Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

Итак, развитие внеситуативно-познавательного общения ребёнка со взрослым будет проходить эффективно, если :

Во-первых, педагог компетентен в вопросах общения

Во-вторых, присутствует главенство познавательных мотивов общения, любознательности, стремления объяснить мир, что проявляется в детских вопросах.

И в-третьих, ребёнок хорошо владеет диалогической речью, которая позволяет разговаривать со взрослым на темы, выходящие за рамки конкретной ситуации.

Каждая новая форма общения служит благоприятным условием для психического прогресса, для возникновения и преобладания тех или иных операций и действий, мотивов и потребностей, используемых и удовлетворяемых в процессе коммуникативной деятельности. Смена форм общения происходит на основе развития познавательных способностей и потребностей ребёнка в тот момент, когда условия и характер протекания коммуникаций не могут удовлетворять новым психологическим нуждам ребёнка. На этом этапе ребёнок, общаясь с окружающими, начинает испытывать новые потребности, совершенствуя имеющиеся средства общения, усваивает новые, которые позволили бы ему организовать процесс общения с партнёром в новом оформлении. Так происходит усвоение коммуникативных средств и операций, наполняясь содержанием, рождается полноценный коммуникативный акт.

Следовательно, развитие общения как смена качественно-своеобразных целостных форм коммуникативной деятельности происходит не путём простого накопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а как результат развития психологических новообразований.

Таким образом, как показал анализ научной психолого-педагогической литературы, общение со взрослым в дошкольном возрасте имеет решающую роль для становления психики и личности ребёнка. Именно во взаимодействии со взрослым складывается характер ребёнка, его отношение к миру и к другим людям, его собственные интересы и самостоятельная деятельность.

             


1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности

как условие оптимизации общения старших дошкольников

 

Внеситуативные формы общения существенно раздвигают горизонты жизненного мира дошкольника, ведь дети – пытливые исследователи окружающего мира, и в этом им помогает общение со взрослым. В своё время И.М.Сеченов говорил о прирождённом и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?».

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления общения в дошкольном возрасте показал, что особая роль в развитии ребёнка отводится внеситуативно-познавательному общению. Для совершенствования данной формы общения необходимо развитие интересов в широком смысле слова и познавательных интересов в частности.

              Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой (С.Л.Рубинштейн).

Интерес имеет множество различных трактовок:

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Т.Рибо, Н.Ф.Добрынин), его мыслей, помыслов (С.Л.Рубинштейн).

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.К.Стронг, С.Л.Рубинштейн).

- Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон).

- Интерес – это активное познавательное (В.Н.Мясищев, В.Г.Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру.

 

 

 

 

- Интерес – это главный стимул человеческой деятельности… (энциклопедический словарь).

              Интересы человека не представляют собою врождённого качества. Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают её развитие и содействуют ему.

Исследования психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Зависимость интересов не только «от вещей», но и от людей, их направляющих, воспитывающих, переключающих, корригирующих, подтверждает сложность интереса как психолого-педагогического явления.

              Интерес всегда имеет определённую предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир.

              С.Л.Рубинштейн в своих работах указывает на то, что в ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во всё более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. При этом процессы обучения и воспитания опосредуются отношениями ребёнка со взрослыми и сверстниками. Интересы, будучи мотивами, побуждающими к деятельности, являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Формирование полноценных интересов – существенная задача обучения и воспитания.

              Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес. По мнению Г.И.Щукиной, познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, разлитым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определённую область познавания, в её теоретические основы, в её существенные связи и закономерности.

              В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые знания, но и сам процесс овладения знаниями.

              Объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определённой области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.

Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, познавательная деятельность активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности.

              Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

              Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

              В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащем в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, Н.Ф.Добрынин). Самыми характерными волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания.

              Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.

              Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д.Ушинского, это интерес, полный мысли. Но мыслительные процессы в познавательном интересе выступают в своей ярко выраженной эмоциональной окрашенности. Процесс учения, познавательный акт в состоянии интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер.

              Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).

              От характера, стойкости, уровня развития познавательного интереса, имеющего большое побуждающее влияние на процесс учения, в значительной мере зависит приобщение детей к общечеловеческому опыту. При этом интерес способен не только побуждать к деятельности, но и содействовать длительности её протекания (В.Н.Мясищев) и продуктивности её результата (Л.А.Гордон). Воспитание разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения детей к общественным ценностям; наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует созданию новых ценностей. В силу этого гармоничное развитие человека современного общества, в котором чрезвычайно быстро развивается наука, техника, 

искусство, культура вообще, не может совершаться вне формирования познавательных интересов.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у детей – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

П.Г.Сирбиладзе выделила три формы познавательного интереса у ребёнка.

Самой первичной является любопытство, которое отражает потребность познания предметов, вызванную непосредственным восприятием, что определяет  поверхность отображения объекта или явления.

Затем возникает любознательность, в которой проявляется склонность к постижению сущности предметов и явлений, их связей и взаимоотношений, о чём свидетельствует множество задаваемых ребёнком вопросов.

Любознательность входит в число социально одобряемых качеств личности, обусловливая широкий кругозор и развитие таких образований, как общительность, уверенность в себе, трудолюбие и т.д.  Любознательность в дошкольном детстве, ещё не являясь личностным качеством, репрезентируется детской вопросительностью, сосредоточенным вниманием и реагированием на изменения в окружающей действительности, что характеризует жажду познания окружающего предметного мира и мира человеческих отношений. Любознательность можно считать своеобразным центром, «сердцевиной» познавательной активности. (Гусева Т.А.)

Третья форма познавательного интереса – интеллектуальный интерес, свидетельствующий о появлении потребности убедиться в истине, потребности знать, ориентироваться в действительности. Но высокой духовной потребностью он становится лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого даже взрослого человека.

              Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательного интереса требует целенаправленной работы с детьми.

              Поддъяков Н.Н. отметил, что особое место в развитии познавательного интереса занимает организация поисковой деятельности, протекающей в форме пробующих действий.

В его исследованиях выделены три этапа работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе происходит накопление запаса конкретных представлений у ребёнка, которые в дальнейшем будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности. На втором – необходимо научить ребёнка использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач.

Третий этап – это этап совершенствования поисковой деятельности за счёт усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных взрослым, а также задач, поставленных ребёнком самостоятельно.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы определённые звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели.

В настоящее время в педагогике в целом и в дошкольной педагогике в частности всё больше  утверждается особое значение метода проектов.              Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий – проектов (Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова).

Эффективность метода проектов заключается, прежде всего, в его направленности на раскрытие индивидуальной сущности ребенка-дошкольника и развитие его универсальных умений, таких как, например, умение выделять основной смысл события, явления, соотносить его с собственным опытом; ориентироваться в пространстве (во времени), понимать границы пространств (временные границы) и корректировать в связи с ни­ми свои действия; строить коммуникации с другими людьми (И.В.Гарифуллина).

Этому спо­собствуют отличительные признаки метода проектов. Проект возникает как отражение интересов ребенка, согласованных по теме и содержанию с другими детьми и взрослыми. Он реализуется в совместной деятельности как способ удовле­творения интересов участников. Проектная деятельность заканчивается реальным продуктом, нужным людям и самому ребёнку. Дети в процессе реализации проекта получают интегрированные знания и умения.

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей — это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми