Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

Цель: развивать умения педагогов осознанно выбирать методики диагностирования интереса детей старшего дошкольного возраста.

План:

1.       Вступительное слово экспериментатора: «Диагностика как основа анализа и проектирования педагогического процесса.»

2.       Первая часть воспитатели проводят презентацию диагностики, способов е коррекции в соответствии с возрастом и обосновывают целесообразность её применения. Остальные участники при этом делятся на две подгруппы: «пессимисты» задают вопросы на выявление негативных и спорных момент методики, «оптимисты» задаю вопросы, которые позволяю выявить сильные стороны методики. Положительные и отрицательные стороны диагностики суммируются.

3.       Затем педагоги меняются местами: по такой же схеме  идёт представление методик изучения общения.

4.       В заключении педагоги осуждают полученные результаты и выбирают методики для практического использования.

 

Творческое задание: провести частично апробацию методов диагностики и представить диагностические карты с результатами.

 

Занятие №2. Дискуссия «План – необходимость или формальность».

              Цель: убедить педагогов в необходимости планирования работы по развитию общения детей.

Предварительная работа: педагоги разных групп взаимопроверяют планирование работы по развитию общения у детей. Составить памятку для воспитателей: «Направления работы по развитию общения детей в старшем дошкольном возрасте».

План:

Часть I.Обсуждение результатов взаимопроверки планирования работы.

Часть II. Теоретический материал по теме.

1.       Зависимость успеха развития общения от правильного планирования.

2.       Работы по развитию общения как самоценного вида детской деятельности.

3.       Включение работы по развитию общения в разны виды деятельности.

Часть III. Обсуждение памятки: «Направления работы по развитию общения детей в старшем дошкольном возрасте» и на её основе разработка примерного плана работы на две недели.

 

Задание №3. Круглый стол: Исторические традиции и практические инновации.

Предварительная работа: придумать тему проекта, направленного на развитие внеситуативно-познавательного общения детей, и объяснить её актуальность.

Цель: расширить знания о методе проектов за счет ознакомления с историческими и практическими основами использования метода проектов.

План:

1.                            Историко-педагогические основы использования метода проектов (Джон Дьюи, система Реджио Эмилио).

2.                           Обзор Интернет-ресурсов по теме:

- метод проектов в целом;

- метод проектов в детском саду.

Творческое задание: Разделиться на две команды. Каждая команда придумывает для соперников две проблемные ситуации, решение которых возможно в процессе работы над проектом. Результатом является определение темы проектов.

 

Занятие №3. Педагогическая викторина.

Цель: совершенствовать умения педагогов по организации проектной деятельности с целью развития общения и познавательных интересов детей.

Предварительная работа: приготовить презентацию проекта на тему «Весна».

Ход занятия:

1.       «Лучший теоретик». Жюри задаёт участникам по два теоретических вопроса.

2.       «Лучший методист». Каждый участник представляет презентацию проектов развития познавательных интересов у детей.

3.       «Лучший практик». Жюри даёт участникам по два практических задания.

Жюри (заведующая, методист) оценивают ответы педагогов.

 

III этап – практический. Планирование и реализация проектов.

              Цель: практическая реализация воспитателями педагогических знаний и умений по организации и внедрению педагогического проекта

              Задачи:

1.                 Способствовать применению приобретённых ранее знаний и педагогических умений в процессе практической деятельности.

2.                 Активизировать взаимодействие педагогов по проблеме внедрения проектной деятельности.

3.                 Закрепить умение анализировать результаты внедрения проектов.

 

Занятие №1.  Проблемное обсуждение.

Цель: развивать умение анализировать материалы планирования проектной деятельности.

К занятию готовится конспект проекта, в котором не адекватно обозначены тема, не точно сформулированы задачи, не выделены этапы работы и допущены логические ошибки в содержании.

I. «Позитивная критика». Анализ конспекта с позиции: выбора темы, формулировки задач, определения этапов работы.

II. «Работа над ошибками».

III. «Не доволен – предлагай!…»

Сформулировать рекомендации по улучшению проекта, дополнить методы организации, мотивации детей в проектной деятельности

 

Занятие №2. Семинар-практикум.

Цель: разработка и внедрение проекта в работу с детьми.

Встреча№1. Защита темы и идей проекта.

Встреча№2. Планирование мероприятий.

Встреча №3. Анализ хода и  результатов работы над проектом.

              В целом реализация первого направления преобразующего эксперимента  предполагает повышение уровня когнитивной, мотивационной и практической готовности педагогов к общению с детьми, развитию у них познавательных интересов посредством внедрения в работу метода проектов.

 

2        направление преобразующего эксперимента.

Расширение познавательных интересов детей как содержательной основы  внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым.

Цель: развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.                Развитие у детей внесиуативно-познавательной формы общения в процессе проектной деятельности.

2.                Расширение, углубление познавательных интересов детей с помощью современных методов и технологий.

3.      Формирование у детей умений общаться на познавательные темы.

4.  Помочь детям понять, как с помощью взрослого можно                 удовлетворить свой познавательный интерес.

 

I этап – развивающий/коррекционный.

Цель: показать детям способы разрешения проблемы.

Проблематизация предполагает три ступени: постановка проблемы, обсуждение проблемы, определение способа решения проблемы.

Постановка проблемы может быть в форме: рассказа-загадки, проблемных ситуаций, поисковых вопросов, в том числе заданных детьми.

Рассмотрим технологию работы на примере использования метода проблемных вопросов.

            Тема «Транспорт».

    1 ступень - Как вы думаете, зачем человеку транспорт?».

2 ступень -Какие виды транспорта вы знаете?

                    -Как вы думаете без какого вида транспорта человек мог бы обойтись?  

                     Почему?                                    

  -А если бы не было подземного транспорта, какие бы трудности появились                                         у людей?

3 ступень. Подвести детей к выводу о том, что некоторые ответы остались без ответов. И для того, чтобы найти эти ответы и еще и что-то новое узнать по этой теме, надо обраться к специальным книгам. Эти книги написаны для детей. В них собрана информация, интересные факты по данной теме. Это познавательные книги. Получать знания можно не только читая такие книги, но  рассматривая в них иллюстрации.

Рекомендуемая познавательная литература по теме «Транспорт»: Сафонов А.И. «Твой друг автомобиль»; ГорьковВ.А., Авдеев Ю.Ф. «Космическая азбука»; Гольперштейн Л.Я. «Мы едем, едем, едем»; Черненко Г.Т. «Эти удивительные вертолёты»; Репин Я.С. «Дорожная азбука».

После чтения познавательных книг педагог возобновляет беседу по теме.

В конце беседы воспитатель узнаёт у детей:

-Помогли ли книги нам ответить на вопросы?

-Если бы мы не прочитали эти книги, смогли бы мы так много узнать нового?

-Что вы смогли узнать, рассматривая иллюстрации в этих книгах?

 

Рассмотрим методику работы с рассказом-загадкой на примере темы «Как звери готовятся к зиме».

1 ступень. «О чём рассказал ёжик?» . Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, раскладывает их по дуплам, по древесным щёлкам, а если найдёт на земле грибок, сорвёт его и повесит сушить на дерево – зимой ей это очень пригодится. Целый день работает бела, и всё посматривает на соседа  старого ежа, который к осени ленивым, неповоротливым  стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей              , заберётся в сухие листья и дремлет. «Что-то ты, еж, совсем разленился? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке, так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему рассмеялся, услышав её вопрос (Виноградова Н.Ф.)

2 ступень. Вопросы: Как ёж готовится к зиме? Какие делает запасы на зиму? Чем питается ёж? Зачем ему иголки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

     3 ступень. «Как вы думаете, где можно найти ответы на все эти вопросы и проверить правильность наших ответов?»

      Предложить обратится  познавательной литературе: Пришвин М. «Ёж»; Акимушкин И. «Жил-был Ёжик»; Чаплина В. «Случайные встречи», «В нашем лесу».

     После беседы по прочитанному, педагог обращает внимание детей на то, что сведений, изложенных в этих книгах, не достаточно, что бы получить полные знания по теме.

Предложить детям обратиться к энциклопедии и объяснить, что в них собраны самые точные, проверенные, полные знания по самым разным темам. В энциклопедиях можно найти ответы на разные вопросы и узнать ещё очень много нового и порой неожиданного.

Предложить детям рассмотреть энциклопедию и послушать главы по теме.

Затем педагог задаёт детям вопросы, ответы на которые был отражены в энциклопедии.

Например:

-Какие ещё бывают ежи?

-Только ли в лесу живу ежи?

-Что едят ежи?

 

Метод проблемных ситуаций рассмотрим по теме «Свойства дерева».

1 ступень. Воспитатель нарочито громко «заводит разговор» с Почемучкой, сидящей в уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым привлекая внимание детый: «Почемучка, чем ты так увлечена? Сочиняешь сказу про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказу. Ах, ты сочиняешь продолжение?»

Заинтересовавшимся детям воспитатель читает сочиненный Почемучкой отрывок: «Побежал Буратино в школу, вдруг, на пути его широкая река,  мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал-думал Буратино…» Почемучка спрашивает: «А о чём он думал?»

Дети высказывают предположения. Если кто-нибудь высказывает версию о том, что Буратино думает, кА ему перебраться через реку (ведь плавать он не умет), то воспитатель подводит детей  к формулировке проблемы «Плыть надо – плыть нельзя».

2 ступень. Дети предполагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом нет никого; может он не утонет, ведь он деревянный.

3 ступень. Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в тазик воду и проводят эксперимент.

Вывод: дерево в воде не тонет, значит и Буратино переплывёт речку.

Дети помогают Почемучке дописать конец сказки. А воспитатель подводит детей к тому, что они уже совсем большие и могут на некоторые вопросы ответить самостоятельно, с помощью проведения опыта.

Ещё одна цель педагога на этом этапе – убедить детей, что все взрослые, окружающие их, всегда готовы помочь. Помочь подобрать необходимую литературу, подсказать направление деятельности для решения той или иной задачи  и, наконец, поделиться своими знаниями. Для достижения этой цели необходимо установить эмоциональный контакт с детьми. Это можно сделать в ходе игры.

Совместная игра (игры с правилами, подвижные игры и т.п.).

Цель:  создание свободного положительного отношения к воспитателю, что необходимо для формирования более сложных видов общения; развивать такие речевые умения, как  умение внимательно слушать, правильно задавать вопросы, пользоваться объяснительной речью.

Именно игровая деятельность поможет детям раскрепоститься, выработать определённые навыки социального поведения

Ребёнок должен научиться соотносить своё поведение с требованиями принятой на себя роли: ведущий должен уметь уточнять правила, говорить спокойным, дружелюбным тоном

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми