Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Заключение.

I.                   В результате проведённого исследования была реализована его цель и задачи.

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общение со взрослым имеет исключительное значение в первые 7 лет жизни ребенка, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. К старшему дошкольному возрасту у детей складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Ребёнок активно познаёт мир, хочет понять наблюдаемые явления и события. Его познавательная деятельность тесно связана со взрослым, который помогает ребёнку расширять его кругозор, удовлетворять его познавательные интересы. В процессе внеситуативно-познавательного общения взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие  вещи, узнать о том, что он не может увидеть, связать воедино то, что совсем не связано в его повседневной жизни, и, что особенно важно, сформулировать свои собственные вопросы. А в основе большинства детских вопросов лежит познавательный мотив.

Одним из средств развития внеситуативно-познавательного общения и  познавательных интересов детей является проектная деятельность. Это своеобразный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Основная цель метода проектов – развитие самостоятельности, сотрудничества  творчества у детей. Вместе с тем он призван к оптимизации общения дошкольников со взрослыми и сверстниками и является одним из средств развития внеситуативно-познавательного общения.

Эффективность развития каждого ребёнка зависит от уровня компетентности педагога. Его речь, общий уровень его культуры, личностные качества, специальная подготовка – всё это играет не малую роль для развития познавательного интереса и  общения детей со взрослыми.

2. Первая серия констатирующего эксперимента выявила, что у 57% детей данной группы не сформирована внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Дети редко вступают в общение со взрослым ради получения или обсуждения познавательной информации о мире вещей, явлениях и событиях, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Многие дети не могу достаточно долго поддерживать беседу на познавательную тему, сохраняя к ней интерес. Но в ходе беседы дети стараются отвечать на вопросы, иногда формулировать и задавать свои вопросы по теме.

              Вторая серия констатирующего эксперимента позволила выявить особенности  развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Можно сделать вывод о том, что у большинства детей познавательный интерес находится на стадии становления любознательности. Что проявляется в вопросах, направленных на получение новой информации, в проявлении чувства ожидания нового.  Но, познавательные интересы детей не отличаются стабильностью и устойчивостью проявлений. При всей широте интересующего детей круга предметов, они ещё не могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведении. Но у детей присутствует желание получать новую информацию, они стремятся к общению на познавательные темы. Наиболее интересными для детей являются мир предметов и искусства, а менее привлекательными мир природы и социальный мир.

В ходе третей серии констатирующего эксперимента  была изучена готовность педагога к организации общения с детьми. В результате анализа выясни, что у педагогов невысокий уровень теоретических знаний и практических умений по исследуемой проблеме. Но он проявляют интерес к  общению как деятельности и к организации работы по развитию общения и познавательных интересов путём внедрения метода проектов.

3. Реализация цели и задач формирующего эксперимента проходила по двум направлениям: повышение уровня готовности педагогов и развитие внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми.

Разработанная методика повышения уровня готовности педагогов к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов предполагала работу по трем этапам: обучающему, развивающему, практическому.

Первый этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.

Второй этап был ориентирован на развитие умений педагогов организовывать процесс общения с детьми.

Третий этап предполагал практическую реализацию воспитателями педагогических знаний и умений по организации и внедрению педагогического проекта.

Контрольный срез, проведённый после реализации трёх этапов преобразующего эксперимента, показал, что уровень готовности педагогов к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов стал «высоким» и «допустимым».

Разработанный проект развития внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми предполагает работу по двум этапам: развивающему, практическому.

Первый этап направлен на развитие интереса детей к общению со взрослым на познавательные темы и на развитие умений диалогической речи детей.

Второй этап имеет целью практическую реализацию знаний и умений детей по добыванию познавательной информации в ходе проектной деятльности.

II. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что: Развитие внеситуативно-познавательного общения ребёнка старшего дошкольного возраста со взрослым будет проходить эффективно при следующих педагогических условиях:

- Цель и результат деятельности связаны с развитием познавательных интересов, а способы взаимодействия участников направлены на развитие специальных умений общения.

Эти аспекты являются основой внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым.

- Педагог компетентен в вопросах использования современных методов при организации общения с детьми.

Под компетентностью подразумевается готовность педагога к организации, планированию и проведению работы по развитию общения и познавательных интересов, посредством внедрения в работу с детьми метода проектов, в единстве трёх её компонентов: мотивационного, когнитивного и практического. Мотивационная готовность  заключается в положительном отношении и интересе к исследуемой проблеме. Когнитивная готовность предполагает полноту, глубину, системность знаний педагогов. Практический компонент готовности подразумевает сформированную систему умений, необходимых для эффективной и самостоятельной организации воспитателями работы по развитию внесиуативно-познавательного общения с детьми.

Это условие является центральным, т.к. от компетентности педагогов в вопросах организации общения с детьми зависит глубина и широта познавательных интересов и уровень развития ребёнка в целом.

III. Проведённое исследование позволило определить перспективы на продолжение оптимизации внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми. Это включение воспитателей в процесс работы над проектом и взаимодействие педагогов с родителями, в целях развития познавательных интересов детей и их активной поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

1.                                  Арушанова А.Г.   Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999 

2.                                  Арушанова А.Г.  Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // «Дошкольное воспитание» №6 1998 (с. 86-89), №7 1998 (с. 100-105), №8 1998 (с. 96-107), №11 1998 (с. 70-79), №2 1999 (с. 76-82)

3.                                  Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000. № 1. С. 24-36.

4.                                  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребёнка до поступления в школу. / М. Педагогическое общество Росси, 2000

5.                                  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Искусство общения с ребёнком от года до 6 лет: Совет психолога, - М.: АРКТИ, 2004

6.                                  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Ступени общения: от года до 6 лет. -  М., 1996

7.                                  Гарифуллина И.В. Метод проектов как способ организации жизни дошкольников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции – СПб.: Союз, 2007.

8.                                  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.,2002

9.                                  Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание 2000 №12, с.91

10.                             Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.И. Репиной. — М.: Педагогика, 1987.

11.                             Дубина Л.  Развитие у детей коммуникативных способностей // «Дошкольное воспитание», №10, №11 2005г. (с. 25-35, с. 3-9)

12.                             Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, - М.: ТЦ Сфера, 2006

13.                                   Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, - М.: ТЦ Сфера, 2006

14.                             Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Детские проекты или проектное творчество в образовании/ Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного прцесса): Методические материалы к обучающему семинару – СПб, 1995.

15.                             Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1999, №10

16.                             Кравцова Е., Бережковская Е. Ребёнок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, №3

17.                             Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир – СПБ: Детство-Пресс, 2003

18.                             Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1976, №9

19.                             Лисина М.И.  Общение со взрослыми и подготовка к школе. -  Кишинев, 1987

20.                             Лисина М.И. Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (под ред. Лисиной М.И.) М., 1980

21.                             Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (под ред. Давыдова В.В.) М., 1978

22.                             Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986

23.                             Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. №11

24.                             Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми – М., 1992

25.                             Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 567.

26.                             Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста // под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л., М., 1988

27.                             Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. – М.: Академия, 2001.

28.                             Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребёнка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: в 3 ч. Часть 1, 3.- 2-е изд., стереотип.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.

29.                             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. М., том2

30.                             Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание №3 1988

31.                             Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания – Ярославль: Академия развития, 2002

32.                             Смирнова Е.О. Особенности общения  с дошкольниками. - М.: Академия, 2000

33.                             Снегирева Л.А.  Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. -  Минск, 1995 

34.                             Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

35.                             Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений // Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

36.                             Шипицина Л.М., Защиринская Р.В.   Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 1996

37.                             Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми