Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Заключение.
I. В результате проведённого исследования была реализована его цель и задачи.
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общение со взрослым имеет исключительное значение в первые 7 лет жизни ребенка, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. К старшему дошкольному возрасту у детей складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Ребёнок активно познаёт мир, хочет понять наблюдаемые явления и события. Его познавательная деятельность тесно связана со взрослым, который помогает ребёнку расширять его кругозор, удовлетворять его познавательные интересы. В процессе внеситуативно-познавательного общения взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может увидеть, связать воедино то, что совсем не связано в его повседневной жизни, и, что особенно важно, сформулировать свои собственные вопросы. А в основе большинства детских вопросов лежит познавательный мотив.
Одним из средств развития внеситуативно-познавательного общения и познавательных интересов детей является проектная деятельность. Это своеобразный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Основная цель метода проектов – развитие самостоятельности, сотрудничества творчества у детей. Вместе с тем он призван к оптимизации общения дошкольников со взрослыми и сверстниками и является одним из средств развития внеситуативно-познавательного общения.
Эффективность развития каждого ребёнка зависит от уровня компетентности педагога. Его речь, общий уровень его культуры, личностные качества, специальная подготовка – всё это играет не малую роль для развития познавательного интереса и общения детей со взрослыми.
2. Первая серия констатирующего эксперимента выявила, что у 57% детей данной группы не сформирована внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Дети редко вступают в общение со взрослым ради получения или обсуждения познавательной информации о мире вещей, явлениях и событиях, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Многие дети не могу достаточно долго поддерживать беседу на познавательную тему, сохраняя к ней интерес. Но в ходе беседы дети стараются отвечать на вопросы, иногда формулировать и задавать свои вопросы по теме.
Вторая серия констатирующего эксперимента позволила выявить особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Можно сделать вывод о том, что у большинства детей познавательный интерес находится на стадии становления любознательности. Что проявляется в вопросах, направленных на получение новой информации, в проявлении чувства ожидания нового. Но, познавательные интересы детей не отличаются стабильностью и устойчивостью проявлений. При всей широте интересующего детей круга предметов, они ещё не могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведении. Но у детей присутствует желание получать новую информацию, они стремятся к общению на познавательные темы. Наиболее интересными для детей являются мир предметов и искусства, а менее привлекательными мир природы и социальный мир.
В ходе третей серии констатирующего эксперимента была изучена готовность педагога к организации общения с детьми. В результате анализа выясни, что у педагогов невысокий уровень теоретических знаний и практических умений по исследуемой проблеме. Но он проявляют интерес к общению как деятельности и к организации работы по развитию общения и познавательных интересов путём внедрения метода проектов.
3. Реализация цели и задач формирующего эксперимента проходила по двум направлениям: повышение уровня готовности педагогов и развитие внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми.
Разработанная методика повышения уровня готовности педагогов к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов предполагала работу по трем этапам: обучающему, развивающему, практическому.
Первый этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Второй этап был ориентирован на развитие умений педагогов организовывать процесс общения с детьми.
Третий этап предполагал практическую реализацию воспитателями педагогических знаний и умений по организации и внедрению педагогического проекта.
Контрольный срез, проведённый после реализации трёх этапов преобразующего эксперимента, показал, что уровень готовности педагогов к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов стал «высоким» и «допустимым».
Разработанный проект развития внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми предполагает работу по двум этапам: развивающему, практическому.
Первый этап направлен на развитие интереса детей к общению со взрослым на познавательные темы и на развитие умений диалогической речи детей.
Второй этап имеет целью практическую реализацию знаний и умений детей по добыванию познавательной информации в ходе проектной деятльности.
II. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что: Развитие внеситуативно-познавательного общения ребёнка старшего дошкольного возраста со взрослым будет проходить эффективно при следующих педагогических условиях:
- Цель и результат деятельности связаны с развитием познавательных интересов, а способы взаимодействия участников направлены на развитие специальных умений общения.
Эти аспекты являются основой внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым.
- Педагог компетентен в вопросах использования современных методов при организации общения с детьми.
Под компетентностью подразумевается готовность педагога к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов, в единстве трёх её компонентов: мотивационного, когнитивного и практического. Мотивационная готовность заключается в положительном отношении и интересе к исследуемой проблеме. Когнитивная готовность предполагает полноту, глубину, системность знаний педагогов. Практический компонент готовности подразумевает сформированную систему умений, необходимых для эффективной и самостоятельной организации воспитателями работы по развитию внесиуативно-познавательного общения с детьми.
Это условие является центральным, т.к. от компетентности педагогов в вопросах организации общения с детьми зависит глубина и широта познавательных интересов и уровень развития ребёнка в целом.
III. Проведённое исследование позволило определить перспективы на продолжение оптимизации внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми. Это включение воспитателей в процесс работы над проектом и взаимодействие педагогов с родителями, в целях развития познавательных интересов детей и их активной поисковой деятельности.
Библиография.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Приложение.
Приложение 1