выражая эмоции с помощь мимических реакций и однословных реплик «да», «нет». При этом не стимулируют взрослого к дальнейшим рассуждениям.
III группа – Дети (10%), задающие 5 и более вопросов в течение часа. Это вопросы рассуждения, вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей и зависимостей. Дети вступают в активное обсуждение вопроса (фиксируются цепочки из 2-3 вопросов), настойчиво добиваясь разрешения поставленной проблемы.
Во втором задании дети из четырёх коллажей, отражающих разные области окружающей действительности, должны были выстроить лесенку, определяющую их интересы и познавательную мотивацию.
В результате были получены следующие данные: предметный мир выбрали 8 человек (40 %), социальный мир – 2 человека (10%), мир природы - 2 человека (10%), искусство –8 человек (40%).
По содержанию выбранного коллажа проводилась беседа с целью определения глубины познавательных интересов, силы познавательной мотивации. Выделились следующие группы детей:
I группа –35%. Дети, которые перечисляли названия изображений и указывали их назначение. Мотивировали свой выбор, опираясь на эстетическое оформление коллажа. Например, Олеся: «Мне нравится эта картинка. Здесь есть яблоко, петушок, зайчик, цветочки…Они красивые.»
II группа – 55%. Дети, в объяснениях которых прослеживался личный интерес и попытка субъективно, но высказать мотив. Катя П.: «Здесь цветы, солнышко. Я к бабушке поеду. У неё есть корова, мне даже доить её можно». Саша Т.: «Машина как у меня дома. Мне папа купил её. У неё двери открываются». Алина: «Мой Марат тоже танцам занимается. Мы на концерт ходили, у них костюмы такие красивые!»
III группа – 10%. Дети, объяснения которых строились логично, осмысленно, но они имеют недостаточно широкие представления о выбранной области действительности. Маша М.: «Я выбрала эту картинку, потому что я очень люблю рисовать. Здесь есть всё для рисования: краски, фломастеры, картинки (на них смотреть можно), альбом. Только раскрасок нет.»
Таким образом, результаты этого задания показали, что наиболее интересными для детей являются мир предметов и искусства, наименее интересен мир природы и социальный мир. Представления детей поверхностны, то есть познавательное содержание не привлекает большинство детей. Их выбор базируется на интересующей их предметной деятельности и её результате. Познавательный интерес устойчив только у двоих детей. Маша увлекается рисованием, а Катя З. любит читать и рассматривать книжки. У остальных детей можно отметить преобладание спонтанных мотивов выбора. Никто из детей не сказал о желании узнать что-то новое. Только Настя пожелала, чтобы из садика можно было брать домой книжки почитать.
Треть задание – беседа-интервью – позволило выявить направленность интересов у детей.
Проявление интереса у детей старшей группы.
Виды деятельности | Подвижные игры | Ознакомление с худ. литер. | Конструирование | Изо деят-ть | Совмест-й труд |
Выбор детей (%) | 20% | 20% | 17% | 33% | 10% |